ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2002 года N 366
О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
В целях выполнения Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, повышения качества работы государственного аппарата и профессионализма государственных служащих органов исполнительной власти Республики Хакасия Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить Концепцию кадровой политики Правительства Республики Хакасия в системе органов исполнительной власти Республики Хакасия (приложение 1).
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции кадровой политики Правительства Республики Хакасия в системе органов исполнительной власти Республики Хакасия в 2003 - 2004 гг. (приложение 2).
3. Органам исполнительной власти Республики Хакасия руководствоваться Концепцией кадровой политики Правительства Республики Хакасия в системе органов исполнительной власти Республики Хакасия, Планом мероприятий по ее реализации в практической деятельности и при разработке документов, касающихся работы с кадрами.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Хакасия при регулировании кадровых процессов и отношений придерживаться изложенных в Концепции приоритетов, принципов, правил и методов действия.
5. Постановление Правительства Республики Хакасия от 05.05.1999 N 72 "О мерах по проведению в Республике Хакасия единой государственной политики в области подготовки кадров для экономики, социальной сферы, государственной и муниципальной службы" считать утратившим силу.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на руководителя Аппарата Правительства - заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Часовникова Л.П.
И.о. Председателя Правительства
Республики Хакасия,
заместитель Председателя Правительства
Республики Хакасия - полномочный
представитель Председателя Правительства
в Верховном Совете Республики Хакасия
В.ШАВЫРКИН
КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Концепция кадровой политики Правительства Республики Хакасия в системе органов исполнительной власти Республики Хакасия (далее - Концепция) определяет:
- основные направления деятельности Правительства Республики Хакасия (далее - Правительство) по созданию условий для реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе;
- приоритетные направления формирования кадрового потенциала для республиканских органов исполнительной власти и механизмы его востребованности;
- основные принципы и механизмы взаимоотношений республиканских органов исполнительной власти и институтов гражданского общества по вопросам формирования и реализации кадровой политики.
Концепция ориентирована на обеспечение выполнения основных положений программы социально-экономического развития республики, определяет стратегию работы с кадрами органов управления и представляет собой нормативно установленную совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, правил и методов действий государственных органов по регулированию кадровых процессов и отношений. Они, в свою очередь, определяют и главные критерии оценки, пути развития системы профессиональной подготовки, рационального использования интеллектуального потенциала кадров государственной службы.
Стратегической целью реализации Концепции является создание кадрового потенциала органов управления как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволит обеспечивать эффективное функционирование и развитие государственного аппарата в Республике Хакасия.
Задачи концепции:
- обеспечить управляемость кадровыми процессами в системе органов исполнительной власти и ее подчиненность кадровой политике Правительства Республики Хакасия;
- обеспечить эффективную координацию нормотворческой деятельности в сфере государственной и муниципальной службы в Республике Хакасия;
- формировать устойчивые качества нового типа госслужащего, владеющего глубокими знаниями, стратегическим видением и опытом в области социального управления;
- готовить действенный кадровый резерв на замещение государственных должностей государственной службы и условия для его обучения;
- разработать и внедрить в Республике Хакасия единую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих на основе государственного и муниципального заказа;
- обобщать опыт реализации кадровой политики в других субъектах Российской Федерации и территориальных структурах федеральных органов исполнительной власти в республике.
Законодательной базой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты, программные и методические документы Правительства Российской Федерации по кадровым проблемам; Конституция Республики Хакасия, Законы Республики Хакасия: "О государственной службе Республики Хакасия", "О местном самоуправлении в Республике Хакасия", "О муниципальной службе в Республике Хакасия".
Основные термины и понятия Концепции:
Кадровая политика Правительства Республики Хакасия в системе органов исполнительной власти Республики Хакасия - стратегия Правительства Республики Хакасия по воспроизводству (формированию) и востребованности кадрового потенциала республики, соответствующего целям и задачам органов исполнительной власти Республики Хакасия.
Кадровый потенциал Республики Хакасия - часть трудовых профессионально подготовленных ресурсов, способных участвовать в существующих видах трудовой деятельности, в т.ч. в сфере государственной службы.
Государственные служащие Республики Хакасия - кадры государственных органов власти и управления, замещающие государственные должности государственной службы Республики Хакасия.
Муниципальные служащие Республики Хакасия - кадры муниципальных органов, замещающие муниципальные должности муниципальной службы Республики Хакасия.
Кадры (применительно к Концепции) - часть персонала органов государственного управления, обладающая профессиональными способностями и статусом, необходимыми для достижения целей органов государственного управления.
Кадровая политика - целенаправленная деятельность субъекта управления по кадровому обеспечению достижения целей и задач организации.
Кадровые технологии - средства управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающие достижение целей организации и ее эффективное функционирование.
Механизмы кадровой политики - институциональные средства субъекта кадровой политики, обеспечивающие достижение целей кадровой политики.
Объект кадровой политики - профессионально подготовленная часть трудовых ресурсов, включенная в сферу деятельности субъекта кадровой политики.
Субъект кадровой политики - субъект социального управления, осуществляющий через кадры организации целенаправленное воздействие на социальные отношения.
Управление персоналом - система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных имеющих нормативную правовую основу мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека как в его собственных интересах, так и в интересах организации.
Настоящая Концепция предопределяет разработку республиканской программы организационных механизмов и этапов ее реализации.
Изменившиеся производственные отношения, завершившийся процесс приватизации требуют, как и во всей стране, существенного изменения системы работы аппарата государственной службы. Властные структуры оказались в кадровом отношении слабо подготовленными к высокоэффективной управленческой деятельности в новых условиях. 28% госслужащих работают в аппарате управления еще с советских времен, и определенная их часть не может уже обеспечить решение стратегических задач, стоящих перед исполнительной властью республики. В ближайшие годы ожидается значительная смена кадров госаппарата, т.к. 31% работников в возрасте 50 и более лет.
Кроме того, реформирование органов местного самоуправления требует притока в эту сферу руководителей и специалистов, владеющих управленческими знаниями и опытом практической деятельности.
Вместе с тем, кадровая ситуация за последние пять лет значительно изменилась, качественный состав аппарата управления республики улучшился. Число госслужащих с высшим образованием возросло на 10% и составило в республиканских органах исполнительной власти 78%, в районных органах управления - 54%. Половина работников, составляющих профессиональное ядро министерств и ведомств, имеет стаж работы от пяти до пятнадцати лет. Но тем не менее это не соответствует современным требованиям и не в полной мере отвечает задачам развития экономики республики. По состоянию на начало 2002 г. в республиканских органах исполнительной власти доля государственных служащих, замещающих должности старшей, ведущей, главной и высшей групп и имеющих среднее профессиональное образование, хотя требуется высшее, составляла 24%, 34%, 9% и 1% соответственно. При этом в ведущей и старшей группе должностей 1% и 2% соответственно - лица с общим средним образованием. Таким образом, по формальным признакам уровень образования 15% государственных служащих республики не соответствует квалификационным требованиям по замещаемым должностям.
В сфере муниципальной службы процесс профессионализации аппаратов администраций значительно отстает от республиканского уровня, только 4% работников получили дополнительную профессиональную подготовку (в республиканских органах - 31%).
Не замедляется процесс феминизации госаппарата, 70% здесь - женщины.
Сохраняется нерациональное использование интеллектуального потенциала республики. Исчерпала себя политика экстенсивного укрепления кадрового потенциала, остро встала проблема адаптации кадров к новым экономическим, политическим и духовно-нравственным ценностям.
Критерии отбора, оценки и выдвижения кадров недостаточно отработаны. Зачисление на государственную службу и выдвижение нередко проводится без соблюдения общепринятых процедур и требований, без достаточно обоснованной оценки уровня профессиональной и личностно-психологической готовности сотрудника к исполнению новой должности, без учета особенностей Республики Хакасия как национальной.
Недостаточно динамично развиваются кадровые отношения в системе государственного управления. С одной стороны, функционирует отлаженная система профессиональной подготовки кадров, с другой - отсутствует диагностика профессиональной пригодности кадров, перспективности их использования, карьерная стратегия, целенаправленная работа с резервом кадров.
Не до конца отработаны вопросы взаимодействия государственного аппарата и органов местного самоуправления в кадровых вопросах. Нередки случаи, когда на профессиональную подготовку и переподготовку направляются неперспективные работники, что в значительной мере снижает эффективность образовательных программ.
В результате на государственную службу приходит немало людей, профессионально слабо подготовленных к исполнению государственной должности, случайных людей. Интересы, склонности и ожидания работников далеко не всегда совпадают с требованиями, предъявляемыми к ним на соответствующем рабочем месте в аппарате министерства и ведомства.
В органах исполнительной власти недостаточно специалистов с высшим юридическим, управленческим, экономическим образованием, владеющих рыночными методами хозяйствования. Квалификация специалистов в ряде случаев не соответствует профилю деятельности. Многие не обладают достаточным опытом руководящей работы, соответствующей философской, социально-экономической, правовой, кадроведческой, социопсихологической подготовкой. Подавляющее большинство государственных служащих не владеет иностранными языками.
Имеется ряд причин такого положения: слабая проработка задач, функций и принципов управления в условиях демократии и рыночной экономики, недостаточный профессионализм управленческого персонала, постоянное запаздывание с правовым регулированием и организационной модернизацией органов исполнительной власти. Не в полной мере используется в республике потенциал высших и средних профессиональных учебных заведений (2 вуза, 8 филиалов и 10 представительств вузов, 15 средних профессиональных учебных заведений, где обучается почти тридцать тысяч человек). В связи с этим возникла острая необходимость разработки и принятия концепции кадровой политики на долгосрочную перспективу.
Кадровая политика Правительства Республики Хакасия строится на следующих принципах:
- системности, последовательности, легитимности и открытости;
- научности и реалистичности, учитывающих обоснованные потребности в кадрах и реальные возможности удовлетворения их в стратегическом плане;
- комплексности - учете всех факторов (организационных, правовых, социально-психологических, экономических), влияющих на состояние кадров в органах государственного управления;
- профессионализма и компетентности, предусматривающих наличие умений и навыков (опыта), необходимых для эффективного осуществления служебной деятельности в динамично изменяющейся внешней среде;
- непрерывности и преемственности подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров;
- объективности, предполагающей продвижение по службе на основе текущей оценки результатов труда, уровня компетентности, деловых и личных качеств;
- законности, действия в пределах полномочий;
- социальной ответственности и защищенности лиц, находящихся на государственной службе;
- коллегиальности при выработке кадровых управленческих решений;
- политического нейтралитета государственных служащих (внепартийности государственной службы).
3.2.1. Основные цели кадровой политики:
- рационализация и повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;
- устойчивое профессиональное развитие персонала государственной службы путем введения непрерывного профессионального обучения, проведения квалификационных экзаменов, планирования и реализации карьеры, стимулирования эффективного, творческого и высокодисциплинированного труда;
- формирование в обществе привлекательного образа государственного служащего, мотивация молодежи к выбору данной профессии.
3.2.2. Приоритетные направления кадровой политики:
Обеспечение эффективности функционирования органов исполнительной власти республики
Формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного аппарата управления, способного обеспечить решение определенных законодательством задач, исполнение функций и полномочий органов исполнительной власти Республики Хакасия, эффективное воздействие на развитие реального сектора экономики.