АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2007 года N 488

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

В целях оказания методологической помощи органам местного самоуправления области по разработке и реализации мероприятий, направленных на мобилизацию доходов и оптимизацию бюджетных расходов, постановляю:

1. Утвердить Методические рекомендации органам местного самоуправления области по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, согласно приложению N 1.

2. Рекомендовать администрациям районов и городов области утвердить нормативным правовым актом администрации Программу мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, по форме согласно приложению N 2.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

Глава администрации области
О.И.Бетин

     
Приложение 1
Утверждены
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 07.05.2007 N 488

     

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

     

1. Общие положения


Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований каждому типу муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, поселение) определены вопросы местного значения. Одним из основных инструментов, используемых органами местного самоуправления при выполнении ими полномочий по решению вопросов местного значения, является бюджет муниципального образования. Сбалансированность местного бюджета, то есть соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита является важным условием осуществления органами местного самоуправления своих полномочий. Вместе с тем перед органами местного самоуправления стоит задача обеспечения не только сбалансированности местных бюджетов, но и эффективного использования бюджетных средств, оптимизации бюджетных расходов, реализации мероприятий по мобилизации доходов бюджетов.

В целях повышения качества управления бюджетным процессом, активизации механизмов оздоровления муниципальных финансов, создания условий для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов, повышения эффективности и результативности работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса, выявления внутренних резервов экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов предлагается органам местного самоуправления области использовать при осуществлении своих полномочий настоящие Методические рекомендации.

Решению вышеназванных задач способствует осуществление мероприятий по следующим направлениям:

организация работы по мобилизации доходов местных бюджетов;

оптимизация расходов местных бюджетов;

мобилизация источников финансирования дефицита местных бюджетов.

2. Мероприятия по организации работы по мобилизации доходов местных бюджетов


2.1. Мероприятия по увеличению поступлений местных налогов.

Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов: налога на имущество физических лиц, земельного налога.

В целях увеличения доходов местного бюджета, а также организации контроля за начислением и поступлением местных налогов органам местного самоуправления необходимо:

предусмотреть проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества по привлечению их к налогообложению;

оказывать содействие в оформлении физическими лицами прав собственности на земельные участки и имущество;

устанавливать экономически обоснованные налоговые ставки по местным налогам.

В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение органами местного самоуправления работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, являющимися потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц <*>.

     ________________

<*> Статьей 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц определены физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц").

В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Без свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество физическое лицо не может быть признано плательщиком налога по данному имуществу. В связи с этим многие потенциальные налогоплательщики данного налога не подают заявления на регистрацию права собственности на недвижимое имущество и, соответственно, не уплачивают налог по указанному имуществу, что приводит к значительным потерям местных бюджетов.

Требование обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержится в статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Эту работу необходимо проводить также при оформлении органами местного самоуправления в соответствии со статьями 8 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, так как застройщик обязан представить в органы местного самоуправления правоустанавливающие документы на земельный участок.

С целью формирования объективной информации о строениях и сооружениях на территории муниципального образования органам местного самоуправления следует создать в соответствии с требованиями статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы градостроительной деятельности, что также позволит своевременно выявлять вновь построенные объекты, на которые в установленном порядке не оформлены права собственности.

Кроме того, с целью выявления фактов самовольной застройки рекомендуется использовать информацию органов надзора в области архитектуры и градостроительства, органов внутренних дел, налоговых органов, а также привлекать к этой работе специалистов органов архитектуры и градостроительства, органов общественного самоуправления.

Требования к регистрации гражданами прав собственности на земельные участки следует отразить в Правилах землепользования и застройки, разрабатываемых органами местного самоуправления в соответствии со статьями 8 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следует учитывать некоторые особенности в налогообложении земельных участков, находящихся под линейными объектами на территории нескольких муниципальных образований, земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, земельных участков, перешедших по наследству или находящихся в общей долевой собственности <*>.

     ________________

<*> При исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся под линейными объектами на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля его кадастровой стоимости, пропорциональная доле занимаемой площади (заключение о доле площади земельного участка, приходящейся на конкретное муниципальное образование, могут дать территориальные органы управления "Роснедвижимость" по Тамбовской области на основании планово-картографического материала).

При этом применяется налоговая ставка, установленная на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.

Налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, должны признаваться собственники земельных долей, а не сельскохозяйственные предприятия, использующие данные земельные участки на правах аренды или доверительного управления.

Следует учитывать, что земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в отдельный земельный участок в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности на этот земельный участок.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Обеспечение полноты учета собственников недвижимости, являющейся объектом налогообложения, достигается путем использования предоставленной законодательством возможности привлечения граждан к административной ответственности <*>.

     ________________

<*> Статьей 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Согласно статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы местного самоуправления могут направлять в суд (статья 23.1) материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что будет являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

2.2. Оптимизация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам.

В целях реализации прав органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки эффективности.

При этом критериями оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны быть:

обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования;

создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности;

оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально незащищенных категорий населения.

В качестве альтернативного варианта можно использовать практику замены предоставления налоговых льгот адресным финансированием с отражением в расходной части местного бюджета либо предоставлением инвестиционного налогового кредита.

2.3. Сокращение недоимки по налогам и сборам.

Сокращение недоимки по налогам и сборам также способствует увеличению доходной части местного бюджета.

В целях сокращения и ликвидации недоимки рекомендуется активизировать деятельность оперативных комиссий администраций муниципальных образований по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины, совершенствованию системы платежей и расчетов, уделив особое внимание:

проведению анализа состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

разработке мероприятий по недопущению недоимки в местный бюджет, в первую очередь по местным налогам, а также другим доходным источникам;

разработке предложений по реструктуризации недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, включая установление сроков и поэтапных мероприятий по ее сокращению.

Кроме того, целесообразно наметить план мероприятий по организации претензионной работы и передаче материалов в суд для принудительного взыскания задолженности с установлением ответственных за контроль и исполнение указанного плана, а также организовывать регулярное заслушивание результатов проделанной работы.

2.4. Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов.

В целях увеличения доходной части местных бюджетов следует разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, поскольку муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации данного доходного источника местных бюджетов.

2.4.1. Увеличению поступлений в бюджет доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:

проведение инвентаризации муниципального имущества, выявление неиспользованного (бесхозного) имущества и установление направления эффективного его использования;

определение и утверждение перечня муниципального имущества, которое целесообразно сдавать во временное владение и пользование с целью получения доходов в виде арендной платы;

выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;

утверждение программы приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет;

осуществление учета доходов по акциям, другим формам участия в капитале.

2.4.2. Обеспечению поступления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, будут способствовать:

принятие нормативных правовых актов о порядке и размерах зачисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

внедрение методов бюджетирования в управление хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, направленных на увеличение прибыли;

установление контроля со стороны органа местного самоуправления за формированием и расходованием резервных фондов муниципальных унитарных предприятий, использованием амортизационных отчислений.

2.4.3. В целях мобилизации доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рекомендуется предусмотреть установление заданий по объемам привлечения дополнительных средств муниципальными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно. При этом необходимо осуществлять учет объемов финансирования бюджетных учреждений за счет всех источников финансирования, включая доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Расходы бюджетных учреждений должны покрываться за счет всех источников финансирования.

2.4.4. Привлечение дополнительных средств в доход местного бюджета также возможно путем:

установления размеров платы за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной и возмездной основе;

начисления процентов в случае продления срока по предоставленным ранее отсрочкам и рассрочкам платежей;

установления ответственных администраторов неналоговых доходов и определения требований к их деятельности;

представительства муниципального образования в акционерных обществах, в уставном капитале которых муниципальное образование принимает долевое участие;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»