Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 04 мая 2016 года N 1107


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 12.10.2011 N 958 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 04.12.2017 N 2258.
____________________________________________________________________


Во исполнение пункта 5 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" постановляю:

1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 958, изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (далее - Программа) в редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Данчикова Г.И.) разработать и принять нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), обеспечивающие реализацию подпрограммы "Стимулирование мобильности граждан" Программы.

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     4 мая 2016 года
     N 1107


Приложение
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 4 мая 2016 года N 1107

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Базовый вариант

Интенсивный вариант

1.

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы"

2.

Статус Программы

Государственная программа

3.

Основание для разработки Программы

1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)"

4.

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

5.

Соисполнители Программы

-

6.

Цели и задачи Программы

Цель Программы:

создание благоприятных условий для снижения безработицы.

Задачи:

трудоустройство граждан на постоянную работу;

трудоустройство граждан на временные работы;

трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

повышение качества рабочей силы, предлагающей услуги на рынке труда;

усиление мотивации граждан к трудоустройству;

осуществление социальных выплат безработным гражданам;

выплата компенсаций и возмещение расходов;

ресурсное обеспечение центров занятости населения для оказания государственных услуг в области содействия занятости населения;

содействие трудоустройству граждан на работу в другой местности;

стимулирование профессиональной мобильности граждан

7.

Целевые индикаторы Программы

Индикатор Программы: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год - 6,7% в 2019 году.

Целевые индикаторы подпрограмм в 2019 году:

доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием с целью поиска подходящей работы - 64,0%;

уровень зарегистрированной безработицы - 1,9%;

уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг - 85%;

доля граждан, переселившихся в другую местность для трудоустройства в общей численности граждан, обратившихся за содействием в переселении - 75%

Индикатор Программы: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год - 6,6% в 2019 году.

Целевые индикаторы подпрограмм в 2019 году:

доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием с целью поиска подходящей работы - 66,5%;

уровень зарегистрированной безработицы - 1,8%;

уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг - 85%;

доля граждан, переселившихся в другую местность для трудоустройства в общей численности граждан, обратившихся за содействием в переселении - 80%

8.

Сроки реализации (этапы) Программы

2012 - 2019 годы

9.

Наименование подпрограмм (стратегических направлений)

1. Содействие трудоустройству граждан.

2. Социальная поддержка безработных.

3. Осуществление полномочий в области содействия занятости населения.

4. Стимулирование мобильности граждан

10.

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам

Общий объем - 6 730 574,9 тыс. рублей, в том числе на:

2012 год - 838 219,6 тыс. рублей;

2013 год - 809 622,2 тыс. рублей;

2014 год - 802 454,0 тыс. рублей;

2015 год - 874 778,5 тыс. рублей;

2016 год - 843 136,9 тыс. рублей;

2017 год - 854 623,3 тыс. рублей;

2018 год - 853 870,2 тыс. рублей;

2019 год - 853 870,2 тыс. рублей

Общий объем - 7 424 254,3 тыс. рублей, в том числе на:

2012 год - 893 724,9 тыс. рублей;

2013 год - 862 667,8 тыс. рублей;

2014 год - 914 931,6 тыс. рублей;

2015 год - 931 896,5 тыс. рублей;

2016 год - 947 753,3 тыс. рублей;

2017 год - 951 137,3 тыс. рублей;

2018 год - 961 071,6 тыс. рублей;

2019 год - 961 071,6 тыс. рублей

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Проводимая в Республике Саха (Якутия) антикризисная политика позволила предотвратить глубокий спад экономики. Несмотря на то, что с 2010 года возобновился рост большинства макроэкономических показателей, положительные тенденции носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других.

Сокращение объемов производства основных бюджетообразующих предприятий республики в алмазно-бриллиантовом комплексе, угольной и нефтегазовой промышленности и другие последствия экономического кризиса оказали существенное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда.

С начала возникновения кризисных явлений в республике был установлен оперативный мониторинг за ситуацией на рынке труда и процессами увольнения работников. Ежемесячно работники 60 - 70 организаций находились в режиме неполной занятости - в простое, в административных отпусках, работали неполное рабочее время. Большинство из них являлись работниками крупных предприятий, таких как АК "АЛРОСА" (ПАО), ОАО ХК "Якутуголь", ОАО "ЛОРП", ОАО "Нижне-Ленское", ОАО "Янгеология", ООО "Ленанефтегаз".

Фактические объемы увольнений были следующими. В 2009 году было уволено 4,8 тыс. работников в 508 организациях, в 2010 году - 2,9 тыс. работников в 394 организациях. Наибольшие увольнения происходили в таких видах экономической деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, добыча полезных ископаемых, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, образование, строительство, транспорт и связь.

Высвобождение работников предприятий и организаций способствовало ускоренному по сравнению с предыдущими годами росту числа зарегистрированных безработных. Их численность в пиковый период роста безработицы в 2009 - 2010 годах возросла до 16 - 17 тыс. человек. Повлиять на обострение создавшейся ситуации и уменьшить число безработных позволило только принятие дополнительных мер поддержки по организации оплачиваемых общественных работ, содействию предпринимательской деятельности и созданию собственного дела. Таким образом, можно констатировать, что регулируемый сегмент рынка труда за короткий период времени ощутил на себе мощное воздействие внешних сил.

Начиная с 2000 года, среди зарегистрированных безработных стали преобладать сельские жители. На них приходится 60 - 68% всех безработных, состоящих на учете, что свидетельствует об острой нехватке рабочих мест и сложностях в трудоустройстве.

Безработица в сельской местности традиционно заметно выше, чем в среднем по республике. По итогам 2009 года ее уровень составлял 10,8%, в 2010 году - 10,2%. При этом самые высокие показатели в территориальном разрезе отмечались именно в сельскохозяйственных улусах. В Намском улусе уровень безработицы в 2010 году составлял 17,6%, Верхневилюйском - 15,8%, Сунтарском - 15,4%, Хангаласском - 15%, Горном - 14,3%, Усть-Алданском - 14,3%.

Следствием неблагополучной ситуации в экономике сельских районов является преобладание мужчин среди безработных. Их удельный вес в 2008 - 2010 годах достигал 55%. Это обстоятельство показывает, что со стороны экономически активного сельского населения образовался существенный спрос на рабочие места в производственной сфере.

Одним из главных факторов, определяющих поведение граждан на рынке труда, является образовательный уровень. Более половины безработных, обращающихся в поисках работы в службу занятости, не имеет профессионального образования. Эти граждане смогут трудоустроиться только после предварительного профессионального обучения. Они испытывают сильное конкурентное давление на рынке труда и в большинстве случаев не отвечают требованиям работодателей. Тем не менее наметилась тенденция уменьшения их доли. Если в предыдущие годы в среднем по республике не имели профессионального образования около 60% безработных, зарегистрированных в службе занятости, то в 2009 - 2010 годах их доля снизилась до 54%.

Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг приводит к необеспеченности перспективных инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, прежде всего инженерных и рабочих профессий. Структура профессионального образования в республике смещена в пользу высшей школы. В 2009 - 2010 годах искали работу 2,3 - 2,4 тыс. выпускников учреждений профессионального образования (в 2006 - 2008 г.г. - 1,3 - 1,6 тыс. чел.). При этом доля специалистов с высшим профессиональным образованием возросла с 30% до 40%. Однако потребность работодателей в них существенно ниже. В республиканском банке вакансий около 80% вакансий приходится на рабочие профессии.

Анализ ситуации на рынке труда Республики Саха (Якутия), ее конкурентных преимуществ и недостатков с точки зрения ее развития в среднесрочной перспективе требует учета большей совокупности внутренних и внешних факторов. Наиболее важные условия определены и упорядочены по четырем категориям согласно методологии SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1


 SWOT-анализ ситуации на рынке труда Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Высокая концентрация занятых в крупных и средних организациях, определяющая сравнительно стабильную ситуацию в сфере занятости населения.

Значительный потенциал сокращения безработицы.

Молодой возраст экономически активного населения.

Сохранение относительно высокой доли регулируемого сегмента на рынке труда.

Наличие основных элементов инфраструктуры рынка труда

Высокая безработица в сельской местности, вызванная дефицитом рабочих мест.

Количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики.

Отрицательное сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте.

Низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов.

Нехватка специалистов в организациях социальной сферы в северных улусах.

Преобладание в структуре незанятого населения граждан, не выдерживающих конкуренцию в профессионально-квалификационном разрезе

Возможности (O)

Угрозы (T)

Значительная перспективная потребность в рабочей силе для реализации инвестиционных проектов.

Посткризисный рост численности занятых в экономике.

Формирование условий для вовлечения трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства.

Территориальное перераспределение трудовых ресурсов из районов с напряженной ситуацией на рынке труда

Масштабный импорт трудовых ресурсов, в том числе иностранной рабочей силы, для реализации инвестиционных проектов.

Начало выхода на рынок труда малочисленного поколения граждан, родившихся в 1990-е годы.

Значительный удельный вес убыточных предприятий в государственном секторе, увеличивающий риск увольнений работников.

Сокращение работников в муниципальных учреждениях в связи с оптимизацией бюджетных расходов


В период 2008 - 2010 годы реализация республиканской целевой программы "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия)" проходила в сложных условиях. Происходили высвобождение работников и ликвидация рабочих мест в организациях, возникали угрозы массовых увольнений, увеличилось обращение граждан в службу занятости за содействием в поисках работы.

К указанным событиям добавились мероприятия по оптимизации численности работников учреждений бюджетной сферы в связи с переходом на новую систему оплаты труда и уменьшение потребности в местной рабочей силе в связи с завершением работ на строительстве ВСТО и сложным положением предприятий алмазодобывающей отрасли.

Ежегодно трудоустраивалось на постоянную работу 15,4 - 15,8 тыс. человек. Это в среднем составляло более 18% работников, принятых на работу в организации республики (табл. 2). На различные работы временного характера направлялось от 22,7 тыс. до 24,8 тыс. человек. Наибольший показатель отмечался в 2008 году.

Таблица 2

Показатели

2008

2009

2010

Численность работников, принятых на работу в организации

89 508

91 666

73 410

Трудоустройство граждан на постоянную работу

15 419

15 796

15 669

В процентах от числа принятых на работу

17,2

17,2

21,3


Осложнение ситуации на рынке труда привело к сокращению потребности предприятий в рабочей силе, особенно в алмазодобывающих компаниях - АК "АЛРОСА" (ПАО) и ОАО "Алмазы Анабара". Соответственно, уменьшилось количество граждан, направленных по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы в горнодобывающие и другие предприятия.

Данные обстоятельства наряду с реализацией антикризисной Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда обусловили необходимость изменения приоритетов в мероприятиях целевой программы.

В условиях нарастания кризисных явлений в числе первоочередных мер, реализуемых в рамках Программы, были определены механизмы содействия самозанятости безработных граждан, тесно увязанные с выделением субсидий на создание собственного дела, а также социальная адаптация и профориентация населения как меры превентивного характера. В частности, резко возросло оказание услуг по содействию самозанятости. В 2010 году субсидии были предоставлены 1,6 тыс. человек (табл. 3). Кроме того, были увеличены объемы профессионального обучения безработных граждан.

Таблица 3

Показатели

2008

2009

2010

Содействие самозанятости безработных граждан

94

1 142

1 605

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

2 550

4 380

3 858

Профориентация населения

38 084

55 886

56 783

Профобучение безработных граждан

2 673

4 073

3 844


В определенной степени это повлияло на сокращение показателей по таким мероприятиям как временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных граждан из числа выпускников в возрасте от 18 до 20 лет. В общей сложности за 2008 - 2010 годы показатель трудоустройства по этим мероприятиям уменьшился в два раза (табл. 4).

Таблица 4

Показатели

2008

2009

2010

Временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы

1 451

1 024

756

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования

200

120

66


Увольнения работников организаций обусловили рост численности зарегистрированных безработных, что, в свою очередь, способствовало увеличению объемов социальной поддержки. Если в 2008 году разные виды социальной поддержки были предоставлены 40 тыс. безработных граждан, то в 2009 - 2010 годах их число составляло 46 - 48 тыс. человек.

В 2009 - 2010 годах была принята и реализовывалась Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия). Расходы на реализацию ее мероприятий за указанные годы составили 1 154,4 млн. рублей, в том числе 221,4 млн. рублей - из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 933 млн. рублей - федеральных субсидий.

В мероприятиях Программы в 2009 - 2010 годах приняли участие более 55 тыс. человек, дополнительно создано 43,3 тыс. рабочих мест, в том числе 4,7 тыс. постоянных рабочих мест, прошли профессиональную переподготовку 6,6 тыс. работников, находившихся под риском увольнения.

Реализация Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда положительно отразилась на рынке труда, позволила поддержать занятость работников организаций и снизить численность работников, находившихся в режиме неполной занятости, тем самым помогла организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, находившихся под риском увольнения, к концу 2010 года снизилась до 1,9 тыс. человек. В августе - сентябре 2009 года размеры неполной занятости на предприятиях превышали 10 тыс. человек.

Оперативные меры позволили не только сдержать массовое увольнение работников и сохранить кадровый потенциал организаций, работники которых были переведены в режим неполной занятости, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 14,1 тыс. человек, в 2010 году - 12,9 тыс. человек.

По итогам 2010 года общая численность безработных в республике составила 43,4 тыс. человек и осталась практически на прежнем уровне (табл. 5). Уровень общей безработицы по итогам 2009 года составил 8,7%, в 2010 году повысился до 8,9% в связи с уменьшением численности экономически активного населения. В целом по России показатель уровня безработицы снизился с 8,3% в 2009 году до 7,3% по итогам 2010 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»