АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2009 года N 79
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД
Администрация Смоленской области постановляет:
Внести в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 14.01.2009 N 4, изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор
Смоленской области
С.В.АНТУФЬЕВ
Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 14.01.2009 N 4
(в редакции
постановления
Администрации
Смоленской области
от 18.02.2009 N 79)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Департамент государственной службы занятости населения│
│субъекта │Смоленской области (далее также - Департамент ГСЗН│
│бюджетного │Смоленской области) │
│планирования │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Наименование │Программа дополнительных мер по снижению напряженности│
│Программы │на рынке труда Смоленской области на 2009 год │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Наименование │Департамент ГСЗН Смоленской области │
│уполномоченного │ │
│органа │ │
│исполнительной │ │
│власти │ │
│Смоленской │ │
│области │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для│Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О│
│разработки │занятости населения в Российской Федерации"; │
│Программы │Постановление Правительства Российской Федерации от│
│ │31.12.2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий│
│ │из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской│
│ │Федерации на реализацию дополнительных мероприятий,│
│ │направленных на снижение напряженности на рынке труда│
│ │субъектов Российской Федерации" │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Администрация Смоленской области │
│заказчик │ │
│Программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │Департамент ГСЗН Смоленской области │
│Программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы │принятие превентивных мер по снижению негативных│
│ │социально-экономических последствий возможного│
│ │увольнения работников и предупреждению роста безработицы│
│ │в Смоленской области │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи Программы│1) повышение конкурентоспособности на рынке труда│
│ │работников, находящихся под риском увольнения; │
│ │2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест; │
│ │3) развитие территориальной трудовой мобильности│
│ │населения Смоленской области │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │1) опережающее профессиональное обучение работников в│
│мероприятия │случае угрозы массового увольнения (установление│
│Программы │неполного рабочего времени, временная приостановка│
│ │работ, предоставление отпусков без сохранения заработной│
│ │платы, мероприятия по высвобождению работников); │
│ │2) организация общественных работ в организациях│
│ │Смоленской области и на социально значимых объектах для│
│ │работников, находящихся под риском увольнения, а также│
│ │для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных│
│ │территориях; │
│ │3) организация стажировки в целях приобретения опыта│
│ │работы выпускников образовательных учреждений; │
│ │4) содействие развитию малого предпринимательства и│
│ │самозанятости безработных граждан; │
│ │5) адресная поддержка ищущих работу граждан,│
│ │переезжающих в другую местность для трудоустройства на│
│ │рабочие места постоянного и временного характера │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы│2009 год, Программа реализуется в два этапа: │
│реализации │I этап - январь - апрель 2009 года; │
│Программы │II этап - май - декабрь 2009 года │
│ │ │
│ │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │органы исполнительной власти Смоленской области, органы│
│Программы │местного самоуправления муниципальных образований│
│ │Смоленской области совместно с территориальными органами│
│ │федеральных органов исполнительной власти в пределах их│
│ │полномочий и работодателями (по согласованию) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и│общий объем финансирования Программы в 2009 году -│
│источники │114,808 млн. рублей, в том числе: │
│финансирования │субсидия федерального бюджета - 109,039 млн. рублей; │
│Программы │средства областного бюджета - 5,77 млн. рублей. │
│ │Объемы финансирования Программы подлежат уточнению и│
│ │могут корректироваться │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Целевые │недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня│
│показатели │1,6 процента в среднегодовом исчислении,│
│Программы │запланированного на конец 2009 года │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Показатели │1) прохождение профессиональной переподготовки│
│результативности│(повышения квалификации, обучения новой профессии) - не│
│Программы │менее 700 работников организаций, находящихся под риском│
│ │увольнения; │
│ │2) прохождение стажировки на новом рабочем месте│
│ │выпускников профессиональных учебных заведений - 2000│
│ │человек; │
│ │3) создание не менее 3978 временных рабочих мест в│
│ │рамках организации общественных работ для│
│ │трудоустройства 4000 работников, находящихся под риском│
│ │увольнения; │
│ │4) создание не менее 100 новых рабочих мест в сфере│
│ │малого бизнеса; │
│ │5) оказание адресной поддержки для переезда в другую│
│ │местность в целях трудоустройства на рабочие места│
│ │постоянного и временного характера - не менее 50 человек│
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Порядок │контроль за ходом выполнения Программы осуществляет│
│осуществления │Администрация Смоленской области │
│контроля за│ │
│ходом выполнения│ │
│Программы │ │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…
Введение
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в дополнение к ведомственной целевой программе "Содействие занятости населения Смоленской области" на 2009 год, рассмотренной Координационным комитетом содействия занятости населения Смоленской области (протокол от 12.12.2008 N 4), утвержденной приказом Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области от 22.12.2008 N 141-ОД.
Разработка Программы обусловлена необходимостью реализации дополнительных мероприятий в области занятости населения, связанных с проблемами, возникшими в условиях мирового финансового кризиса, а также координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по поддержке занятости населения, снижению напряженности на рынке труда Смоленской области.
Основные цели, приоритетные задачи и направления политики занятости населения, представленные в Программе, сформированы на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда региона.
Основными участниками Программы являются органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и работодатели. Реализацию отдельных направлений Программы планируется осуществлять во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в пределах их полномочий.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
С октября 2008 года выявились негативные явления в реальном секторе экономики, которые привели к снижению роста валового регионального продукта Смоленской области. В 2008 году рост этого показателя планировался на уровне 108,2 процента, на сегодняшний день он оценивается на уровне 101 процента.
Индекс промышленного производства впервые за последние 5 лет снизился и составил 99,2 процента к уровню 2007 года. В химической промышленности индекс производства составил 78 процентов, алмазообрабатывающие предприятия сократили физический объем производства на 18 процентов.
Увеличилась просроченная задолженность по выплате заработной платы. По состоянию на 1 января 2009 года просроченная задолженность по выплате заработной платы составила 54,7 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2008 года в 5,6 раза.
Объем отгруженных товаров в промышленном секторе в декабре 2008 года к уровню ноября 2008 года составил 72,4 процента.
Среднесписочная численность работающих в организациях и на предприятиях Смоленской области сократилась на 0,4 процента.
Эти негативные тенденции повлияют на дальнейший ход экономических процессов, вызовут усиление напряженности на рынке труда Смоленской области в 2009 году.
Численность экономически активного населения Смоленской области на 1 января 2009 года составила 531,2 тыс. человек, из них 495,5 тыс. человек (93,3 процента) были заняты в экономике. С октября 2008 года под воздействием экономического кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики (прежде всего в обрабатывающем производстве, строительстве, сельском и лесном хозяйстве), что создало дополнительные риски как для бюджета, так и для практически всех составляющих экономики и сфер жизни общества, в том числе и рынка труда. В результате численность занятых в экономике Смоленской области только за последние три месяца сократилась на 4,9 тыс. человек.
Коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение числа незанятых граждан, состоящих на учете, и заявленных в службу занятости населения вакансий) вырос до 3 человек на вакансию (для сравнения: на начало октября прошлого года на одну вакансию претендовал один безработный). В первую очередь это связано с сокращением более чем в два раза числа вакансий, заявленных в службу занятости, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости населения вакансии. Так, заявленная потребность в работниках на конец прошлого года составила 2,9 тыс. единиц.
В связи с высвобождением работников на предприятиях число граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения в качестве безработных, увеличилось до 5 тыс. человек. Учитывая темпы прироста числа зарегистрированных безработных в конце 2008 года, в 2009 году можно ожидать их увеличения до 15,9 тыс. человек.
На региональном рынке труда мероприятия активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан осуществляются в соответствии с ведомственной целевой программой "Содействие занятости населения Смоленской области" на 2009 год, которой предусматривается:
- обеспечить участие в мероприятиях содействия занятости населения более 50 тыс. человек;
- трудоустроить при содействии службы занятости 31,1 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 6,65 тыс. человек;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 2200 человек.
В то же время анализ ситуации, складывающейся на рынке труда с октября прошлого года, показывает, что проблема обеспечения занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения, заметно обострилась. Если в прошлом году через службу занятости было трудоустроено 29,3 тыс. человек (в среднем за месяц около 2,5 тыс. человек), то в последний месяц - лишь 1,2 тыс. граждан.
Согласно еженедельному мониторингу, который проводят органы государственной службы занятости населения Смоленской области, в период с 14 октября 2008 года сведения о предстоящем увольнении представили 247 организаций. Предполагалось высвобождение 2975 работников, уволено 1368 человек. Увольнение остальных предполагается осуществить в первом полугодии 2009 года. Численность работающих в условиях неполного рабочего времени по инициативе администрации на предприятиях Смоленской области, по оценке, составляет 10489 человек. Находятся в простое по вине работодателя 2242 человека. С учетом роста численности работников, находящихся под риском увольнения, включая находящихся в простое и вынужденных отпусках, ожидается, что в 2009 году этот показатель может достигнуть 17,1 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы в Смоленской области к концу 2008 года вырос до 0,93 процента экономически активного населения, в январе 2009 года он уже составил 1,12 процента (на 01.10.2008 - 0,87 процента). В ряде районов уровень безработицы заметно превысил среднеобластной показатель: в Глинковском районе - 7 процентов, Ершичском районе - 6,05 процента, Угранском районе - 5,45 процента, Ельнинском районе - 3,03 процента.
В связи с сокращением численности занятых в отраслях экономики значительно увеличилась и общая численность безработных (рассчитанная по методологии МОТ), которая на 01.01.2009 составила 35,7 тыс. человек, или 6,7 процента. На 1 октября прошлого года указанный показатель составлял 5,9 процента. Учитывая темпы роста общей безработицы, в 2009 году она может достигнуть 10,2 процента, или 54,1 тыс. человек.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда в Смоленской области принимаются следующие меры:
- в непрерывном режиме ведется мониторинг ситуации на рынке труда, связанной с увольнением работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, а также неполной занятостью на предприятиях и в организациях;
- результаты мониторинга Департаментом ГСЗН Смоленской области еженедельно направляются в Федеральную службу по труду и занятости, в Минздравсоцразвития России, главному федеральному инспектору в Смоленской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, в Государственную инспекцию труда в Смоленской области, прокуратуру и Управление внутренних дел по Смоленской области, объединения работодателей и строителей, объединение организаций профсоюзов, отраслевые департаменты Смоленской области и иные федеральные органы исполнительной власти;
- проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения. Для выезда на предприятия (при возникновении сложной ситуации) создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты службы занятости и инспекции по труду;
- в целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений работников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников, во всех центрах занятости населения организованы консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, действуют телефоны "горячей линии";
- в целях информирования и консультирования граждан Департаментом ГСЗН Смоленской области изданы плакаты, буклеты, другие информационные материалы о положении на рынке труда, о правах и гарантиях в сфере труда и занятости, которые размещаются в информационных залах центров занятости населения и в других организациях;
- осуществляется работа со всеми средствами массовой информации Смоленской области по разъяснению населению положений законодательства в сфере занятости и ситуации на рынке труда;
- проведена работа по подбору работодателей, с которыми центры занятости населения осуществляют взаимодействие и сотрудничество в 2009 году в части предоставления государственных услуг по организации временных рабочих мест;
- решен вопрос организации профессионального обучения дополнительного количества безработных граждан в случае возникновения необходимости;