ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2013 года N 57

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 27.05.2013 N 186, от 06.09.2013 N 364, от 16.12.2013 N 553, от 28.04.2014 N 183, от 20.07.2015 N 434, от 20.06.2016 N 314, от 26.12.2016 N 652)

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" Правительство Республики Мордовия постановляет:

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 20.07.2015 N 434)

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта").

2. Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия:

совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, указанными в "дорожной карте", обеспечить реализацию мероприятий "дорожной карты" в установленные сроки;

осуществлять методическое сопровождение и мониторинг реализации "дорожной карты";

обеспечить достижение целевых показателей и индикаторов, определенных "дорожной картой";

представлять в сроки, установленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, информацию (отчеты) о ходе выполнения мероприятий "дорожной карты".

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ




Утвержден
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 25 февраля 2013 г. N 57
(изложен в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 26.12.2016 N 652)

Согласован

Первым заместителем Министра

труда и социальной защиты

Российской Федерации

_____________ А.В.Вовченко

23 декабря 2016 г.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

   (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 26.12.2016 N 652)


 I. Общее описание


1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".

"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.

Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:

предоставление социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной потребности;

возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;

внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;

реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания населения Республики Мордовия;

сокращение очередности на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

В Республике Мордовия функционирует и планомерно развивается сеть учреждений социального обслуживания граждан. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере социального обслуживания с 2013 года являются:

совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, исходя из требований к качеству и доступности;

совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;

повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.

Численность населения Республики Мордовия на 1 января 2013 г. составляла 818566 человек, из них пенсионеров 250539 человек, на 1 января 2016 г. - 807453 человек, из них пенсионеров 254315 человек.

По состоянию на 1 января 2013 г. система социального обслуживания населения Республики Мордовия состояла из 55 учреждений социального обслуживания населения, в том числе: 4 психоневрологических интернатов, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 детских домов-интернатов, 4 реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 социального приюта для детей и подростков, 1 дома ночного пребывания, 1 комплексного центра социального обслуживания, 23 государственных казенных учреждения социальной защиты населения и 1 территориального фонда социальной поддержки населения, предоставляющего срочные социальные услуги.

Расходы на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия в 2013 - 2018 годах представлены в таблице, в тыс. рублей:

Наименование расходов

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Расходы на содержание государственных учреждений

952285,1

1044959,6

1050277,0

1181361,5

1302194,0

1398945,5

Объем средств на оплату труда с начислениями

625604,6

730845,3

727381,2

844881,0

919658,6

993251,3

Средства республиканского бюджета, в том числе:

827132,2

894672,1

869690,4

984601,5

1104567,4

1199813,8

объем средств на оплату труда с начислениями

619448,4

726556,4

724349,5

842277,0

916645,6

990164,3

Внебюджетные средства, в том числе:

125152,9

150287,5

180586,6

196760,0

197626,6

199131,7

объем средств на оплату труда с начислениями

6156,2

4288,9

3031,7

2604,0

3013,0

3087,0


Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице:

п/п

Наименование показателей

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.

Общая численность получателей социальных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

150233

117860

17808

20331

в стационарной форме социального обслуживания

2694

2732

2736

2746

в полустационарной форме социального обслуживания

2283

2057

472

794

в форме социального обслуживания на дому

4965

5407

6220

8384

срочных социальных услуг

140291

107664

8380

8407

2.

Количество предоставленных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

4777695

4869269

7834034

8128592

в стационарной форме социального обслуживания

3275863

3364599

4558702

4731187

в полустационарной форме социального обслуживания

72994

83877

305266

318682

в форме социального обслуживания на дому

1286591

1312848

2961216

3069850

срочные социальные услуги

142247

107945

8850

8873

3.

Среднесписочная численность социальных работников

924

868

774

772


Анализ динамики численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг показал, что наблюдается снижение общей численности получателей срочных социальных услуг и в полустационарной форме и роста с 2015 года количества оказанных социальных услуг.

Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), в соответствии с которым введены индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах, а также основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании. Таким образом, с 1 января 2015 г. при предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности, конкретизирован перечень срочных социальных услуг, а также изменен алгоритм расчета численности получателей срочных социальных услуг и полустационарной форме (до вступления в силу Федерального закона N 442-ФЗ получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу).

До вступления в силу Федерального закона N 442-ФЗ предоставление социальных услуг на дому на территории Республики Мордовия осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года N 479 "О Порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации", от 14 апреля 2014 года N 139 "Об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому".

Социальное обслуживание на дому предоставлялось гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Среди перечня социальных услуг, регулярно оказываемых гражданам во всех формах социального обслуживания, востребованными являлись социально-бытовые, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.

26 августа 2013 г. постановлением Правительства Республики Мордовия N 357 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия" в Порядок социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года N 479, внесены изменения в части:

пересмотра механизма зачисления граждан на надомное социальное обслуживание, которое осуществлялось на основе оценки индивидуальной нуждаемости граждан исходя из потребности граждан в социальных услугах, необходимых для преодоления их трудной жизненной ситуации;

введено понятие о комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому и составления ею акта оценки индивидуальной нуждаемости;

предусмотрено межведомственное взаимодействие с органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, для предоставления справки о размере пенсии (содержащихся в ней сведений).

В соответствии с вышеуказанными документами социальные услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от категорий граждан, с учетом среднедушевого дохода. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производилась в размере 7260 рублей, но не более 75% получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии. С граждан, чей доход ниже величины прожиточного минимума пенсионеров, установленного в Республике Мордовия, плата за стационарное обслуживание не взималась.

Стоимость социальных услуг, входящих в республиканский перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определялась исходя из тарифов на платные социальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 мая 2006 года N 212 "О Республиканском перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения, и Тарифах на платные социальные услуги".

С 2015 года в Республике Мордовия стоимость социальных услуг регулируется в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2014 года N 594 "Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг", а также приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 10 декабря 2014 года N 398 "Об утверждении прямых (косвенных) расходов, непосредственно связанных с предоставлением гражданину (физическому лицу или семье) социальной услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг".

Тарифы на социальные услуги во всех формах социального обслуживания рассчитаны индивидуально для каждой социальной услуги в зависимости от типа и вида организации на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Тарифы на социальные услуги применяются с 2015 года и не пересматривались.

Во исполнение Федерального закона N 442-ФЗ в Республике Мордовия разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года N 67-З "Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Мордовия";

Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года N 68-З "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан";

Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 года N 86-З "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия";

постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года N 234 "О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия";

постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 года N 48 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, семьи, поддержки материнства, отцовства и детства, реабилитации инвалидов, безработных и иных категорий граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, а также благотворительную деятельность";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»