МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 1997 года N 16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ УЛУСНЫХ ПРОГРАММ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

В целях оказания методической помощи органам исполнительной власти улусов в работе по составлению улусных Программ по улучшению условий труда, коллегия постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке улусных Программ по улучшению условий и безопасности труда.

2. Всем улусным и городским органам исполнительной власти использовать данные Рекомендации в работе по составлению Программ по улучшению условий и безопасности труда в улусе.

Министр
А.К.АКИМОВ






Утверждено
постановлением Коллегии
Министерства социальной защиты,
труда и занятости населения Республики Саха (Якутия) от 27 марта 1997 года N 16

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЛУСНЫХ ПРОГРАММ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

1. Общие положения

1.1. Целью разрабатываемых Программ является обеспечение гарантированных Конституциями РФ и РС(Я) прав работников на здоровые и безопасные условия труда, реализация государственной политики в области охраны труда.

1.2. Данные рекомендации подготовлены для оказания методической помощи органам исполнительной власти улусов в работе по составлению указанных Программ.

1.3. Программы должны представлять собой комплекс производственных, социальных, экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих улучшение условий труда и снижение производственного риска.

1.4. При их разработке следует руководствоваться следующими материалами:

- Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годы, раздел "Охрана труда";

- Основными направлениями социальных преобразований в Республике Саха (Якутия) на период 1997-2000 годы, раздел "Охрана труда";

- Рекомендациями по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях (Письмо Департамента охраны труда Минтруда РФ от 05.01.1996 N 3-13);

- Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (пост. Минтруда РФ от 27.02.1995 N 11);

- Требованиями СНиПов и ГОСТов, стандартов ССБТ;

- Настоящими Рекомендациями.

1.5. Мероприятия, изложенные в Программах, должны быть подкреплены материальными и финансовыми ресурсами.

     2. Рекомендуется включить в Программу следующие разделы:


2.1. Введение.

В этом разделе целесообразно обосновать необходимость разработки Программы, исходя из анализа состояния условий и охраны труда в улусе, состояния производственного травматизма и последствий, вызванных неблагоприятными условиями труда.

2.2. Организационные мероприятия.

В этом разделе необходимо рассмотреть вопрос о системном подходе к организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории улуса.

Следует определить участие администрации улуса в управлении охраной труда через создание службы (специалиста) охраны труда в аппарате администрации улуса.

Обязать руководителей предприятий и организаций независимо от форм собственности создавать и укреплять службы охраны труда, разработать "Систему управления охраной труда" (СУОТ).

В тех отраслях производства, где имеются разработанные положения СУОТ обязать руководителей к их внедрению.

В целях пропаганды работы по охране труда необходимо запланировать улусные смотры-конкурсы за лучшее состояние охраны труда, пожарной и дорожной безопасности. Для проведения этого мероприятия необходимо разработать положение о постоянном смотре-конкурсе по охране труда, предусмотреть меры поощрения победителей смотра-конкурса.

Для реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, организации общественного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны труда рекомендуется создать институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или трудовых коллективов (пост. Минтруда РФ от 8 апреля 1994 года N 30). Работа уполномоченных (доверенных) лиц проводится на общественных началах. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных.

В Программе следует определить порядок проведения работы по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций (пост. Минтруда России от 12.10.1994 N 65).

Руководители и специалисты предприятий, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках подлежат обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда не реже 1 раза в 3 года. Следует предусмотреть в Программе создание улусной комиссии по обучению и аттестации руководителей и специалистов по охране труда. Члены данной комиссии должны быть аттестованы.

Определенное место в Программе должно быть уделено мероприятиям по обобщению и внедрению опыта работы без травм предприятий, цехов и т.д.

Достаточно большое число производств требует постоянного или периодического контроля за состоянием воздушной среды, уровнями излучений и другими вредными воздействиями на работников. Поэтому в зависимости от конкретных условий необходимо запланировать организацию санитарно-гигиенических лабораторий, приобретение приборов и других средств контроля.

При подготовке этого раздела рекомендуется использовать следующие материалы:

- рекомендации по разработке Программ улучшения условий и охраны труда в организациях (Минтруд России, Департамент охраны труда от 05.01.1996 N 3-13);

- рекомендации по планированию мероприятий по охране труда (Приложение к пост. Минтруда России от 27.02.1995 N 11);

- типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций (Утв. пост. Минтруда России от 12.10.1994 N 65);

- рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации (Утв. пост. Минтруда России от 30.01.1995 N 6).

2.3. Технические мероприятия.

В данном разделе следует предусмотреть проведение модернизации и замены парка устаревшего оборудования, совершенствование технологических процессов, в т.ч. и на муниципальных предприятиях. Для оценки состояния оборудования необходимо использовать материалы аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов.

Надо разработать график замены устаревшего оборудования, предусмотреть для этой цели финансовые средства в бюджете улуса и предприятий. Особое внимание следует уделить модернизации котельных и систем водоснабжения улуса. Если ранее аттестация рабочих мест и сертификация производственных объектов не проводилась, то необходимо запланировать и организовать данные мероприятия в улусе, включив их в Программу. Для проведения этих мероприятий необходимо подключить улусные службы санэпиднадзора, пожнадзора, энергонадзора. Координацию деятельности предприятий и организаций, связанную с улучшением условий и охраны труда должен осуществлять специалист по охране труда администрации улуса или работник администрации, на которого возложена работа по охране труда.

Процесс модернизации и реконструкции муниципальных объектов необходимо производить в соответствии с рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (Приложение к пост. Минтруда России от 27.02.1995 N 11).

2.4. Мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий, лечебно-профилактическая работа.

Основу данной группы мероприятий составляют следующие: ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих санитарно-бытовых помещений: бань, помещений для обогрева работников в зимнее время, уголков отдыха, столовых, помещений для личной гигиены женщины, помещений душевых, умывальных и т.д.

Рекомендуется также предусматривать проведение медицинских осмотров, внедрение оптимальных режимов труда и отдыха, строительство новых или реконструкцию существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, больниц, поликлиник, установку различного медицинского процедурного оборудования, оборудования спортивных залов и площадок, оборудование домов и баз отдыха.

При разработке мероприятий этого раздела необходимо руководствоваться следующими регламентирующими документами:

- расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных, помещений для личной гигиены женщин, помещений для обогрева и др.) - в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04;

- устройство на действующих новых объектах и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников - в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04;

- санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию - в соответствии с требованиями СНиП - 1042-73;

- общественные здания и сооружения - в соответствии с СНиП 2.08.02 - 89;

- административные и бытовые здания - в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04 - 87.

2.5. Социально-экономические мероприятия.

К социально-экономическим мероприятиям можно отнести: обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получение сертификата на соответствие требованиям охраны труда рабочих мест и цехов, капитализацию средств для выплаты возмещения вреда инвалидам труда.

3. Ожидаемые конечные результаты Программы


Реализация Программы должна обеспечить определенные конечные результаты. К ним относятся: число лиц, которым будут улучшены условия труда, сокращение числа несчастных случаев, оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий.

Для определения экономической эффективности от внедрения мероприятий Программы в случае повышения производительности труда можно воспользоваться рядом известных методик. Что касается определения экономической эффективности от снижения несчастных случаев и заболеваемости, необходимо иметь прежде всего результаты материальных последствий, определяющих размер экономического ущерба. Планируемое предотвращение экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости будет равносильно экономической эффективности.

4. Реализация Программы


4.1. Кроме перечисленных разделов Программа может содержать другие разделы по актуальным для данного улуса вопросам условий и охраны труда.

4.2. К проекту Программы рекомендуется приложить пояснительную записку, в которой необходимо описать ожидаемый социальный или экономический эффект реализации мероприятий.

4.3. Программу рекомендуется формировать в соответствии с приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.

4.4 Необходимо установить совместно с исполнителями и участниками Программы сроки выполнения мероприятий и объемы их финансирования.

4.5. Финансовое обеспечение Программы может осуществляться за счет улусных бюджетов, Фондов охраны труда, внебюджетных средств, за счет средств предприятий и организаций, заинтересованных в решении конкретных задач.

4.6. Программы должны рассматриваться коллегиальным совещательным органом улуса и утверждаться главой улуса с учетом объемов финансирования на очередной финансовый год.

4.7. Для координации работы по выполнению Программы необходимо назначить ответственное лицо. Координатор Программы организует контроль за ходом выполнения Программы и за правильностью расходования средств поступающих на реализацию Программы.

4.8. Один экземпляр утвержденной Программы с пояснительной запиской необходимо представить в Управление охраны труда - госэкспертизы условий труда Министерства социальной защиты, труда и занятости населения РС(Я).




Приложение N 1
к Рекомендациям по разработке
улусных Программ по улучшению
условий и безопасности труда

     УТВЕРЖДАЮ:
     Глава администрации ________________ улуса
     __________________________________________
     Ф. И. О.
     "___" __________" 1997 г.



ПРОГРАММА по улучшению условий и безопасности труда в _____________ улусе на 1997-2000 годы





Наименование

мероприятий


Финансовые

 затраты,

 всего

 (млн.

 рублей)

 в т.ч. по

 источникам

 финансирования

 (млн. руб.)   



 Сроки

выполнения

мероприятий




Исполнители

Бюджет

улуса

 Другие

источники

(указать)

 1      

 2     

 3   

 4    

 5     

 6     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»