ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2004 года N 114

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Дагестан от 01.10.2012 N 329, НГР:RU05000201200290;
постановление Правительства Республики Дагестан от 10.04.2013 N 191, НГР:RU05000201300117)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", НГР:RU0000R200205808 Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.

3. Финансирование мероприятий Программы в 2004 году осуществлять за счет средств республиканского бюджета РД, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.

4. Министерству финансов Республики Дагестан и Министерству экономики Республики Дагестан при формировании проектов республиканского бюджета РД на 2005 и последующие годы предусматривать ассигнования на финансирование мероприятий Программы и ежегодно уточнять размер выделяемых на ее реализацию средств с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.

Председатель Правительства

Республики Дагестан

Ш. Зайналов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правитель Республики Дагестан от 19 апреля 2004 г. N 114

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села до 2010 года"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"


Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"

Основание для разработки Программы

-

постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД

Государственные заказчики Программы

Министерство экономики РД, Министерство промышленности и научно-технического развития РД, Министерство образования РД, Министерство здравоохранения РД, Министерство культуры РД, Государственное управление автомобильных дорог РД "Дагестанавтодор ДГУП "Спецгазстройсервис", администрации городов и районов

Основные разработчики Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД, Министерство экономики РД, Министерство промышленности и научно-технического развития РД, Министерство образования РД, Министерство здравоохранения РД, Министерство культуры РД, Государственное управление автомобильных дорог РД "Дагестанавтодор", ДГУП "Спецгазстройсервий ОАО "Дагэнерго", ОАО "Дагсвязьинформ", Дагестанский республиканский союз потребите! ских обществ

Цели и задачи Программы

-

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований;
создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности

Сроки реализации Программы

-

- 2004-2010 годы

Основные мероприятия Программы

-

мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство

Исполнители основных мероприятий Программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД, Министерство промышленности и научно-технического развития РД, Министерство образования РД, Министерство здравоохранения РД, Министерство культуры РД, Государственное управление автомобильных дорог РД "Дагестанавтодор", ДГУП "Спецгазстройсервис", ОАО "Дагэнерго", ОАО "Дагсвязьинформ", Дагестанский республиканский союз потребительских обществ, органы местного самоуправления, строительны е и проектные организации на конкурсной основе, общественные организации

Объемы и источники финансирования Программы

-

общая сумма расходов на реализацию Программы - 7955,5 млн. руб., в т.ч.: средства федерального бюджета - 2372,9 млн. руб. (30 проц.);
республиканского бюджета РД - 5332,1 млн. руб. (67 проц.);
средства внебюджетных источников - 2505,8 млн. руб. (3 проц.)

Ожидаемые результаты

-

реализация Программы позволит:
 реализации Программы улучшить жилищные условия около 1 тыс. сельских семей;

 повысить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи и ввести в действие сельские и районные больницы на 976 койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на ИЗО посещений в смену;
повысить образовательный уровень учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, привести качество образования в соответствие с современными требованиями и ввести в действие общеобразовательные учреждения на 55,7 тыс. ученических мест;
активизировать культурно-досуговую деятельность на селе и ввести в эксплуатацию клубы на 8690 мест;

 расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания;
повысить уровень и качество электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечить их телефонной и телекоммуникационной связью;
построить 563 км сельских автомобильных дорог и привести в нормативно-техническое состояние 412 км внутрихозяйственных автомобильных дорог;

 улучшить демографическую ситуацию на селе и обеспечить агропромышленный комплекс квалифицированными кадрами, повысить производительность сельскохозяйственного труда

I. Содержание проблемы и обоснование необходимое ее решения программными методами


Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе являете* формирования социально-экономических условий устойчивого сельских территорий.

В результате резкого спада сельскохозяйственного произ ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на дится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от уровню и условиям жизни.

Темпы сокращения капитальных вложений в социальную с значительно выше соответствующего показателя в целом по экон объем в расчете на одного сельского жителя в 5-6 раз меньше, чем го.

В 2002 году по сравнению с 1991 годом объем строительства мов на селе сократился в 2,5 раза, школ - в 3,6 раза, дошкольных ний - в 35 раз, больниц - в 4 раза, амбулаторно-поликлиническю ний - в 7 раз, клубов - в 15 раз.

Аналогичная ситуация наблюдается с вводом в действие ш сетей и сооружений: ввод линий электропередач уменьшился в 4, допроводных сетей - в 10 раз, АТС - в 1,3 раза, автомобильных до] дым покрытием - в 5,7 раза.

Основная часть сельского жилищного фонда находится в в* рийном состоянии и не имеет элементарных коммунальных уд сравнению с городским он в 2,6 раза хуже обеспечен водопроводо зацией, центральным отоплением, в 4,7 раза - горячим водоснабжение

Сеть участковых больниц по сравнению с 1990 годом сокрг 28 проц., фельдшерско-акушерских пунктов - на 4 проц., мощное! торно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тысяч жителе! 2,2 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 ра ним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городсю нием.

Сеть сельских общеобразовательных учреждений, в основно ных, за 90-е годы сократилась на 5,2 проц. при увеличении уч 7,7 процента. Реальный объем ассигнований на нужды образовавшийся в 5 раз по сравнению с 1991 годом. Темпы износа зданий cyi опережают темпы реконструкции и нового строительства. В 2-3 см тают почти 58 проц. школ, треть зданий и сооружений системы образования требует капитального ремонта или реконструкции. В авар стоянии находятся 16,2 проц. зданий и только 46,3 проц. школ име ды удобств.

За последнее десятилетие число клубов и домов культуры со на 27 проц., библиотек - на 10 процентов.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом в 1,8 раза. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации, практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.

К настоящему моменту 70 проц. сельских линий электропередач и трансформаторных подстанций отработали свой нормативный срок.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов.

В сельской местности эксплуатируется 537,8 км газопроводов высокого давления, 976 км межпоселковых и 5538,1 км уличных газопроводов. Однако сельские поселения газифицированы в основном сжиженным газом, доставляемым в цистернах и баллонах автомобильным транспортом. Природным газом на селе обеспечено только 29,5 проц. домов (квартир).

Действующая система сельского водоснабжения находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Почти все водопроводы с водозабором из поверхностных водных источников и свыше 40 проц. водопроводов с забором воды из подземных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды, большинство водозаборов не имеют зон санитарной охраны.

Уровень телефонизации в сельской местности не отвечает требованиям информатизации агропромышленного комплекса и не обеспечивает нормальных условий жизнедеятельности населения.

Средняя телефонная плотность в сельской местности составляет 3,6 телефона на 100 жителей, тогда как в городах - 27. Из 1533 сельских населенных пунктов телефонизировано 796, телефонные станции имеются в 248 селах.

Дорожно-транспортная сеть сел не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование рыночной инфраструктуры в аграрном секторе и устойчивое комплексное развитие сельских территорий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общереспубликанским значением.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства республики необходима государственная поддержка сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов демократизации и само сельской местности с целью активизации человеческого потенщ

2) межотраслевым и межведомственным характером пробл димостью привлечения к ее решению органов законодательно: тельной власти на федеральном и республиканском уровнях, opi го самоуправления, профсоюзных организаций агропромышп плекса, общественных объединений сельских жителей.

Удаленность сельских поселений от районных центров пр< их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения го подхода к развитию сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной фина держки развития социальной сферы и инженерного обустройст территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях с ниципальные образования не в состоянии эффективно участвов; дении реформ, в укреплении российской государственности, в у нии основных жизненных потребностей проживающего на их тер селения.

II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы


Программа разработана для достижения следующих основные

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктур! муниципальных образований;

сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеа объектами социальной и инженерной инфраструктуры, создание повышения престижности проживания в сельской местности и решению общегосударственных задач в области миграционной пол

создание правовых, организационных, институциональных и ческих условий для перехода к устойчивому социально-экономиче витию сельских муниципальных образований, эффективной реалии номочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание ус развития сельской экономики с целью обеспечения более высоко социального потребления сельского населения за счет роста собств ходов;

создание условий для завершения передачи объектов социальв и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприяти ганизациями в ведение органов местного самоуправления.

Программные мероприятия направлены на решение следующ] ных задач:

стимулирование привлечения и закрепления для работы в со сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших) и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;

повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

активизация культурной деятельности на селе;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Основные пути решения программных задач:

приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на республиканском и местном уровнях;

разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

Сроки реализации Программы (2004-2010 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на республиканском и районном уровнях.

Программа предусматривает переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.

Исходя из ресурсных возможностей республиканского бюджета РД в 2004-2005 годах, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.

III. Мероприятия Программы


Программа призвана способствовать реализации задач, с основными направлениями социально-экономической политик ства Республики Дагестан на долгосрочную перспективу, и bkj приятия по научному, организационному и финансовому o6eci лизации Программы за счет средств федерального бюджета, peci го РД и районных бюджетов и внебюджетных источников.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы н; окончание строительства незавершенных объектов социальной женерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда оружений, реконструкцию, техническое перевооружение дейсп ектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельс: пальных образований, а также новое строительство.

Организационное обеспечение включает реализацию меро дерального* республиканского и местного уровней по проведен, вочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участв] циальном развитии села, созданию других условий жизни сельс* ния, демографической и социально-психологической ситуации на

Программа является комплексной и включает систему ме] области жилищной сферы, развития в сельской местности сети образования, здравоохранения, культуры, информационно-кон ного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети ных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.

1. Развитие жилищного строительства в сельской мест

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»