ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2010 года N 594

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2020 ГОДЫ И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ В 2011 - 2012 ГОДАХ

(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.11.2012 N 491)

В целях определения стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Стратегию развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2020 годы согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить План мероприятий по реализации в 2011 - 2012 годах Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2020 годы согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия), общественным объединениям реализацию мероприятий Плана в 2011 - 2012 годах и ежеквартально представлять информацию о ходе исполнения в Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).

4. Заместителям Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) обеспечить координацию исполнения Плана в 2011 - 2012 годах по курируемым направлениям.

4.1. Определить Координатором мероприятий по реализации Стратегии развития среднего и малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2020 годы Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).

(п. 4.1 введен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.11.2012 N 491)

5. Снять с контроля постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2009 года N 331 "О Комплексе мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2010 годы".

5.1. В установленном законодательством порядке привлечь финансовые институты и ОАО "Республиканская инвестиционная компания" в качестве соисполнителей по привлечению финансовых инвестиций в развитие среднего и малого предпринимательства.

(п. 5.1 введен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.11.2012 N 491)

6. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 декабря 2010 года N 594

(приложение N 1)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2020 ГОДЫ

Введение

Малому и среднему предпринимательству определяется важная роль в экономическом развитии страны и формировании среднего класса.

Вопросы развития предпринимательства и создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса являются приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года малое предпринимательство, а особенно наукоемкий, высокотехнологичный его сектор, рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода экономики субъектов Федерации на инновационный путь развития.

На пленарном заседании Х Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий "Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики" были озвучены позиции государства по увеличению к 2012 году на треть таких основных показателей развития малого и среднего бизнеса, как вклад малого и среднего бизнеса в ВВП, доля занятых в малом и среднем бизнесе, доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере. Учитывая инновационный путь развития экономики России, планируется шестикратное увеличение доли инновационных компаний. При этом локомотивом инновационной экономики в процессе модернизации выступает малый и средний бизнес.

Для России характерна значительная неравномерность уровня социально-экономического развития регионов. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года связана с преодолением структурных проблем, комплексным освоением территории, реализацией конкурентных преимуществ региона. По мере поэтапной реализации стратегических планов, крупных инвестиционных проектов формируются предпосылки для роста активности малого предпринимательства. Эффективное использование этих возможностей обеспечит качественное развитие предпринимательства, признание его одним из основных инструментов внедрения и распространения новых технологий, что будет способствовать обеспечению оптимальной структуры, гибкости, инновационности, устойчивости экономической системы в целом, роста доходов и качества жизни населения.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в течение последних лет имеют положительную динамику, однако по ряду показателей развития малого и среднего предпринимательства несколько отстают от общероссийских значений. В первую очередь, это связано с высокой долей крупного бизнеса, задействованного в разработке полезных ископаемых, энергетики, транспорта и т.д.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) разработана на основе анализа социально-экономического развития республики за предшествующие периоды, сценарных условий развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) с учетом сложившихся тенденций в Российской Федерации.

В качестве целевых ориентиров использованы основные положения:

Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года;

Программного выступления Президента Республики Саха (Якутия) перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 17 июня 2010 года на 2010 - 2015 годы;

Плана действий по реализации программного выступления Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 17 июня 2010 года на 2010 - 2015 годы";

Прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на период до 2013 года;

Программы развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РС(Я) N 540 от 23.12.2009;

Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р.

Целью Стратегии является: определение стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) как важнейшей структурной составляющей в ее социально-экономическом развитии.

Основные задачи Стратегии:

определение вариантов и сценариев развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия);

обоснование и разработка эффективных методов стимулирования граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;

улучшение инвестиционного климата и развитие инновационного предпринимательства;

внедрение новых, в том числе энергосберегающих технологий;

совершенствование механизмов и инфраструктуры поддержки предпринимательства;

повышение образовательного уровня и снижение кадрового дефицита в предпринимательской среде.

Реализация Стратегии предполагается в три этапа (I этап - 2011 год, II этап - 2012 - 2016 годы, III этап - 2017 - 2020 годы), основные положения которой будут заложены в Республиканскую целевую программу "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы".

Итоговыми индикаторами реализации Стратегии к 2020 году определены: рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 105 300; увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем обороте организаций до 47%; обеспечение вклада малого и среднего предпринимательства в ВРП в размере 15%; увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе до 59%; рост оборота организаций малого и среднего бизнеса в 3,6 раза; обеспечение поступлений налогов в бюджеты всех уровней ежегодно до 11 600 млн. руб.; повышение среднемесячной заработной платы до 57 тыс. руб.; увеличение инвестиций в основной капитал к 2020 году в 5 раз; увеличение доли производственных и инновационных компаний в 2,5 раза; увеличение доли объема реализации инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме реализации в 10 раз.

1. Анализ состояния и развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия)


В Республике Саха (Якутия) в течение 2008 - 2010 годов наблюдается позитивная динамика развития малого и среднего предпринимательства. Свидетельством этому являются основные производственно-экономические показатели их деятельности, приведенные в таблице 1.


Таблица 1


 Показатели состояния и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 2008 - 2010 годы



 Показатель       


 Факт

 2008

 г.  


 Факт

 2009

 г.  


 Оценка

 2010 г.  

 Изменение, %      

2009 г.

к 2008

 г.   

2010 г.

к 2009

 г.   

2010 г.

к 2008

 г.   

Число субъектов малого и

среднего

предпринимательства,

единиц                  


40 361


45 107


 48 000  


 112  


 106  


 119  

в том числе:            

малые и средние

предприятия,

единиц                  

 4 487

 5 067

 5 300  

 113  

 105  

 118  

индивидуальные

предприниматели, единиц

35 874

40 040

 42 700  

 112  

 107  

 119  

Оборот СМиСП, млн. руб.

67 658

77 999

 83 500  

 115  

 107  

 123  

Доля в общем обороте

организаций, %          

 20

 23

 24  

 115  

 104  

 120  

Среднесписочная

численность малых и

средних предприятий,

чел.                    


49 727


58 556


60 900 <*>


 118  


 104  


 122  

Доля занятых в малом и

среднем бизнесе от

общего числа занятых в

экономике (экспертная

оценка с учетом наемных

работников

индивидуальных

предпринимателей), %    




 35




 39




 41  




 111  




 105  




 117  

Инвестиции в основной

капитал, млн. руб.      

 1 928

 3 232

 4 400  

 168  

 136  

 228  

Налоги со специальным

налоговым режимом, млн.

руб.                    

 1 479

 1 499

 1 600  

 101  

 107  

 108  

     ________________

<*> расчетные данные

Число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) в 2010 г. по прогнозам достигнет 48 000 субъектов, при общем приросте по сравнению с 2008 годом на 19%. Необходимо отметить, что наибольший прирост достигнут в 2009 году за счет числа малых предприятий.

Рост числа СМиСП оказал позитивное влияние на изменение ряда других социально-экономических составляющих деятельности малого и среднего бизнеса Республики Саха (Якутия).

Так, значительно возрос объем оборотов СМиСП. Динамика в 2010 году по сравнению с 2008 годом составит 123%.

Обороты в сфере малого и среднего предпринимательства в основном обеспечивают предприятия оптовой и розничной торговли, строительного комплекса, обрабатывающих производств, транспорта и связи.

Отмечается ежегодный рост доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте организаций с 20% в 2008 году до 24% в 2010 году.

Произошло увеличение среднесписочной численности работников средних и малых предприятий. Так, за 2008 - 2010 г.г. среднесписочная численность работников вырастает на 11 173 чел., в том числе в 2009 г. абсолютный прирост составил 8 829 тыс. чел. к 2008 г., в 2010 г. - 2 344 тыс. чел. к 2009 г.

В целом, доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике неуклонно растет и к концу 2010 года достигнет 41%, при том, что в 2008 году показатель составлял 35%. Для сравнения доля занятых в малом и среднем бизнесе по Дальневосточному федеральному округу достигла 50%, при общероссийском показателе 60%.

По данным органов государственной статистики России Республика Саха (Якутия) стабильно занимает четвертое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по уровню развития малого и среднего предпринимательства, а по уровню платных бытовых услуг, оказываемых преимущественно субъектами малого и среднего предпринимательства - второе (по прогнозируемым результатам 2010 года - первое).

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (без учета выплат социального характера) в 2010 г. составит 23 тыс. руб. (115% к уровню 2009 г.), в 2009 г. - 20 тыс. руб. (125% к 2008 г.). Данный показатель стабильно занимает пятое место в Дальневосточном федеральном округе. При этом, доходы от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов населения в Республике Саха (Якутия) превышают общероссийские показатели на треть и занимают первое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.

Инвестиции в основной капитал в 2010 г. увеличились в 2,3 раза по отношению к 2008 г., составив 4 400 млн. руб. Основную долю в общей структуре инвестирования в основной капитал обеспечивали торговые предприятия, фирмы строительного комплекса и обрабатывающего производства, предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Наиболее активными в части инвестирования являлись предприятия, функционирующие в промышленно-развитых городах и районах Республики Саха (Якутия), а именно в г. Якутске, г. Нерюнгри, Томпонском и Мирнинском районах. Доля инвестиций в частный бизнес Республики Саха (Якутия) превышает общероссийские показатели на 25%, а показатель по Дальневосточному федеральному округу в 1,6 раза, составив 65%. Однако, реализация на территории Республики Саха (Якутия) крупных мега-проектов постепенно приведет к снижению данного показателя.

Бюджетная эффективность выражается в росте налоговых платежей, поступивших от индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Республики Саха (Якутия). По оценке 2010 г. исчисление налогов со специальным режимом составит 1 600 млн. руб. (или 108% к уровню 2008 г.).

Структура СМиСП по видам экономической деятельности соответствует общероссийским тенденциям. При этом идет постепенное увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой деятельности. В результате, по итогам 2009 года на долю оптовой и розничной торговли приходится 27% от всех действующих малых предприятий, предприятия, занятые в обрабатывающем производстве, составляют 7%, в строительстве - 20%. Наблюдается увеличение количества малых предприятий по таким отраслям деятельности, как: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (121%), операции с недвижимым имуществом (119%), гостиницы и рестораны (113%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (115%), строительство (114%), образование (134%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (110%).

По прогнозу на 2010 год ожидается рост малых и средних предприятий по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, строительства. Неизменным остается количество малых предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

На фоне ежегодного увеличения удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность в Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) выглядит достаточно позитивно. Однако их доля в Республике Саха (Якутия) составляет лишь 50% к общероссийскому показателю.

Затраты на технологические инновации имеют тенденции к постоянному росту, как в России в целом, так и в Республике в частности, но составляют 1% к общероссийскому показателю. При этом, доля Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе по размеру затрат составляет 56%.

По числу использованных передовых технологий Республика Саха (Якутия) занимает третье место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.

Несмотря на это, Республика Саха (Якутия) находится на предпоследнем месте по показателю доли объема инновационных товаров (работ, услуг) в общей сумме реализованных товаров (работ, услуг), отставая от общероссийского показателя в 10 раз. <*>

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»