Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2015 года N 667-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 N 679-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 514-п.
____________________________________________________________________


1. В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 679-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений" до 2020 года" внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2016.

Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ






Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 30 декабря 2015 года N 667-п

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ" ДО 2020 ГОДА

Ответственный исполнитель Программы:

Комитет по делам национальностей Тюменской области

Цели Программы:

Укрепление единства российской нации. Обеспечение межнационального согласия. Обеспечение межконфессионального согласия. Обеспечение общественно-политической стабильности в регионе.

Задачи программы:

Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области. Обеспечение устойчивого национально-культурного развития. Развитие взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Оценка процессов в сфере общественных отношений. Профилактика социально-политического экстремизма в молодежной среде.

Сроки реализации Программы:

2015 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы (с разбивкой по годам):

Всего за 2015 - 2020 годы - 548 679 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 142 171 тыс. руб., 2016 г. - 80 939 тыс. руб., 2017 г. - 80 943 тыс. руб., 2018 г. - 81 542 тыс. руб., 2019 г. - 81 542 тыс. руб., 2020 г. - 81 542 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

В плановый период до 2020 года должно быть обеспечено этноконфессиональное согласие, общественно-политическая стабильность в регионе, выражающиеся в отсутствие протестных акций на религиозной и этнической основе, публично выражаемых в радикальных формах эксцессов и конфликтов, в дальнейшем упрочении уважительных взаимоотношений между людьми различных национальностей, вероисповеданий и политических предпочтений. Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (планируемое значение к 2020 году - не менее 85%); Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Тюменской области (планируемое значение к 2020 году - не менее 89%); Оценка населением области уровня общественно-политической стабильности в регионе (планируемое значение к 2020 году - не менее 73,4%).

Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

СФЕРА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области как фактора единства российского государства, ситуация в межнациональной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития.

Протестных акций, публичных конфликтов на этнической основе в области нет.

Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и мировом сообществе.

Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.

На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:

- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

- все большая значимость этнической и религиозной самоидентификации на фоне слабого общероссийского гражданского самосознания;

- сложное социокультурное самочувствие отдельных этнических групп, неудовлетворенность их этнокультурных потребностей;

- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

- сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

- правовой нигилизм и высокий уровень преступности;

- попытки политизации этнического и религиозного фактора.

В настоящее время основные угрозы национальной и общественной безопасности Тюменской области в этноконфессиональном контексте обусловлены:

- присутствием в регионе приверженцев запрещенных исламистских движений;

- наличием неформальных молодежных объединений, склонных к радикализму;

- продвижением идей радикализма и экстремизма в социальных сетях Интернета.

На этих направления концентрируются наши усилия. Указанные проявления нередко становятся орудием недобросовестных деятелей, используются в далеких от общественных благ подстрекательских и провокационных целях, что ведет к разжиганию этноконфессиональной розни и вражды.

Питательной почвой для экстремистских проявлений является низкий уровень культуры общения между людьми, бытовые конфликты, чреватые перерастанием в противостояние и столкновения на этнической и религиозной основе, социально-экономические проблемы, усугубляемые последствиями мировых финансово-экономических кризисов, что провоцирует рост социальной напряженности, протестной активности граждан, проявляемой в радикальных, а порой и в экстремистских формах.

Наряду с этим, угрозы экстремистских проявлений на этнической, религиозной и политической основе обусловлены целым рядом субъективных факторов. Среди них - имеющая место у определенной части населения приверженность националистическим и шовинистическим взглядам, пропаганда идей мусульманского фундаментализма, культивирование псевдопатриотических настроений.

Определенное влияние на общественные отношения оказывает интенсивная иммиграция в Тюменскую область. Приезжие из государств СНГ, а также других регионов Российской Федерации являются носителями и воплощением иных культур, менталитета, традиций, образа жизни, отличных от местных условий, что создает предпосылки конфликтов, имеющих этническую окраску.

В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны.

В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений. Вышеуказанная деятельность осуществляется в полном соответствии с федеральным законодательством в сфере межнациональных отношений.

Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.

На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления единства российской нации, обеспечения межнационального согласия и профилактика проявлений этнического экстремизма.

Эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия.

Для решения возникающих задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.

Вышеуказанная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 21.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 N Пр-2753, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, федеральной целевой программой "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, а также иными документами стратегического и программного характера.

Задачами являются: профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде, содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области, а также реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.

Достижение поставленных задач предполагает работу по следующим направлениям:

1. Содействие этнокультурному развитию народов области; профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.

2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.

3. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.

4. Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.

5. Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области;

6. Развитие российского казачества в Тюменской области.

7. Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.

8. Успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

9. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.

10. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.

Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.

В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), значительной является доля татарского населения - 8,1% (109 193 чел.), украинцев - 1,3% (16 988 чел.), казахов - 1,0% (13 232 чел.), немцев - 0,9% (12 048 чел.), чувашей - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцев - 0,7% (8 282 чел.), армян - 0,6% (7 594 чел.), белорусов - 0,4 (4 465 чел.).

Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.

Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.

Рис. 1

     ┌═══════════════════════════════════════════════════════════════‰
     │   Областные национально-культурные автономии и национальные   │
     │                   общественные объединения                    │
     └══════┬══════════════════════┬════════════════════════┬════════…

            V                      V                        V

┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ ┌════════════‰
│Объединения│ │Объединения│ │  Объединения  │ │Объединения │ │Объединения │
│славянских │ │ тюркских  │ │народов Кавказа│ │  народов   │ │   других   │
│  народов  │ │  народов  │ │ и Закавказья  │ │Средней Азии│ │  народов   │
│     6     │ │     5     │ │       9       │ │     7      │ │     9      │
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… └════════════…

═════════════════════════════════════════════════════════════┬════════════‰

┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │  Евреи 1   │
│ Русские 1 │ │ Татары 4  │ │Азербайджанцы 2│ │ Киргизы 2  │ └════════════…
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Корейцы 1  │
│Украинцы 1 │ │ Чуваши 1  │ │   Ингуши 1    │ │  Казахи 3  │ └════════════…
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰               ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │  Немцы 3   │
│Белорусы 2 │               │   Армяне 1    │ │  Узбеки 1  │ └════════════…
└═══════════…               └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰               ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │   Народы   │
│ Поляки 1  │               │   Грузины 1   │ │ Таджики 1  │ │  Севера 3  │
└═══════════…               └═══════════════… └════════════… └════════════…
┌═══════════‰               ┌═══════════════‰                ┌════════════‰
│  Сербы 1  │               │   Чеченцы 1   │                │  Цыгане 1  │
└═══════════…               └═══════════════…                └════════════…
                            ┌═══════════════‰
                            │    Народы     │
                            │  Дагестана 2  │
                            └═══════════════…
                            ┌═══════════════‰
                            │   Осетины 1   │
                            └═══════════════…


Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики являются:

Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, осуществляющий комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;

Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.

Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений в реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в формировании позитивного общественного мнения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»