МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 10 мая 2001 года N 331

О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с Программой развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Татарстан, во исполнение решения коллегии МО Республики Татарстан от 28.09.2000 N 5-1 "О состоянии и основных направлениях развития службы практической психологии образования в Республике Татарстан", а также резолюции Всероссийского совещания по вопросам дальнейшего совершенствования деятельности службы практической психологии в системе образования Российской Федерации (декабрь 2000 года) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. При формировании новой структуры Министерства образования предусмотреть введение должности главного психолога системы образования Республики Татарстан.

2. Заместителю министра Боговаровой В.А., начальнику отдела учета и отчетности - главному бухгалтеру Мухамедкаримовой Т.К. до 15 мая 2001 года изыскать возможность временного выделения ставки психолога в пределах штатного расписания республиканской психолого-медико-педагогической комиссии.

3. Утвердить должностные обязанности специалиста республиканского (городского, районного) органа управления образованием, ответственного за деятельность службы практической психологии соответствующего уровня системы образования (приложение N 1).

4. Утвердить Положение о Координационном научно-методическом совете службы практической психологии системы образования Республики Татарстан (далее - Совет) и состав Совета (приложения NN 2, 3).

5. Утвердить организационно-управленческую и функциональную модель деятельности службы практической психологии системы образования Республики Татарстан (приложение N 4*).

________________
     * Приложение N 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.   



6. Кураторство деятельности службы практической психологии, организацию психологического сопровождения деятельности педагогических работников системы образования Республики Татарстан возложить на кафедру педагогической психологии ИПКРО РТ.

7. Обеспечить деятельность базовых учреждений психологической направленности Министерства образования Республики Татарстан:

7.1. Утвердить как базовые учреждения психологической направленности Министерства образования РТ:

- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей дошкольного возраста "Росток" Московского района г. Казани (директор Баширова Т.Н.);

- Центр службы практической психологии образования г. Наб. Челны (руководитель Зуева Н.Т.);

- Социально-психологический центр "Карьера" Татарско-американского регионального института МО РТ (руководитель Вахрушева И.Г.).

7.2. Штатные расписания Центра психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста "Росток" Московского района г. Казани и Центра службы практической психологии образования г. Наб. Челны утверждать в отделе финансов и социально-экономического развития образования МО РТ (Максимова Н.В.).

7.3. Утвердить Положение о компетентности базового учреждения психологической направленности Министерства образования Республики Татарстан (приложение N 5).

7.4. Управлению образования г. Наб. Челны (Халимов Р.А.), отделу образования Московского района г. Казани (Садыкова З.С.), Татарско-американскому региональному институту МО РТ (Шакирова Д.М.):

7.4.1. Установить доплаты руководителям и специалистам базовых учреждений психологической направленности, участвующим в организации работы, предусмотренной приложением N 5 настоящего Приказа, из фонда доплат и надбавок данных учреждений.

7.4.2. Предусмотреть в бюджете данных образовательных учреждений средства на организацию научно-исследовательской, экспериментальной работы по психологическим аспектам развития, обучения и воспитания детей и учащейся молодежи.

7.5. Управлению образования г. Наб. Челны (Халимов Р.А.), отделу образования Московского района г. Казани (Садыкова З.С.), Татарско-американскому региональному институту МО РТ (Шакирова Д.М.), Институту повышения квалификации работников образования (Исламшин Р.А.), Институту непрерывного педагогического образования г. Н. Челны (Самигуллин Г.Х.) рассмотреть вопрос об улучшении материально-технической оснащенности, обеспечении научно-методического сопровождения деятельности базовых учреждений психологической направленности.

7.6. Аттестацию данных учреждений проводить Министерством образования РТ.

7.7. Базовым учреждениям психологической направленности Министерства образования РТ (Баширова Т.Н., Зуева Н.Т., Вахрушева И.Г.) до 1 июня 2001 года составить перспективные планы разработки и апробации методик психолого-медико-педагогического сопровождения, возрастной диагностики психического развития, психопрофилактики и психокоррекции детей и учащейся молодежи, разработки и публикации методических рекомендаций по современным методам профилактики, диагностики и коррекции отклонений в психическом развитии детей и учащейся молодежи, организационной структуре и содержанию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - ППМС-центров), их структурных подразделений, психологических служб образовательных учреждений.

8. Возложить обязанности по координации деятельности главного психолога системы образования Республики Татарстан, вышеуказанного Совета и базовых учреждений психологической направленности МО РТ на заместителя министра Боговарову В.А.

9. Утвердить план мероприятий по развитию службы практической психологии системы образования Республики Татарстан на 2001 - 2004 гг. (приложение N 6).

10. Институту повышения квалификации работников образования РТ (Исламшин Р.А.):

10.1. Предусмотреть в 2001 - 2002 гг. разработку учебных планов и введение курсов повышения квалификации руководителей и специалистов ППМС-центров, психолого-медико-педагогических комиссий (ППМПК) и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений (ПМПк).

10.2. Разработать до 1 июня с.г. план стажировки слушателей факультета профессиональной переподготовки педагогических и психологических кадров, руководителей и специалистов ППМС-центров базовых учреждениях психологической направленности МО РТ.

10.3. Провести учет и экспертизу диагностических и коррекционно-развивающих методик и программ, используемых в образовательных учреждениях республики специалистами службы практической психологии, привести их в соответствие с сертифицированными методиками и программами, рекомендуемыми к применению в образовательном процессе и утвержденными Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10.4. Обобщить опыт работы органов управления образованием, ведущих ППМС-центров, отдельных педагогов-психологов и в ноябре 2001 года провести научно-практическую конференцию на базе общеобразовательных учреждений г. Наб. Челны по проблемам развития и совершенствования психологической службы системы образования Республики Татарстан.

10.5. Предусмотреть начиная с 2001 года включение номинации "Психолог года" в республиканский профессиональный конкурс "Учитель года Татарстана", при выдвижении на звание "Психолог года" обеспечить оценку деятельности педагогов-психологов в соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.

10.6. Рекомендовать оборудование комнаты психологической разгрузки для педагогических работников - слушателей курсов ИПКРО РТ.

11. Одобрить тематику научных исследований Поволжского отделения РАО, научных учреждений, высших профессиональных учебных заведений, кафедры практической психологии ИПКРО РТ по психологическим аспектам развития, обучения и воспитания детей и учащейся молодежи на 2001 - 2003 гг. (приложения N 7, 8*), рекомендовать органам управления образованием городов и районов организовать участие работников системы образования в исследовательской работе.

________________
     * Приложение N 8 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.   


12. Редакционно-издательскому центру "Школа" (Сергеев М.Г.):

12.1. Совместно с отделом воспитания и дополнительного образования (Валеев Р.В.) издать сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов психологической службы образования до 1 июля 2001 года.

12.2. Совместно с кафедрой педагогической психологии ИПКРО РТ (Сибгатуллина И.Ф.) издать сборник "Служба практической психологии в образовании Республики Татарстан. Из опыта работы", до 1 октября 2001 года.

13. Управлениям, отделам образования администраций городов и районов республики принять необходимые меры по развитию службы практической психологии системы образования территории:

13.1. Обеспечить присвоение статуса, приведение наименований и Уставов ППМС-центров в соответствие с Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 N 867), а также их лицензирование и аттестацию в соответствии с порядком, установленным Законом РТ "Об образовании".

13.2. Вести работу по организации эффективной деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) временного созыва, по обеспечению открытия постоянно действующих городских ПМПК.

13.3. Привести численность штатов педагогов-психологов образовательных учреждений в соответствие с Типовыми штатами образовательных учреждений РТ (Приказ МО РТ N 135 от 24.04.95), руководствуясь Приказом МО Республики Татарстан от 12.10.2000 N 652, согласованным с Министерством финансов Республики Татарстан.

13.4. Обеспечить функционирование в образовательных учреждениях психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в соответствии с Письмом МО Республики Татарстан от 08.09.2000 N 1363.

13.5. При распределении обязанностей между специалистами управления (отдела) предусмотреть возложение обязанности куратора деятельности службы практической психологии системы образования города (района) на специалиста преимущественно с психологическим образованием, при составлении его должностной инструкции руководствоваться должностными обязанностями, утвержденными приложением N 1 к данному Приказу.

13.6. Содействовать расширению финансирования, материально-техническому, кадровому и учебно-методическому обеспечению деятельности всех звеньев психологической службы.

14. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя министра Боговарову В.А.


Министр
Ф.Ф.ХАРИСОВ

     




Приложение N 1
к Приказу МО Республики Татарстан от 10 мая 2001 года N 331



 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА РЕСПУБЛИКАНСКОГО (ГОРОДСКОГО, РАЙОННОГО) ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УРОВНЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


      Компетентность главного психолога Министерства образования РТ


Главный психолог МО РТ является руководителем психологической службы системы образования РТ по административной линии, имеет, как правило, специальное психологическое образование.

В компетентность главного психолога МО РТ входят следующие вопросы:

- формирование и осуществление региональной политики в области развития службы практической психологии системы образования РТ (далее - Служба) совместно с Координационным научно-методическим Советом службы практической психологии системы образования Республики Татарстан (далее - Совет), другими подразделениями Службы; подготовка программ развития Службы, решений коллегий, приказов по определению стратегии и тактики ее развития;

- участие в определении порядка финансирования Службы;

- работа по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности Службы; разработка и утверждение примерных локальных актов учреждений психологической службы, примерных положений о работниках службы, других нормативных документов (совместно с Советом);

- разработка и утверждение порядка лицензирования и аттестации учреждений психологической направленности;

- определение порядка и участие в аттестации кадров Службы; разработка и утверждение квалификационных требований к ним (совместно с отделом педагогических кадров и социальной защиты работников образования МО РТ, кафедрой педагогической психологии ИПКРО РТ);

- организация изучения деятельности Службы в районах и городах республики, принятие управленческих решений по итогам изучения (совместно со структурными подразделениями МО РТ);

- инициирование деятельности Совета;

- разработка научно-методического обеспечения деятельности учреждений психологической направленности, психологических кадров (совместно с Советом, кафедрой педагогической психологии ИПКРО РТ);

- проведение республиканских научно-практических конференций, семинаров, совещаний по проблемам деятельности Службы (совместно с кафедрой педагогической психологии ИПКРО РТ); информационно-методическое обеспечение деятельности Службы: сбор, анализ, обобщение данных о деятельности Службы; создание банка данных "Психологические ресурсы образования РТ";

- освещение деятельности Службы в средствах массовой информации (совместно с инспекторско-аналитическим отделом МО РТ).


Компетентность специалиста городского (районного) управления (отдела) образования, курирующего деятельность службы практической психологии соответствующего уровня системы образования


В компетентность специалиста городского (районного) управления (отдела) образования - куратора деятельности Службы входят следующие вопросы:

- разработка программ развития, планов деятельности городской (районной) Службы, подготовка решений коллегиального органа, приказов по проблемам деятельности Службы;

- работа по нормативно-правовому обеспечению деятельности Службы: контроль за разработкой и приведением в соответствие с требованиями локальных актов учреждений психологической направленности, участие в их лицензировании, своевременной аттестации и государственной аккредитации;

- изучение деятельности подразделений Службы, педагогов-психологов образовательных учреждений, принятие соответствующих мер по итогам изучения, обеспечение подразделений Службы информацией о состоянии субъектов учебно-воспитательного процесса и образовательной среды;

- сбор, анализ, обобщение данных о состоянии психологического обеспечения образовательного процесса в учреждениях образования, создание банка данных о развитии Службы, опыте работы учреждений психологической направленности, отдельных педагогов-психологов, фонда научно-методических материалов, видеотеки, компьютерной информационно-поисковой технологии;

- контроль за организацией в образовательных учреждениях психологических кабинетов, их оснащением необходимой мебелью, оборудованием, материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ;

- участие в аттестации руководителей и специалистов учреждений психологической направленности, педагогов-психологов других образовательных учреждений, в экспертизе деятельности психологов, контроль за адекватным использованием психологического инструментария (если специалист органа управления образованием имеет специальное психологическое образование или соответствующую психологическую подготовку);

- осуществление практической помощи вновь реорганизуемым учреждениям психологической направленности (разработка документации, консультирование по проектам, программам и др.);

- оказание методической помощи образовательным учреждениям, занимающимся диагностикой, коррекцией и реабилитацией детей с ограниченными возможностями;

- консультирование руководителей, педагогических и психологических кадров образовательных учреждений по вопросам психологической поддержки образовательного процесса, обеспечение проведения различных форм психологической работы с учащимися, их родителями, педагогами, руководителями;

- информационно-методическое обслуживание: выпуск информационных листов и проспектов, брошюр с материалами из опыта работы, освещение деятельности Службы в средствах массовой информации;

- курирование деятельности методического объединения педагогов-психологов.




Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»