МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2015 года N 1873


О муниципальной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы

(с изменениями на 2 февраля 2022 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 08.07.2016 N 1083, от 23.12.2016 N 1841, от 29.03.2017 N 441, от 05.10.2017 N 1386, от 13.02.2018 N 217, от 24.05.2018 N 703, от 22.08.2018 N 1093, от 22.11.2018 N 1563, от 22.04.2019 N 477, от 20.11.2019 N 1331, от 08.05.2020 N 391, от 17.02.2021 N 133, от 01.09.2021 N 835, от 02.02.2022 N 89)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением мэрии города Ярославля от 12.09.2013 N 2107 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Ярославля"


МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить муниципальную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы (приложение).


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 22.11.2018 N 1563)


2. Финансирование муниципальной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на соответствующий период.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 22.11.2018 N 1563)


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 22.08.2018 N 1093)


4. Постановление вступает в силу с 01.01.2016.



Первый заместитель мэра
города Ярославля
А.Г.МАЛЮТИН



Приложение
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 02.10.2015 N 1873



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВЛЕ" НА 2016 - 2021 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 08.07.2016 N 1083, от 23.12.2016 N 1841, от 29.03.2017 N 441, от 05.10.2017 N 1386, от 13.02.2018 N 217, от 24.05.2018 N 703, от 22.08.2018 N 1093, от 22.11.2018 N 1563, от 22.04.2019 N 477, от 20.11.2019 N 1331, от 08.05.2020 N 391, от 17.02.2021 N 133, от 01.09.2021 N 835, от 02.02.2022 N 89)




1. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля

Соисполнители муниципальной программы

Департамент образования мэрии города Ярославля, ПАО "ТГК-2", АО "Ярославльводоканал", АО "Русские краски", ООО "ТЭК-1", НУЗ "Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО "РЖД", ЗАО "Волгаэнергоресурс", ООО "АДС", ОАО "Ярославский радиозавод", ООО "Газпром теплоэнерго Ярославль", ОАО "Яргортеплоэнерго", ООО "Спецторг Плюс", ООО "Ярославская фабрика валяной обуви", АО "Старк-Ресурс", АО "Ярославские ЭнергоСистемы", МКУ АМЗ, управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 08.07.2016 N 1083, от 05.10.2017 N 1386,

от 13.02.2018 N 217, от 08.05.2020 N 391)

Цель муниципальной программы

Повышение энергетической эффективности экономики, социальной сферы и жилищного фонда, обеспечение доступности и надежности энергетической инфраструктуры в городе Ярославле

Задача Стратегии социально-экономического развития города Ярославля, которой соответствует цель муниципальной программы

Задача 2 "Развитие системы городского хозяйства" направления 3 "Развитие и повышение качества инфраструктуры городской среды, улучшение условий проживания" раздела 2.3 "Основные задачи и ключевые механизмы реализации задач по достижению цели Стратегии" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года

Задача 3 "Развитие коммунальной инфраструктуры, обеспечение доступности и комфортности жилья" направления 2.3.3 "Пространственное развитие" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 01.09.2021 N 835)

Задача муниципальной программы

Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создание условий повышения энергетической эффективности в городском хозяйстве

Основные целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы

1. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе.

3. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде.

4. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2016 - 2021 годы

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 22.11.2018 N 1563)

Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы

Источник финансирования

тыс. руб.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Всего

Городской бюджет

7698,78

9794,78

5918,21

2000,00

2470,11

6281,72

34163,6

Внебюджетные источники

356938,60

218527,81

264515,34

65196,54

80037,89

100907,72

1086123,9

Всего

364637,38

228322,59

270433,55

67196,54

82508,00

107189,44

1120287,5

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 02.02.2022 N 89)

Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы

Экономический эффект от проведения энергосберегающих мероприятий в 2016 - 2021 годах составит ориентировочно 10300,43 тыс. руб. (71,66 тыс. тонн условного топлива).

К количественным показателям результатов реализации муниципальной программы относятся:

- доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования, 100%;

- доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования, 66%;

- доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования, 84,2%;

- доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования, 71,5%;

- доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории муниципального образования, 99,4%

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 22.11.2018 N 1563)



2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ И ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом. Однако энергоемкость Российской экономики существенно превышает аналогичный показатель в США, в Японии и развитых странах Европейского Союза. Россия располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения, который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов. Данный потенциал энергосбережения по разным оценкам составляет более 30 - 35% от существующего уровня потребления энергии.


На данный момент топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов экономики. По производству энергетических ресурсов топливно-энергетический комплекс России занимает 2-е место в мире (после США), а по их внутреннему потреблению - 3-е (после США и Китая). Россия не только полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами, но и экспортирует их в значительных количествах. ТЭК активно влияет на состояние и перспективы развития экономики: на его долю приходится порядка 25% валового внутреннего продукта, около 30% объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну.


Тема энергосбережения приобрела большую актуальность в связи с постоянным ростом стоимости энергоресурсов, а повышение энергетической эффективности определено Президентом Российской Федерации в качестве одного из приоритетов инновационного развития страны.


Поэтому стратегической целью в сфере повышения энергетической эффективности экономики страны является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении энергетической эффективности.


Теплоснабжение как отрасль городского хозяйства, концентрирующая в себе комплекс потребления топлива, электроэнергии и воды, является важнейшим направлением реализации мероприятий по экономии энергоресурсов. Также данное направление является наиболее финансово затратным в структуре расходов на энергопотребление.


В городе Ярославле теплоснабжение осуществляется в основном централизованно - от 4 теплоцентралей и 51 котельной различных форм собственности.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 01.09.2021 N 835)


При общей протяженности тепловых сетей 662,19 км (включая промышленные сети) в муниципальной собственности на 1 января 2020 года находится 16 км. Степень износа сетей составляет около 68%, темпы замены тепловых сетей (10 км/год) явно недостаточны и отстают на 5 - 7 лет. Постоянно ведется работа по выявлению бесхозяйных сетей.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 08.05.2020 N 391)


Аналогичная ситуация с износом основных фондов наблюдается и в других секторах отрасли - в газо-, электро-, водоснабжении и водоотведении.


Своевременная замена ветхих тепловых сетей и их изоляция с применением современных теплоизоляционных материалов позволяет значительно снизить потери тепла и теплоносителя.


На сегодняшний день одной из актуальных задач является привлечение российских и зарубежных инвесторов в различные отрасли экономики, приток которых позволит не только увеличить доходную часть бюджета за счет вовлечения дополнительных средств в экономику города, но и в значительной степени улучшить качество жизни населения. Осуществление этих планов возможно только в том случае, если наш город сможет предоставить инвесторам надежное энергоснабжение.


20 июня 2017 года введена в эксплуатацию "Хуадянь-Тенинская ТЭЦ" мощностью 450 МВт.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 22.11.2018 N 1563)


Благодаря современному оборудованию парогазового цикла станция позволит сэкономить до 25% топлива и снизить на 30% объем выбросов в атмосферу.


В результате строительства парогазовой установки в Ярославле будет решена проблема энергодефицита. Запуск новой электростанции позволит обеспечить качественное, надежное и экономичное обеспечение теплом и электроэнергией жителей города Ярославля взамен морально и физически устаревшей Ярославской ТЭЦ-1 и части оборудования Ярославской ТЭЦ-2.


Муниципальная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2016 - 2021 годы (далее - муниципальная программа) учитывает результаты реализации муниципальной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2014 - 2015 годы и определяет мероприятия в области энергосбережения на ближайшую перспективу.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 22.11.2018 N 1563)


К основным мероприятиям программы относятся:


- дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения жилых, общественных и производственных помещений;


- внедрение современных энергосберегающих технологий, строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками;


- повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону внедрения парогазовых технологий, газопоршневых когенерационных установок;


- модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет технического перевооружения, модернизации, улучшения тепловой изоляции на элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей, оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования, замены горелочных устройств;


- наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (в том числе замена сетевых насосов на более энергоэффективные, внедрение устройств частотного регулирования и т.п.);


- активное внедрение наиболее энергоэффективных осветительных устройств в различных отраслях городской среды.


В городе Ярославле уже имеется положительный опыт проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объектах социальной сферы и в жилищном фонде.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»