ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 июля 2013 года N 217-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"]


1. Одобрить прилагаемую концепцию республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".

2. Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 3810,9 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ



Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 23 июля 2013 года N 217-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Устойчивое развитие сельских территорий является приоритетным направлением реализации республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной Законом Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года N 94 (далее - Республиканская программа).

Реализация Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 74, республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 года N 114 (далее - Программа развития села до 2013 года), создала определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских поселений, развития их экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.

Вместе с тем вследствие допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.

Программно-целевым инструментом сбалансированного решения социальных, экономических, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий является республиканская целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).

Достижение к 2020 году предусмотренных Программой целевых индикаторов (показателей) будет способствовать укреплению основ устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства, а также обеспечению продовольственной безопасности Республики Дагестан.


II. Обоснование целесообразности решения проблем развития сельских территорий программно-целевым методом


К числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий Программы, относятся изменение демографической ситуации, низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

За период между Всероссийской переписью населения 2002 года и Всероссийской переписью населения 2010 года численность сельского населения в Республике Дагестан увеличилась с 1,102 до 1,594 млн. человек, при этом доля сельского населения снизилась с 57 процентов до 55 процентов.

Сельские территории утратили с 2002 года 17 сельских населенных пунктов.

Увеличилось количество сельских населенных пунктов с населением до 50 человек. В настоящее время они составляют 9,2 проц. (в 2002 году - примерно 7,8 проц.).

Для большей части сельского населения улучшение жилищных условий с использованием ипотечного кредитования остается недоступным. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.

Низкий уровень обеспеченности сельских поселений объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обусловливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди молодежи.

Одним из ключевых направлений настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта при решении социальных проблем развития сельских территорий в рамках Программы развития села до 2013 года.

При этом для решения поставленной задачи повышения качества жизни в сельской местности предусматривается использование комплексного подхода к развитию сельских территорий с учетом обеспеченности сельских поселений необходимым комплексом объектов социальной и инженерной инфраструктуры и перспективных планов по их развитию, связанных с ростом экономического потенциала сельских территорий, реализацией инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

Предусматриваются следующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств:

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития сельских территорий с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Республики Дагестан;

использование проектного подхода к финансированию и привлечение внебюджетных средств для софинансирования программных мероприятий на условиях государственно-частного партнерства;

заключение долгосрочных соглашений с органами местного самоуправления о взаимодействии по реализации мероприятий Программы;

осуществление постоянного мониторинга целевого использования бюджетных средств и выполнения участниками Программы обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными Республикой Дагестан с федеральными органами исполнительной власти.


III. О предварительных итогах реализации Программы развития села до 2013 года


Программа развития села до 2013 года призвана способствовать повышению уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, созданию условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышению престижности проживания в сельской местности.

Финансовый механизм реализации Программы развития села до 2013 года предусматривает софинансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования их расходных обязательств по реализации аналогичных программ (мероприятий).

Реализация Программы развития села до 2013 года осуществляется поэтапно (I этап - 2003-2005 годы, II этап - 2006-2010 годы и III этап - 2011-2013 годы).

В 2003-2012 годах на выполнение мероприятий Программы развития села до 2013 года из республиканского бюджета Республики Дагестан использовано 3,587 млрд. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 260,5 млн. рублей, на развитие газификации - 1152,3 млн. рублей, развитие водоснабжения - 777,0 млн. рублей, развитие сети общеобразовательных учреждений - 964,9 млн. рублей, развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи - 425,3 млн. рублей.

В 2003-2012 годах на выполнение мероприятий Программы развития села до 2013 года из федерального бюджета было выделено в виде субсидий республиканскому бюджету Республики Дагестан 2,088 млрд. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 870,8 млн. рублей, на развитие газификации - 535,3 млн. рублей, развитие водоснабжения - 431,1 млн. рублей, развитие сети общеобразовательных учреждений - 88,9 млн. рублей, развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи - 159,1 млн. рублей.

Государственная поддержка из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан стимулировала привлечение средств внебюджетных источников в объеме 3,770 млрд. рублей.

Таким образом, на каждый рубль средств республиканского бюджета Республики Дагестан, выделенный в 2004-2012 годах на реализацию мероприятий Программы развития села до 2013 года, привлечено 1,7 рублей средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

В 2013 году объем государственной поддержки из федерального бюджета составит 524,5 млн. рублей, планируется привлечь средства республиканского бюджета Республики Дагестан в объеме 483,1 млн. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 421,4 млн. рублей.

За период реализации в 2003-2012 годах мероприятий Программы развития села до 2013 года гражданами, проживающими в сельской местности Республики Дагестан, построено (приобретено) 397,0 тыс. кв. метров жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами - 155,7 тыс. кв. метров. В результате 3,1 тыс. семей, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, улучшили свои жилищные условия, в том числе 0,96 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

В 2013 году ожидается строительство (приобретение) 63,6 тыс. кв. метров жилья в сельской местности Республики Дагестан, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 26,7 тыс. кв. метров.

Таким образом, к концу реализации Программы развития села до 2013 года не менее 3,7 тыс. семей должны улучшить свои жилищные условия, в том числе не менее 1,18 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

В рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры за период 2003-2012 годов введено в эксплуатацию 1,56 тыс. километров распределительных газовых сетей, в 2013 году запланирован ввод в действие 0,133 тыс. километров сетей.

Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличится с 34,5 проц. до 52,5 процента.

В рамках мероприятий по развитию водоснабжения введено в эксплуатацию 624,5 километра локальных водопроводов, запланирован на 2013 год ввод в действие 106,1 километра сетей.

Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой увеличится с 36,8 проц. до 51,8 процента.

В рамках мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности построено общеобразовательных учреждений на 13,1 тыс. мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 44 единиц.

В 2013 году в рамках Программы развития села до 2013 года ожидается введение общеобразовательных учреждений на 0,2 тыс. мест и открытие 15 фельдшерско-акушерских пунктов.

В рамках мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи введены в действие районные и участковые больницы на 0,3 тыс. мест, а также амбулаторно-поликлинические учреждения на 150 посещений в смену.

Реализация Программы развития села до 2013 года и других мер государственной поддержки оказала положительное влияние на состояние социально-трудовой сферы села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда.


IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в развитии сельских территорий Республики Дагестан без использования программно-целевого метода


Неблагополучие в состоянии социальной среды проживания наряду с низкой по сравнению с другими отраслями экономики заработной платой в сельском хозяйстве не способствует повышению позитивной активности, работоспособности и результатов деятельности граждан и в итоге - укреплению престижности труда в сельском хозяйстве и повышению привлекательности сельской местности.

Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитости дорожной сети снижается территориальная доступность образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торговых, бытовых и других социальных услуг в отношении сельского населения. Сельские поселения все еще отстают от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству жилищного фонда.

Без использования программно-целевого подхода сложившаяся на сельских территориях Республики Дагестан проблемная ситуация усугубится. Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, в объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений не удастся повысить качество социальной среды жизни населения.

Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения качества и престижности жизни в сельской местности.

Общая оценка вклада Программы развития села до 2013 года в социально-экономическое развитие Республики Дагестан заключается в улучшении условий жизни в сельской местности и, как следствие, содействии повышению престижности и производительности сельскохозяйственного труда, улучшению демографической ситуации в сельской местности.

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и безотлагательной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого подхода.


V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Для выбора оптимального сценария реализации Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы 3 варианта решения проблемы в зависимости от объема ресурсного обеспечения Программы: целевой, умеренно-оптимистический и базовый.

Основным преимуществом целевого варианта является кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских поселений на основе достижения высоких стандартов условий проживания, сопоставимых с городским уровнем.

К существенным рискам реализации этого сценария следует отнести значительную нагрузку на федеральный бюджет и республиканский бюджет Республики Дагестан, которая несопоставима с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Умеренно-оптимистический вариант предполагает достижение параметров социального развития сельских поселений, предусмотренных в целевом варианте, на уровне, обеспечивающем создание базовых предпосылок для поступательного развития сельских территорий.

Преимущество этого варианта заключается в том, что в результате его реализации должна быть создана социально-экономическая платформа для перспективных преобразований в сельских поселениях.

Риски реализации этого сценария связаны в основном с возможностью увеличения нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов по причине снижения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Базовый вариант предусматривает финансирование мероприятий Программы на уровне, соответствующем объему расходных обязательств Российской Федерации и Республики Дагестан на реализацию Программы развития села до 2013 года, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.

К преимуществам этого варианта следует отнести сбалансированность бюджетных расходов на его реализацию по сравнению с базовым периодом (2013 год), а также определенные достижения в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения.

Реализация этого сценария сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, а также финансовыми рисками, связанными с возникновением бюджетного дефицита, и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.

В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков различных вариантов решения проблемы свидетельствуют о том, что выбранный базовый вариант является наиболее оптимальным.

Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.


VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы устойчивого развития сельских территорий программно-целевым методом


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»