Недействующий

 
ЗАКОН

 ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 декабря 2012 года N 108-ОЗ

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в редакции Законов Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ, от 15.12.2015 N 473-ОЗ)

Принят
Липецким областным
Советом депутатов
25 декабря 2012 года

 

 Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы согласно приложению к настоящему Закону.

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ

     г. Липецк
     29.12.2012
     N 108-ОЗ

     




Приложение
к Закону
Липецкой области "О Программе
социально-экономического развития
Липецкой области на 2013 - 2017 годы"

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ   

(в редакции Законов Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ, от 15.12.2015 N 473-ОЗ)

I. Паспорт Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы

Наименование Программы:

Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы:

Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав Липецкой области Российской Федерации от 09 апреля 2003 года N 46-ОЗ, Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года"

Государственный заказчик Программы:

Администрация Липецкой области (далее - администрация области)

Разработчик Программы:

Управление экономики администрации области

Основные цели Программы:

Повышение благосостояния и качества жизни населения, формирование здорового образа жизни;

создание инновационной и конкурентоспособной экономики в регионе;

улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды;

создание и внедрение системы эффективного государственного управления и развития муниципальной службы

(в ред. Закона Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ)

Основные задачи Программы:

Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

улучшение демографической ситуации;

повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения;

формирование здорового образа жизни населения области, развитие физической культуры и спорта;

создание условий для развития туризма и рекреации;

повышение доступности и качества образования;

обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни;

совершенствование механизмов регулирования рынка труда, обеспечение занятости населения, в том числе через развитие коллективных форм хозяйствования (закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий), кооперативов);

обеспечение населения качественным и доступным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ;

обеспечение безопасности условий жизни населения;

обеспечение общественно-политической стабильности, содействие развитию институтов гражданского общества;

развитие социализации молодежи, формирование ее гражданско-патриотической позиции;

создание условий для модернизации существующих производств, стимулирование инновационной и экономической активности бизнеса;

обеспечение продовольственной безопасности на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса и повышения территориальной доступности социально значимых продовольственных товаров;

повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры и доступности транспортных услуг; обеспечение высокой инвестиционной привлекательности области;

обеспечение внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение энергетической эффективности;

улучшение состояния окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных и водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, создание системы обращения с отходами производства и потребления;

сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;

повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области;

повышение эффективности управления государственным имуществом и земельными ресурсами;

обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами Липецкой области

(в ред. Закона Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ)

Исполнители Программы:

Структуры администрации области, исполнительные органы государственной власти области

Срок реализации Программы:

2013 - 2017 годы

Система организации контроля за исполнением Программы:

Рассмотрение на Совете администрации области и на сессии областного Совета депутатов по итогам каждого года реализации

Основные результаты реализации Программы по итогам 2017 года:

Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 9,5%;

увеличение продолжительности жизни до 73 лет;

увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и

услуг промышленными организациями до 18%;

увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) до 106,9 тыс. руб.;

уменьшение объема сбросов загрязненных сточных вод до 80 млн. куб. м;

снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников до 339 тыс. тонн;

увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 60%;

увеличение доли налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в общем объеме доходов до 87%

(в ред. Закона Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ)


      II. Общие положения Программы

1. Введение

Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы является элементом многоуровневой системы стратегического планирования в области, определяет цели и задачи развития на среднесрочную перспективу, основные мероприятия и результаты, которые необходимо достичь для реализации целей Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года".

Программа учитывает цели, задачи и основные направления социально-экономической политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозы развития Российской Федерации и Липецкой области и разработана на основе анализа сложившейся в области социально-экономической ситуации, основных проблем и предпосылок для их решения.

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в экономике и социальной сфере Липецкой области (далее - область).

Механизмы реализации Программы основаны на принципах согласования интересов всех участников социально-экономических процессов: органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также широких слоев населения области.

2. Краткие итоги реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009 - 2012 годы

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Липецкой области на 2009 - 2012 годы (далее - Программа 2009 - 2012), позволила выполнить поставленные задачи.


 Основные результаты реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009 - 2012 годы

Таблица 1

N п/п

Показатель

Темп роста 2012 г. к 2008 г., предусмотренный Программой, %

Темп роста 2011 г. к 2008 г. фактический, %

Темп роста 2012 г. к 2008 г. (по оценке), %

1.

Индекс промышленного производства

100

100,1

112,8

2.

Индекс производства продукции сельского хозяйства

116

117,9

120,7

3.

Объем инвестиций в основной капитал

116

116,7

93,8

4.

Оборот розничной торговли

109,8

116,6

124,9

5.

Объем бытовых услуг

123,0

117,8

138,8

6.

Реальные располагаемые доходы населения

103,3

110,2

120,3


Выполнение всех параметров Программы 2009 - 2012 по годам приведено в приложении 1 к настоящей Программе.

Реализация комплекса антикризисных мер и мероприятий по модернизации экономики и социальной сферы позволила преодолеть кризисные явления, по основным показателям выйти на докризисный уровень и обеспечить выполнение социальных обязательств перед населением.

Решены основные задачи, поставленные в Программе 2009 - 2012.

Созданы условия, способствующие повышению благосостояния населения. Область стабильно занимает 4-е место по уровню среднедушевых денежных доходов среди субъектов ЦФО.

Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения выросли к 2008 году на 40% и в 2011 году составили в 17100 руб. По этому показателю область занимала 5-е место среди субъектов ЦФО. За 9 месяцев 2012 года среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения составили 18622 руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2011 года выросли на 17,4%.

Решалась одна из важнейших задач - снижение уровня бедности. Доля бедного населения в 2011 году составила 10,3%, или 120 тыс. чел. Этот показатель - один из самых лучших в РФ (11-е место) и ЦФО (4-е место). По итогам первого полугодия 2012 года уровень бедности по сравнению с 2011 годом снизился до 9,2%.

Численность безработных в 2011 году уменьшилась на 29% к 2008 году и составила 4,3 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 0,7% (1 место в ЦФО, 3 - в РФ). В 2011 году введено более 13 тысяч рабочих мест, почти половина которых - в сельской местности.

Уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2012 года составил 0,6% (3,6 тыс. чел.).

В области наблюдаются положительные демографические тенденции. За годы реализации Программы 2009 - 2012 ежегодная рождаемость в среднем составляла 12,7 тысячи человек. Увеличению рождаемости способствовали меры, направленные на поддержку семей с детьми, улучшение их жилищных условий, предоставление "материнского капитала".

Снизилась смертность. В 2008 году коэффициент смертности составлял 17,1 на 1 тысячу населения, в 2011 году - 15,2. По итогам 9 месяцев 2012 года он составил 15,3 на 1 тысячу населения. Снижение смертности при одновременном росте рождаемости привело к снижению коэффициента естественной убыли населения (с 6,3 - в 2008 г. до 4,5 - в 2011 г. и до 3,7 на 1000 чел. населения - по итогам 9 месяцев 2012 года).

В области создана многофункциональная система социального обслуживания населения, главной целью которой является обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг.

В рамках реализации федеральных и областных полномочий около 420 тысяч жителей (инвалиды, участники ВОВ, ветераны труда, труженики тыла, многодетные семьи) получают более 60 видов социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единовременные и ежемесячные выплаты семьям с детьми, льготы по оплате проезда).

Ежегодно увеличиваются объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. За годы реализации Программы 2009 - 2011 введено 2,2 млн. кв. м жилья. За 9 месяцев 2012 года введено 434,6 тыс. кв. м жилья с ростом к соответствующему периоду 2011 года 103%.

Ввод жилья на душу населения увеличился на 4,8%: с 0,62 кв. м - в 2008 году до 0,65 кв. м - в 2011 году (по РФ - 0,45 кв. м и 0,47 кв. м соответственно). Достижению значительных результатов в жилищном строительстве способствовала государственная поддержка населения из федерального, областного и местных бюджетов.

Активная работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволила существенно улучшить жилищные условия граждан. За период 2009 - 2012 годов отремонтировано 1112 многоквартирных домов (32% нуждающихся в капремонте) площадью около 2 млн. кв. м, в которых проживает 83,7 тыс. человек, расселено 249 ветхих и аварийных многоквартирных домов, ликвидировано 58,6 тыс. кв. м аварийного жилья (41% всего жилищного фонда, признанного аварийным), приобретено 1575 квартир и переселено в благоустроенное жилье 4,1 тыс. человек.

В целях обеспечения населения качественной питьевой водой за период с 2009 по 2012 годы построено 171,6 км водопроводных сетей, 74 артезианских скважины, 4 станции очистки воды от железа. В результате удалось улучшить качество водоснабжения для 149 тыс. человек в 200 населенных пунктах.

В 2012 году охват населения централизованным водоснабжением составил 97,8% (1140,3 тыс. человек), доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, - 90,3% (1052,8 тыс. человек).

Темпы роста оборота розничной торговли были выше программных параметров: в 2010 году - на 4,3 процентного пункта (106,9%), в 2011 году - на 5,4 процентного пункта (109,2%). За 9 месяцев 2012 года оборот розничной торговли составил 113,1 млрд. руб. с ростом к соответствующему периоду прошлого года 107,5%.

Розничная сеть расширяется и модернизируется, в том числе и за счет прихода сетевых компаний на муниципальный уровень. За период действия Программы 2009 - 2012 в области открыто 1241 предприятие розничной торговли, из них 306 - в сельской местности. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей выросла на 30% и к началу 2012 года составила 489 кв. м, превысив целевой показатель Программы 2009 - 2012 (480 кв. м).

В развитии рынка услуг общественного питания приоритетным направлением стало создание общедоступных для населения предприятий средней ценовой категории. За 2009 - 2012 годы в области открыто 200 предприятий общественного питания, количество посадочных мест на 1000 жителей увеличилось на 14% и составило 24 места.

Решались задачи по диверсификации экономики, внедрению инноваций и новых технологий, развитию "точек роста" - особых экономических зон и региональных кластеров.

За последние 7 лет сформирована логически завершенная, диверсифицированная, нормативно оформленная трехуровневая система создания и развития точек экономического роста, составляющими которой являются:

- особая экономическая зона промышленно-производственного типа федерального уровня "Липецк", где зарегистрировано 22 резидента с объемом заявленных инвестиций 70 млрд. руб. Реализуются проекты в сфере машиностроения, производства готовых металлических изделий, неметаллических минеральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, современной электроэнергетики, нанотехнологий;

- 8 особых экономических зон регионального уровня (4 - промышленно-производственного, 2 - туристско-рекреационного, 1 - агропромышленного и 1 - технико-внедренческого типа), где зарегистрировано 40 участников с общим объемом инвестиций около 77 млрд. руб.;

- частные индустриальные парки. Действует 2 частных индустриальных парка: "Грязинский" и "Кузнецкая Слобода".

Сформировался кластер по производству белой техники на базе ЗАО "ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ" по выпуску холодильников и стиральных машин. Формируются кластеры по производству сельскохозяйственной техники и оборудования, автокомпонентов, фармацевтический кластер, ядром которого станет ЗАО "Рафарма", инновационный кластер, в состав которого войдут строящиеся в особой экономической зоне "Липецк" предприятия. Начата реализация инвестиционных проектов по развитию двух туристско-рекреационных кластеров "Елец" и "Задонщина".

В результате принимаемых мер по диверсификации экономики доля черной металлургии в валовом региональном продукте (далее - ВРП) снизилась с 32% - в 2008 г. до 28,5% - в 2011 г., а налоговые поступления в бюджет области - в 1,5 раза (с 47,5% до 31% соответственно).

После снижения индекса физического объема ВРП в кризисном 2009 году в 2010 - 2011 гг. темпы роста ВРП превысили значения, предусмотренные Программой 2009 - 2012, что позволило на 1,3% превысить докризисный уровень уже в 2011 году.

В 2011 году был достигнут уровень докризисного 2008 года и по индексу промышленного производства. По итогам 9 месяцев 2012 года рост в промышленности составил 113,6%.

В целях повышения инновационной активности бизнеса в 2010 - 2011 годах сформирована необходимая законодательная база: действует Закон Липецкой области от 27 октября 2010 года N 425-ОЗ "Об инновационной деятельности в Липецкой области", принята областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011 - 2015 годы". Участникам инновационной деятельности предоставляются субсидии, государственные гарантии, налоговые льготы и преференции.

Выпуск инновационной промышленной продукции в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 2,4 раза и составил более 35 млрд. руб., доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров, работ и услуг возросла соответственно на 6,3 процентных пункта и составила около 11%.

По итогам 9 месяцев 2012 рост производства инновационной продукции составил 106,7%, ее произведено на сумму 29 млрд. руб.

В 2012 году область стала одним из 12 членов Ассоциации инновационных регионов России.

Индикатором экономического и социального здоровья области служат инвестиции в основной капитал. В результате государственной поддержки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов доля инвестиций в ВРП вдвое превышает среднероссийский показатель и составляет около 40%, что свидетельствует о высоком уровне инвестиционной ориентированности экономики области. По объему привлеченных инвестиций на душу населения в 2011 году (100 тыс. руб.) область является лидером в ЦФО.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»