Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2009 года N 540

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.12.2010 N 598

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р о программе развития конкуренции в Российской Федерации, в целях создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках, сокращения административных барьеров ведения предпринимательской деятельности, расширения доступа к государственному заказу и иным ресурсам, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Программу развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Определить Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) координатором Программы развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы.

3. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) представлять в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации Программы.

4. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) на основе анализа и обобщения информации, представлять в Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о реализации Программы.

5. Рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (Игнатьев Ю.А.) предоставлять сведения в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) и копии для заинтересованных министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) об установленных фактах нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами в части злоупотребления доминирующим положением, соглашениях и согласованных действиях ограничивающих конкуренцию.

6. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

7. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 декабря 2009 года N 540

Программа развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

ВВЕДЕНИЕ


Современный этап эволюции российской экономики характеризуется динамичным развитием конкурентных отношений во всех секторах рынка. При этом региональные экономические системы демонстрируют специфические особенности с уникальными детерминантами конкурентных позиций. В силу географических и природно-климатических условий товарные рынки Республики Саха (Якутия) в основном формируется из продукции выпускаемой субъектами экономики других регионов Российской Федерации.

Товарные рынки Республики Саха (Якутия), по сравнению с развитыми регионами Российской Федерации, не характеризуется динамичным развитием сферы производства и организационно-экономической устойчивостью субъектов системы промышленности Республики Саха (Якутия). При этом открытый и межрегиональный характер рыночных связей обусловливает усиление конкурентной борьбы и формирование объективных предпосылок для конкурентного позиционирования местных производителей на товарных рынках.

Однако, сложившийся в современном стратегическом менеджменте диверсифицированный набор стратегий не может быть применен субъектами промышленности без учета специфики регионального рынка, а также особенностей организационного потенциала его участников. В этой связи значимой становится адаптация и моделирование стратегий достижения конкурентоспособности предприятий промышленности, функционирующих на товарных рынках Республики Саха (Якутия).

Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.

Дореформенный период государство полностью компенсировало объективно необходимые повышенные затраты на производство товаров народного потребления.

На современном этапе приоритетами государственной политики на региональных товарных рынках являются: постепенный переход от административных (прямых) методов поддержки к косвенному стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов промышленности, включая предпринимательские структуры, за счет институциональной поддержки, стимулирования развития инфраструктуры, оказания консалтинговой и правовой помощи в становлении эффективной системы контрактных отношений; формирование региональных корпораций промышленности, которые должны ориентироваться на самостоятельное развитие, опираясь на естественную диверсификацию; поддержка должна распространяться в основном на те предприятия, которые ориентированы на удовлетворение внутриреспубликанских потребностей и обеспечение социально-экономической стабильности территории Республики Саха (Якутия), при этом способных конкурировать на внешних рынках.

Угрозами конкурентоспособности предприятий республики выступают: высокий уровень износа основных фондов предприятий, отсутствие финансовых и инвестиционных ресурсов, низкое качество менеджмента на сельскохозяйственных предприятиях, низкий уровень мотивации персонала предприятий, включая руководителей, сильная зависимость деятельности субъектов промышленности от всех форм государственной поддержки. При этом конкурентные отношения производителей в настоящее время не сводятся к реализации целей максимизации прибыли; основная установка менеджмента предприятий - бескризисное развитие. Таким образом, конкурентные отношения являются имманентно присущим для экономики Республики Саха (Якутия), что предопределяет важность разработки стратегий конкурентной борьбы для предприятий, оперирующих на насыщенном рынке республики.

Финансовый кризис 2008 года, повлекший резкое увеличение цен на отдельные виды товаров, в том числе первой необходимости, грозивший товарным дефицитом и показавший неэффективность регулирования экономики республики, остро поставил вопрос развития конкурентного позиционирования местных производителей товаров.

Таким образом, назрела необходимость стратегического подхода к развитию конкурентоспособности субъектов промышленности, функционирующих на товарных рынках Республики Саха (Якутия).

Данная программа разработана в целях преодоления сложившейся ситуации на товарных рынках Республики Саха (Якутия), во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р и обращения Министерства экономического развития РФ от 24.07.2009 N 12007-АП/Д22 "О разработке региональных программ развития конкуренции".

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)


Ключевым инструментом достижения целей социально-экономической развития является конкурентная политика.

Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики республики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Республики Саха (Якутия) в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия):

во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития;

во-вторых, снижение инфляции;

в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения;

в-четвертых, развития национальной конкурентоспособности.

Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:

Первое. Общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешних барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.

Второе. Повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования.

Третье. Реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешних барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Программа развития конкуренции в Республике Саха (Якутия) определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года.

РАЗДЕЛ 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТ¬НОЙ СРЕДЫ НА КЛЮЧЕВЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ И ОПИ¬САНИЕ ОСНОВНЫХ МЕР ДЛЯ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ


2.1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Конкуренция в отдельных рынках товаров и услуг обладает определенной спецификой, которая может быть обусловлена различными причинами: наличием естественной монополи, высокой степенью конкуренции в рамках мирового рынка, зависимостью от природных ресурсов и др. Вместе с тем очевидно, что для формирования конкурентной среды в алюминиевой отрасли, в электроэнергетике или агропродовольственном рынке невозможно использование абсолютно идентичных мер.

Таким образом, необходимо произвести оценку состояния конкурентной среды каждого товарного рынка республики.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке добычи нефти и газа

По данным статистики по состоянию на 01 января 2009 года на рынке добычи сырой нефти и природного газа зарегистрировано 243 субъектов, в том числе 135 субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля субъектов в общем количестве составляет 55,6%, в то время как их удельный вес в общем объеме оборота хозяйствующих субъектов составляет всего 22,8%.

     Таблица 2.1

Добыча сырой нефти и природного газа

Всего

в том числе субъекты малого и среднего предпри-нимательства

доля субъектов малого предпри-нимательства от общего оборота

Оборот хозяйствующих субъектов, млн. рублей (по хозяйственным видам экономической деятельности)

5313,7

1213,1

22,8

Количество субъектов, ед.

243

135

55,6

По данным статистики по состоянию на 1 января 2009 года на рынке добычи природного газа и газового конденсата зарегистрировано 232 субъектов, в том числе 124 субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля субъектов предпринимательства в общем количестве составляет 53,4%, в то время как их удельный вес в общем объеме оборота хозяйствующих субъектов составляет всего 0%.

Таблица 2.2

Добыча природного газа и газового конденсата


Всего

в том числе субъекты малого и среднего предпри-нимательства

доля субъектов малого предприни-мательства от общего оборота

Оборот хозяйствующих субъектов, млн. рублей (по хозяйственным видам экономической деятельности)

1969,1

0

0,0

Количество субъектов, ед.

232

124

53,4

По состоянию на конец 2009 года на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют деятельность, связанную с добычей нефти, пять компаний, в том числе ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча", ЗАО "Иреляхнефть", ООО "Газпромнефть-Ангара" и ОАО "Ленанефтегаз".

Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.

Специфика северных территорий (большие расстояния, "очаговый" характер расселения, отсутствие круглогодичных транспортных схем и крупного промышленного потребителя) привели к тому, что в основном каждый производитель нацелен на конкретного потребителя, что привело к объективной закрытости рынков сбыта нефтяного котельного топлива и повсеместному появлению локальных монополистов.

Закрытость рынков сбыта нефти существенно ограничивает емкость этих рынков. Без принятия мер по расширению рынков сбыта, либо по выходу на внешние рынки, предприятия, функционирующие в подобных условиях, практически, никаких перспектив не имеют.

Так, Федеральный закон "О недрах" в действующей редакции имеет многочисленные разночтения, что позволяет федеральным органам управления фондом недр по-своему толковать нормы законодательства о недрах в вопросах ограничения полномочий субъектов Российской Федерации в области геологического изучения, добычи полезных ископаемых:

- усложнена процедура согласования и прохождения экспертизы проектной и технической документации на разработку месторождений.

До 2007 года согласование технических проектов на разработку месторождений и годовых планов горных работ составляло от 1 до 2 месяцев, при этом проекты направлялись на экспертизу в области промышленной безопасности и охраны недр, а также на государственную экологическую экспертизу. С 2007 года добавилось согласование и экспертиза проектов в Центральной комиссии по разработке месторождений (ЦКР Роснедра). В результате - начало горноэксплуатационных работ затягивается, усложняется процедура планирования и финансирования работ.

В своем выступлении генеральный директор ОАО "Сургутнефтегаз" Богданов В.Л. на совещании при Первом заместителе Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеве в г. Мирном (2008 год), к примеру, озвучил, что при согласовании разрешительных документов в 2006 году Компанией было собрано 35 тысяч подписей, а в 2007 году - уже 38 тысяч подписей.

- существующая система лицензирования, замкнутая на федеральный центр, не позволяет оперативно решать вопросы обеспечения предприятий сырьевой базой, вовлечения в освоение разрозненных участков недр. Система лицензирования поисковых и геологоразведочных работ не стимулирует их развития. Также это вызвано сложной процедурой получения прав пользования недрами, как для геологического изучения, так и для разведки и добычи.

Средний срок от подачи заявки до получения лицензии составляет 17 месяцев, число обращений для согласования и получения разрешительной и отчетной документации в сфере недропользования доходит до сорока. Таким образом, недропользователи месторождений вынуждены длительное время ожидать исполнения процедур согласования, определенных федеральным законодательством.

- при оформлении аренды земель на проведение геологоразведочных работ комплект обосновывающих документов аналогичен пакету для промышленной добычи, хотя данные виды работ принципиально проще, а сроки ведения геологоразведочных работ носят сезонный характер.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке нефтепродуктов


Схожая ситуация сложилась на рынке нефтепродуктов. В отсутствие собственной нефтепереработки, весь объем светлых нефтепродуктов для нужд республики завозится централизованно из-за её пределов.

Организация производства собственных нефтепродуктов затруднена в связи с отсутствием транспортной инфраструктуры и относительно малым потреблением недостаточным для выхода на рентабельный уровень предполагаемых проектов по производству нефтепродуктов из нефти и газа.

На территории Республики Саха (Якутия), согласно представленным вышеуказанными хозяйствующими субъектами сведениям, размещено 164 АЗС по вышеперечисленным хозяйствующим субъектам; в крупных административных центрах республики расположено 26,85% (при этом объемы реализации составляет 54%) , в том числе: г. Якутск - 26 АЗС (15,9%), МО "Мирнинский район" РС(Я) - 3 АЗС (1,85), МО "Нерюнгринский район" РС(Я) - 15 АЗС (9,1 %), в остальных тридцати муниципальных образованиях расположено 120 АЗС или 73% (при этом объемы реализации составляет 46%).

В остальных муниципальных образованиях количество транспортных средств по всем видам транспортных средств составляет 40%.

Основными барьерами входа на розничный рынок реализации нефтепродуктов являются экономические барьеры, связанные со спецификой Северного завоза:

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложении;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»