Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2016 года N 68


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 490 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Липецкой области от 28.12.2023 N 808.
____________________________________________________________________


Администрация Липецкой области постановляет:

Внести в постановление администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года N 490 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области" ("Липецкая газета", 2013, 13 ноября; 2014, 21 февраля, 2 июля, 17 сентября, 19 декабря; 2015, 18 февраля, 10 июня, 13 ноября) следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в следующей редакции:

"Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
"Об утверждении государственной
программы Липецкой области "Развитие
кооперации и коллективных форм
собственности в Липецкой области"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"

I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"

(далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель

Управление сельского хозяйства Липецкой области

Соисполнители

Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области;

управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области;

управление экономики администрации Липецкой области;

управление делами администрации Липецкой области

Сроки и этапы реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы без выделения этапов

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Развитие сети кооперативов всех направлений на 2014 - 2020 годы".

Подпрограмма 2 "Реализация регионально значимых направлений в сфере сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2020 годы".

Подпрограмма 3 "Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014 - 2020".

Подпрограмма 4 "Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2014 - 2020 годы"

Цель Государственной программы

Развитие коллективных форм собственности для обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения

Индикаторы цели

Количество граждан, вовлеченных в кооперативное движение, чел.;

рост доходов граждан от участия в кооперативной деятельности, %;

численность работников народных предприятий и акционерных обществ, за исключением публичных акционерных обществ, на конец отчетного периода, чел.

Задачи Государственной программы

Задача 1. Создание и стимулирование развития на территории области кооперативов различной специализации.

Задача 2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Задача 3. Организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции.

Задача 4. Создание условий для развития народных предприятий и акционерных обществ, за исключением публичных акционерных обществ

Показатели задач

Показатели задачи 1:

количество созданных кооперативов за год, ед.;

доля работающих кооперативов, %;

количество кооперативов второго и последующих уровней, ед.;

объем займов, предоставленных сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами малым формам хозяйствования - членам кооперативов, млн. руб.

Показатели задачи 2:

объем сельскохозяйственной продукции, закупленной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами у членов кооператива, млн. руб.;

объем произведенных кооперативными предприятиями пищевых продуктов, млрд. руб.;

количество кооперативов, реализовавших проекты модернизации и (или) развития материально-технической базы в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции, ед.

Показатель задачи 3:

количество созданных кооперативных торговых объектов для организации сбыта сельскохозяйственной продукции, ед.

Показатель задачи 4:

количество народных предприятий и акционерных обществ, за исключением публичных акционерных обществ, созданных в отчетном периоде, ед.

Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации Государственной программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств областного бюджета прогнозно составит 665852,0 тыс. руб.,

в том числе по годам:

2014 год - 115975,0 тыс. руб.;

2015 год - 113800,0 тыс. руб.;

2016 год - 96800,0 тыс. руб.;

2017 год - 88755,0 тыс. руб.;

2018 год - 79174,0 тыс. руб.;

2019 год - 79174,0 тыс. руб.;

2020 год - 92174,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

За период реализации Государственной программы ожидается:

вовлечение в кооперативное движение не менее 34130 граждан;

рост доходов граждан от участия в кооперативной деятельности в 2020 году к 2013 году - в 1,8 раза;

создание 186 производственных и потребительских кооперативов различной специализации, в том числе 70 - снабженческо-сбытовых, 50 - перерабатывающих, 20 - кредитных, 46 - производственных в несельскохозяйственных сферах;

увеличение доли работающих кооперативов до 90%;

создание не менее 20 кооперативов второго и последующего уровней;

увеличение объема займов, предоставленных сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, до 400 млн. руб.;

увеличение объема сельскохозяйственной продукции, закупленной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами у членов кооператива, до 8,5 млрд. руб.;

увеличение объемов произведенных кооперативными предприятиями пищевых продуктов до 6 млрд. руб.;

реализация проектов модернизации и (или) развития материально-технической базы в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции - не менее 60 кооперативами;

создание 46 кооперативных торговых объектов для организации сбыта сельскохозяйственной продукции; увеличение численности работников народных предприятий и акционерных обществ, за исключением публичных акционерных обществ, - в 4 раза (до 1640 чел.);

создание 36 народных предприятий и акционерных обществ, за исключением публичных акционерных обществ

II. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОЧИХ РИСКОВ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ


Мировой опыт свидетельствует, что достижение социальной стабильности в обществе невозможно без демократизации отношений собственности и широкого распространения коллективных форм хозяйствования, основными из которых являются коллективные (народные) предприятия и кооперативы.

В развитии коллективных форм хозяйствования заложен огромный экономический и социальный потенциал. Они позволяют объединить в статусе работника как трудящегося, так и собственника, использовать в управлении предприятиями принципы прямой демократии, избежать эксплуатации со стороны посреднического капитала.

Наиболее массовой формой является кооперативное движение. Объединение товаропроизводителей на условиях кооперации приобретает особую актуальность в современных условиях.

Существенная поддержка агропромышленного комплекса в последние годы и интенсификация производства способствовала высвобождению рабочей силы из крупного бизнеса. За последние 10 лет среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственных предприятиях области сократилась на 40%, в промышленности - на 30%. Уровень населения, не занятого в экономике Липецкой области (далее - область), составляет 12,6%. Особенно остро вопрос занятости стоит в Воловском, Краснинском, Долгоруковском, Измалковском, Данковском муниципальных районах, где доля незанятого трудоспособного населения выше среднеобластного значения и составляет от 12,7% до 17,2%.

Данная экономическая ситуация вывела на особое место личные подсобные хозяйства. Если раньше доходы от ведения ЛПХ рассматривались как вспомогательный источник, наполняющий потребительскую продовольственную корзину жителей, то сейчас для многих они являются основным или единственным источником прямых денежных поступлений.

Сегодня малые формы хозяйствования становятся полноправными участниками экономики области, обеспечивают самозанятость сельского населения. На них приходится треть валового производства продукции сельского хозяйства, доля занятых - более 50% от общей численности занятых в сельскохозяйственном производстве (34,3 тыс. чел.).

Имея в пользовании 13% всех сельхозугодий, малыми формами хозяйствования в 2012 году произведено по 14% зерна и сахарной свеклы, 85% картофеля, 93% овощей, 41% плодов и ягод. Получено 15% мяса и 37% молока.

Вместе с тем доля хозяйств, вовлеченных в экономический оборот, остается невысокой. Из 202 тыс. личных подсобных хозяйств только 16% заняты товарным производством.

Одним из приоритетных направлений политики области является вовлечение населения в производственные отношения через создание кооперативных предприятий различной специализации. Кооперативное движение может и должно стать основой устойчивого развития муниципальных образований, в том числе сельских территорий.

Целенаправленная поддержка развития кооперации, проводимая в последние годы, дала определенные результаты: в области создана кооперативная сеть. По итогам 2012 года зарегистрировано 553 потребительских кооператива и 18 производственных, из которых 12 действуют в сфере сельского хозяйства. Есть производственные кооперативы в промышленности, снабжении, строительстве и на транспорте.

Наибольшее распространение получили сельскохозяйственные потребительские кооперативы. На 01.01.2013 в области зарегистрировано 364 сельскохозяйственных потребительских кооператива, более половины из которых (202 кооператива) образованы в 2012 году. Кооперацией охвачено практически каждое сельское поселение.

За 2012 год сельскохозяйственными потребительскими кооперативами закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 3,9 млрд. руб. (в 2,6 раза больше 2011 года), произведено пищевой продукции на сумму более 2 млрд. руб. (в 5 раз), предоставлено займов на сумму 39,5 млн. руб.

В 2013 году активное развитие кооперативов продолжается: за 6 месяцев в области организовано 132 кооператива.

Однако кооперация еще не стала реальной силой. Членами кооперативов являются только 3,5% личных подсобных хозяйств. Кооперативы остаются разрозненными, развивающимися хаотично и зачастую абсолютно бесконтрольно.

Активному развитию кооперации препятствует ряд объективных факторов.

Прежде всего, организационного характера:

психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;

недостаточный уровень правовой культуры, информированности населения о преимуществах кооперации и законодательных условиях ее развития и деятельности;

дефицит квалифицированных кадров, отсутствие механизма их подготовки и закрепления.

А также экономического характера:

низкий уровень доходов населения, что не позволяет им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и развития кооперативов;

недоступность банковских кредитов, обусловленная недостатком залоговой базы и высокими ставками за привлекаемые финансовые ресурсы;

отсутствие эффективной системы сбыта как ключевого звена в товаропроводящей цепи, что сдерживает развитие кооперации и выход кооперативов на внутренние и внешние рынки, не позволяет добиться рентабельности, необходимой для расширенного воспроизводства;

отсутствие эффективной системы кооперации, многоуровневой вертикали управления.

Чтобы кооперативное движение стало мощным сегментом экономики, требуется государственная поддержка и создание режима наибольшего благоприятствования.

По правовому положению к производственным кооперативам близки народные предприятия.

Народные предприятия являются наивысшей формой хозяйствования и имеют преимущества, поскольку обеспечивают возможность участия работников предприятий в управлении и владении собственностью на средства производства, определяют социальную справедливость и стабильность в современных условиях развития общества, повышают мотивацию труда.

В России практика создания народных предприятий не получила широкого распространения. По данным Росстата, в России около 150 народных предприятий. Почти все они были образованы в период массовой приватизации, когда доля акций трудового коллектива была значительной.

Сегодня созданию народных предприятий также препятствует ряд факторов:

отсутствие государственной поддержки на этапе становления народного предприятия;

слабая компетентность работников в вопросах, касающихся сущности народного предприятия, своих прав и обязанностей.

Создать условия для стимулирования развития народных предприятий возможно программными методами.

В 2012 году в целях создания народных предприятий была принята областная целевая программа "Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012 - 2014 годы" (постановление администрации области от 22 июня 2012 года N 253). В результате ее реализации в области зарегистрированы шесть народных предприятий: в промышленности, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере услуг.

В ходе реализации Государственной программы могут возникнуть следующие группы рисков:

экономико-правовые, к которым относятся нестабильность экономической ситуации в связи с вступлением России в ВТО, замедлением темпов экономического роста, изменения денежно-кредитной политики, налогового законодательства, законодательства, регулирующего деятельность кооперативов и народных предприятий;

финансовые, связанные с низкой доходностью сельскохозяйственного производства, отсутствием у сельхозтоваропроизводителей средств для создания и развития кооперативов, отсутствием средств на этапе создания народных предприятий, низкой доступностью банковских кредитных ресурсов;

социальные риски, обусловленные возможными сомнениями со стороны населения в доступности и выгодности мероприятий Государственной программы в силу недостаточной их информированности, экономической и правовой грамотности.

Важнейшим условием успешной реализации Государственной программы является минимизация указанных рисков. Проблема снижения степени рисков не должна ложиться только на плечи непосредственных участников. В ее решении активное участие должны принимать органы власти областного и муниципального уровней.

Управление рисками реализации Государственной программы будет осуществляться на основе:

проведения политики, направленной на создание условий для устойчивого развития кооперативного движения, народных предприятий и акционерных обществ, за исключением публичных акционерных обществ, и повышения роли коллективных форм собственности в развитии производственных отношений;

публичности, открытости и прозрачности мероприятий и практических действий, информационного сопровождения, активной работы по повышению экономической и правовой грамотности населения;

повышения конкурентоспособности продукции членов кооперативов, совершенствования маркетинговой деятельности, оказания помощи в гарантированном сбыте произведенной продукции через все возможные каналы реализации;

организации эффективной трехуровневой системы управления развитием кооперации на основе совместных действий исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

проведения мониторинга развития коллективных форм собственности и выработки решений и рекомендаций в сфере управления;

подготовки и представления отчетов о ходе реализации и эффективности предусмотренных мероприятий в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Липецкой области".

Минимизация влияния экономических, финансовых, социальных рисков предусмотрена за счет мер поддержки, направленных на создание условий для доступа организаций коллективных форм собственности к финансовым ресурсам, укрепление их материально-технической базы, организацию обучения, интеграцию кооперативов в ассоциации, союзы, кооперативы последующих уровней.

Мероприятия Государственной программы реализуются во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, заинтересованными предприятиями и организациями.

Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в сфере развития коллективных форм собственности, позволит решить социально-экономические проблемы развития села, обеспечить достойный уровень доходов сельского населения, сформировать производственные отношения, соответствующие современной исторической ситуации, обеспечит социальную стабильность в обществе и послужит одной из основ успешной модернизации экономики.

2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВА И ЗНАЧЕНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАДАЧ


Приоритеты государственной политики определены в Законе Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 108-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы" и направлены на повышение качества жизни населения. К ним относятся:

вовлечение широких слоев населения, особенно сельского, в экономическую деятельность, обеспечение занятости;

повышение доходов граждан, гарантирующих достойный уровень жизни;

повышение эффективности производства за счет объединения граждан и товаропроизводителей.

Поэтому одним из основных направлений развития области на среднесрочный период определено развитие коллективных форм собственности.

Реализация государственной политики в этой сфере будет осуществляться через поддержку создания кооперативов всех видов (в сфере производства, переработки сельскохозяйственной продукции, транспорта, связи, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной сфере), формирование многоуровневой системы кооперации, создание и развитие народных предприятий.

Стимулирование кооперативного движения будет способствовать развитию сельских территорий за счет выхода мелких товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки, обеспечит развитие сельской инфраструктуры и получение жителями достойных доходов.

Создание и развитие народных предприятий обеспечит формирование социально справедливых производственных отношений и повысит мотивацию труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»