ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА САЛЕХАРДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2005 года N 36

Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании город Салехард  

(в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 сентября 2010 года N 86)

В целях реализации статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 17 Устава муниципального образования город Салехард Городская Дума РЕШАЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании город Салехард.

2. Опубликовать настоящее решение в городских средствах массовой информации.

3. Настоящее решение вступает в силу с 01 января 2006 года.

     Глава города
     А.М.Спирин


УТВЕРЖДЕНО
решением Городской Думы
от 15 ноября 2005 года N 36



ПОЛОЖЕНИЕ о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании город Салехард

Настоящее Положение разработано на основании статьи 26 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 17 Устава муниципального образования город Салехард (далее - муниципальное образование) и направлено на реализацию права жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления посредством выдвижения правотворческой инициативы, определяет порядок принятия к рассмотрению и рассмотрение внесенных гражданами проектов муниципальных правовых актов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

1. Общие положения

1.1. Под правотворческой инициативой в настоящем Положении понимается право жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, вносить на рассмотрение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа.

1.2. Предметом правотворческой инициативы могут выступать:

- проект Устава муниципального образования;

- проекты изменений и дополнений в Устав муниципального образования;

- проекты правовых актов представительного органа муниципального образования (далее - Городская Дума);

- проекты правовых актов Председателя Городской Думы города Салехарда (в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 15 сентября 2010 года N 86).

1.3. Не являются предметом правотворческой инициативы проекты муниципальных правовых актов:

- отменяющие или ограничивающие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционно-правовые гарантии их реализации;

- противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа;

- связанные с принятием бюджета муниципального образования, внесением в местный бюджет изменений и (или) дополнений;

- не относящиеся к вопросам местного значения городского округа.

1.4. Реализация правотворческой инициативы осуществляется через деятельность инициативных групп жителей муниципального образования.

2. Порядок формирования инициативной группы по реализации правотворческой инициативы

2.1. Для решения вопроса о начале осуществления правотворческой инициативы создается группа инициаторов внесения в органы местного самоуправления (далее - инициативная группа) в количестве не менее 15 жителей муниципального образования.

2.2. Членом инициативной группы может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления муниципального образования.

2.3. Решение о создании инициативной группы, количестве ее членов и персональном составе принимается участниками собрания граждан в порядке, предусмотренном решением этого собрания. Количество участников собрания по образованию инициативной группы для осуществления процедуры реализации правотворческой инициативы должно составлять не менее 50 человек. Для ведения собрания и оформления протокола собрания избираются председатель и секретарь собрания.

2.4. Решение о создании инициативной группы по реализации правотворческой инициативы граждан оформляется протоколом собрания граждан, в котором:

- формулируется намерение внести заявление о реализации правотворческой инициативы;

- обосновывается необходимость предлагаемой правотворческой инициативы;

- указывается на факт рассмотрения (разработки) проекта муниципального правового акта, который планируется внести для рассмотрения в органы местного самоуправления, либо проекта изменений (дополнений, поправок) в действующий муниципальный правовой акт на собрании граждан.

3. Порядок регистрации инициативной группы по реализации правотворческой инициативы

3.1. Протокол собрания граждан, заверенный председателем и секретарем собрания, со списком его участников и списком инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в комиссию по обеспечению участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления (далее - Комиссия). В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество членов инициативной группы, даты их рождения, адреса места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа. К протоколу прилагается текст проекта муниципального правового акта, предлагаемого к рассмотрению, либо текст проекта изменений (дополнений, поправок) в действующий муниципальный правовой акт.

3.2. Решение о регистрации инициативной группы должно быть принято Комиссией в течение 10 дней со дня получения протокола собрания граждан и приложений к нему. После проверки правильности представленных документов Комиссия выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации инициативной группы (приложение N 1) и соответствующие удостоверения членам инициативной группы (приложение N 2), подписанные председателем Комиссии. Свидетельство и удостоверения выдаются не позднее 5 дней с момента принятия решения о регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство действительно в течение 30 дней со дня его выдачи.

3.3. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по реализации правотворческой инициативы граждан может быть нарушение действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, Устава муниципального образования, настоящего Положения. При отказе в регистрации инициативной группе направляется официальное мотивированное решение Комиссии.

3.4. Получение регистрационного свидетельства является основанием для сбора подписей в поддержку заявления о реализации правотворческой инициативы.

4. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы

4.1. Для поддержки правотворческой инициативы необходимо собрать подписи не менее 2,5 (двух с половиной) процентов жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления муниципального образования.

4.2. Срок сбора подписей не должен превышать 30 дней со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы. Если в течение срока, отведенного на сбор подписей, необходимое количество подписей не будет собрано, дальнейший сбор подписей прекращается.

4.3. Осуществлять сбор подписей вправе гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления муниципального образования.

4.4. Подписи в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством внесения их в подписные листы (приложение N 3), содержащие формулировку проекта муниципального правового акта, выносимого на рассмотрение органа местного самоуправления муниципального образования. Лицо, собирающее подписи, обязано представить текст указанного проекта муниципального правового акта по требованию лиц, ставящих свои подписи в подписные листы.

4.5. Житель муниципального образования, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления муниципального образования, поддерживающий заявление о реализации правотворческой инициативы, ставя свою подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день сбора подписей - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства (наименование города, микрорайона, улицы, номера дома и квартиры), серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.

4.6. Каждый подписной лист подписывается лицом, производившим сбор подписей, с указанием его места жительства, номера и серии паспорта или документа, его заменяющего, даты сбора подписей. Подписной лист заверяется членом инициативной группы, с указанием места его жительства, номера и серии паспорта или документа его заменяющего, даты заверения подписного листа.

4.7. Заполненные подписные листы направляются в инициативную группу. Инициативная группа проверяет правильность заполнения подписных листов. На каждом подписном листе проставляется число действительных подписей.

4.8. Никто на территории муниципального образования не вправе препятствовать работе инициативной группы по сбору подписей под заявлением о реализации правотворческой инициативы, если данная работа проводится с соблюдением требований настоящего Положения.

4.9. Каждый житель муниципального образования имеет право беспрепятственной агитации в поддержку или против правотворческой инициативы в соответствии с действующим законодательством с момента, когда ему станет известно о сборе подписей в поддержку правотворческой инициативы.

4.10. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения собраний, встреч с жителями муниципального образования, дискуссий, распространения агитационных печатных материалов и иных законных форм и методов агитации.

4.11. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

4.12. После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает общее число подписей и составляет итоговый протокол (приложение N 4), который подписывается не менее чем 3 членами инициативной группы. Подписные листы нумеруются, сброшюровываются и вместе с итоговым протоколом направляются в Комиссию не позднее 18 часов по местному времени последнего дня действия свидетельства о регистрации инициативной группы.

4.13. В ходе сбора подписей в проект муниципального правового акта, который планируется внести для рассмотрения в органы местного самоуправления, инициативной группой могут вноситься изменения и дополнения.

5. Проверка достоверности подписей, содержащихся в подписных листах

5.1. После окончания сбора подписей инициативная группа вносит в Комиссию итоговые документы:

- окончательный проект муниципального правового акта;

- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных или иных затрат);

- итоговый протокол инициативной группы о результатах сбора подписей,

- пронумерованные и сброшюрованные подписные листы;

- сопроводительное письмо, в котором должны быть указаны лица, уполномоченные представлять инициативную группу в процессе рассмотрения органами местного самоуправления муниципального образования правотворческой инициативы, в том числе докладчик по проекту муниципального правового акта из числа уполномоченных представителей инициативной группы.

5.2. Комиссия может отказать в принятии итоговых документов только в случае нарушения требований данного Положения, предъявляемых к перечню документов, прилагаемых к проекту муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы. В случае отказа в принятии документов, инициативной группе граждан выдается письменный мотивированный ответ Комиссии.

5.3. Отказ в принятии итоговых документов не является препятствием для повторной подачи документов для реализации правотворческой инициативы при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, вызвавших отказ, в сроки действия свидетельства о регистрации инициативной группы.

5.4. В десятидневный срок со дня получения Комиссией итоговых документов инициативной группы проводится проверка правильности оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений. При проверке подписных листов вправе присутствовать представители инициативной группы.

5.5. В случае выявления данных о применении принуждения при сборе подписей, а также обнаружения фактов фальсификации в подписных листах (более чем 5 процентов от проверяемых подписей) органы местного самоуправления муниципального образования вправе не рассматривать правотворческую инициативу.

5.6. Если в результате проверки будут обнаружены подписные листы не установленной формы или отдельные неправильно оформленные подписи, то такие подписные листы и подписи считаются недействительными и исключаются из общего числа подписей под заявлением о реализации правотворческой инициативы. Если при этом общее число голосов в поддержку заявления окажется менее 2,5 (двух с половиной) процентов жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления муниципального образования, правотворческая инициатива снимается с дальнейшего рассмотрения. Инициативной группе направляется мотивированное решение Комиссии об отказе принятия к рассмотрению правотворческой инициативы.

5.7. По итогам проведенной проверки итоговых документов Комиссия принимает решение о принятии к рассмотрению правотворческой инициативы и направляет итоговые документы в орган местного самоуправления муниципального образования, к компетенции которого относится принятие соответствующего муниципального правового акта.

5.8. Днем внесения правотворческой инициативы считается дата предоставления в Комиссию итоговых документов, перечисленных в пункте 5.1 настоящего Положения.

6. Рассмотрение правотворческой инициативы в органах местного самоуправления муниципального образования

6.1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, в течение трех месяцев со дня его внесения подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления либо должностными лицами местного самоуправления муниципального образования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок принятия правовых актов.

6.2. Орган местного самоуправления, либо должностное лицо местного самоуправления, в компетенции которого находятся вопросы предлагаемого проекта муниципального правового акта вправе организовать с привлечением специалистов проведение экспертизы проекта, являющегося предметом правотворческой инициативы. Экспертиза проекта включает в себя правовую, финансовую, экономическую оценку проекта. Эта работа должна быть проведена в течение 30 дней со дня внесения правотворческой инициативы.

6.3. После проведения экспертизы специалисты дают заключения (совместное заключение) по правотворческой инициативе граждан, в которых могут содержаться предложения, изменения и дополнения по проекту предлагаемого муниципального правового акта.

6.4. В 30-дневный срок после получения всех заключений орган местного самоуправления, к компетенции которого относятся вопросы предлагаемого муниципального правового акта, проводит предварительное рассмотрение проекта с приглашением инициативной группы и авторов заключений по проекту. О времени и месте проведения предварительного рассмотрения его участники должны быть извещены не менее чем за 3 дня до его проведения.

6.5. Все замечания и предложения к проекту муниципального правового акта, выявленные в ходе предварительного рассмотрения и с которыми инициативная группа не согласна, оформляются в виде протокола разногласий. По результатам предварительного рассмотрения инициативная группа в 5-дневный срок имеет право внести в проект правового акта соответствующие изменения и дополнения.

6.6. После проведения предварительного рассмотрения с учетом внесенных изменений и дополнений орган местного самоуправления либо должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которого относятся вопросы предлагаемого муниципального правового акта, проводит окончательное рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы.

6.7. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке правотворческой инициативы, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается на открытом заседании данного органа, о месте и времени проведения которого участники инициативной группы должны быть извещены не менее чем за 3 дня до его проведения. На открытом заседании органа местного самоуправления муниципального образования участникам инициативной группы обеспечивается возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного проекта муниципального правового акта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»