АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2012 года N 787-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ


В целях реализации государственной политики по улучшению положения детей, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Администрация Курской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы.

2. Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.

Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ

     




Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 18 сентября 2012 года N 787-па

     

 СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ


В Курской области ведется целенаправленная работа по улучшению демографической ситуации, повышению качества и уровня жизни семей с детьми, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике социального сиротства, семейного и детского неблагополучия.

Инструментарием практического решения многих вопросов в сфере народосбережения, семьи, материнства и детства стала реализация национальных проектов "Здоровье", "Образование", 60 областных и 10 федеральных социально ориентированных целевых программ, действующих на территории региона. В их числе областные целевые программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области", "Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области", "Развитие образования Курской области", "Школьный автобус", "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области", "Патриотическое воспитание граждан в Курской области", "Культура Курской области", "Формирование доступной среды в Курской области", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области", программа Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка".

В области реализуются План мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, План мероприятий по реализации ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, План мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2014 годах перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Принят ряд законодательных актов, обеспечивающих меры поддержки семей с детьми, защиту интересов детей. В их числе Закон Курской области от 10 декабря 2008 года N 108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области", Закон Курской области от 13 июня 2007 года N 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области", Закон Курской области от 17 сентября 2010 года N 82-ЗКО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Курской области" и другие.

Бюджет Курской области носит социально ориентированный характер, ежегодно более 60 процентов средств бюджета региона направляется на решение социальных проблем.

Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области. С 2008 года проводится широкомасштабная акция, объединяющая усилия институтов гражданского общества, органов власти, представителей крупного и мелкого бизнеса в решении проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - областной благотворительный марафон "Мир детства".

Курская область активно участвует в реализации проектов, организуемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд). Действует служба "Телефон доверия", обеспечивается реализация на территории Курской области общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Реализуются программы, софинансируемые Фондом, в рамках которых в Курской области создан ряд служб, деятельность которых направлена на решение проблем семейного и детского неблагополучия, укрепляется материально-техническая база действующих служб, внедряются новые технологии в работу специалистов, сопровождающих семьи с детьми.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.

Остается высоким уровень социального сиротства. В тяжелом положении находятся дети из малообеспеченных многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Актуальными являются проблемы сохранения здоровья детей и профилактики детской инвалидности, асоциального поведения несовершеннолетних, незащищенность детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В целях реализации основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы разработана Стратегия действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы.

1. Основные проблемы в сфере детства


Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Распространенность семейного неблагополучия, наличие случаев проявления жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Неравенство между городским и сельским населением в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Низкая социальная включенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Недостаточность объема и качества доступных услуг для детей и их семей. Отсутствие стандартов социальных услуг.

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

2. Ключевые принципы региональной стратегии


Реализация основополагающего права каждого ребенка - жить и воспитываться в семье. В Курской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка. В Курской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Курской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. В Курской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. Необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Особое внимание уязвимым категориям детей. В Курской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Курской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Партнерство во имя ребенка. В Курской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных и федеральных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Региональная стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Реализацию региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

семейная политика детствосбережения;

доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

дети - участники реализации региональной стратегии.

II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

1. Краткий анализ ситуации



На 1 января 2011 года по данным Курскстата в Курской области проживало 191,2 тыс. детей и подростков в возрасте до 0 до 17 лет включительно, что составляло 17,0% населения региона. Среди несовершеннолетних к началу 2011 года на долю детей от 0 до 4 лет приходилось 29,4% (56,1 тыс. чел.) от общей численности детской популяции, 5 - 6 лет - 10,4% (19,8 тыс. чел.), 7 - 15 лет - 47,6% (91,1 тыс. чел.), 16 - 17 лет - 12,6% (24,2 тыс. чел.).

По предварительным данным численность детского населения по состоянию на 01.01.2012 составила 191,9 тыс. чел. За 2010 - 2011 годы численность детского населения области увеличилась на 904 чел. (или на 0,5%), в том числе за 2010 г. - на 250 чел., за 2011 г. - на 654 чел. Рост численности детского населения обусловлен ростом рождаемости, наблюдаемой в регионе с 2006 года.

При анализе полового состава детской популяции отмечается преобладание мужского населения. В 2011 году на 1000 мальчиков приходилось 955 девочек.

Численность детской популяции, проживающей в городской местности, по состоянию на 01.01.2011 составила 125,2 тыс. чел., в сельской местности - 66,0 тыс. чел.

По состоянию на 01.01.2012 на территории Курской области проживает 133,3 тыс. семей с детьми (в них воспитывается около 191,2 тыс. детей), 6341 семья являются многодетными (в них воспитывается около 21,4 тыс. детей). Из числа многодетных семей: семей с 3 детьми - 4922, с 4 детьми - 920, с 5 детьми - 293, семей с 6 детьми - 103 семей, с 7 детьми - 49 семей, с 8 детьми - 26 семей, с 9 детьми - 10 семей, с 10 детьми - 10 семей, с 11 детьми - 8 семей. Ежегодно число многодетных семей увеличивается.

Численность семей с детьми в 2010 г. составляла 132,1 тыс., в них 191 тыс. детей, в 2009 г. - 129,7 тыс. семей, в них 195 тыс. детей.

В число важнейших приоритетов деятельности в социальной сфере области входят обеспечение эффективной защиты семей и детей, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем; повышение эффективности социального обслуживания; укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения.

Вместе с тем, для многодетных и неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Указанные категории семей нуждаются, в первую очередь, в социальной поддержке.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Среди проблем детского неблагополучия наиболее социально значимые - безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, обеспечение эффективной защиты семей и детей, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества безнадзорных детей. В области продолжается развитие и укрепление материально-технической базы сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что способствует увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Общее количество детей, с которыми проводилась профилактическая работа в условиях стационарных отделений центров помощи семье и детям, в течение 4 лет увеличилось на 34,8% (2011 г. - 1415 детей; 2010 г. - 1387 детей; 2009 г. - 1152 ребенка; 2008 г. - 1050 детей).

Результатом целенаправленной работы по комплексной реабилитации семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является стойкая положительная динамика увеличения числа детей, возвращаемых в родные и опекунские семьи, с 48,6% в 2008 году (510 детей) до 69,6% в 2011 году (2011 г. - 985; 2010 г. - 889 детей, 2009 г. - 653 ребенка) от общего числа детей, прошедших реабилитацию в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семьи и детей, и динамика снижения с 18,6% (2008 г. - 195 детей) до 6,9% (2011 г. - 98; 2010 г. - 126, 2009 г. - 153 ребенка) детей, направляемых в интернатные учреждения системы образования.

2. Основные задачи


Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Развитие комплексной системы учета несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Проведение эффективной реабилитации и адаптации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Первоочередные меры


Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Создание действенной и эффективной системы мер социальной поддержки семей с детьми, укрепление института семьи с детьми в обществе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»