ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 года N 905
О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДЕ КАЗАНИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Исполнительного комитета города Казани
Республики Татарстан от 30 декабря 2020 года N 3990
____________________________________________________________________
В целях реализации прав граждан в области охраны труда в г. Казани, Закона Республики Татарстан от 10.12.1997 N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан" и Подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда в муниципальном образовании городе Казани на 2016 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать руководителям учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, расположенных на территории г. Казани, принять меры по реализации Программы.
3. Первому заместителю Руководителя Исполнительного комитета г. Казани А.Р.Нигматзянову, заместителям Руководителя Исполнительного комитета г. Казани А.Н.Лобову, Н.В.Гречанниковой, И.В.Кузнецову, заместителю Руководителя Исполнительного комитета г. Казани председателю Комитета внешнего благоустройства И.В.Куляжеву, руководителю Аппарата Исполнительного комитета г. Казани И.В.Сивову, главам администраций районов Исполнительного комитета г. Казани Т.Л.Алибаеву, А.Н.Лобову, Д.И.Фаттахову, Р.Г.Гафарову, префекту территории "Старый город" Исполнительного комитета г. Казани М.З.Усманову, начальнику Финансового управления Исполнительного комитета г. Казани Р.Р.Шафигуллину, начальнику Управления административно-технической инспекции Исполнительного комитета г. Казани А.С.Шамсутдинову, начальнику управления по организации деятельности административных комиссий Аппарата Исполнительного комитета г. Казани Г.Х.Гисматуллиной, директору МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани" Г.В.Харитонову, председателю Комитета по транспорту Исполнительного комитета г. Казани А.К.Абдулхакову, председателю Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани Р.Г.Галяутдинову принять меры по реализации Программы подведомственными подразделениями, комитетами, управлениями и обеспечить представление в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информации о ее реализации в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани.
4. Комитету экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани (И.С.Шакиров):
4.1. обеспечить координацию деятельности комитетов, управлений, предприятий по выполнению Программы;
4.2. ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, обеспечить представление Руководителю Исполнительного комитета г. Казани Д.Г.Калинкину итогов выполнения Программы;
4.3. ежегодно, в срок до 15 мая года, следующего за отчетным, представлять годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности Программы и обеспечить представление информации Руководителю Исполнительного комитета г. Казани Д.Г.Калинкину.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Руководителя Исполнительного комитета г. Казани И.В.Кузнецова.
Исполняющий обязанности
Руководителя - первый заместитель
А.Р.НИГМАТЗЯНОВ
ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДЕ КАЗАНИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ
Казань, 2016
Наименование программы | Программа улучшения условий и охраны труда в муниципальном образовании городе Казани на 2016 - 2020 годы |
Основания для разработки программы | Трудовой кодекс Российской Федерации; Закон Республики Татарстан от 10.12.1997 N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан"; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" |
Заказчик программы | Исполнительный комитет муниципального образования города Казани |
Разработчики и исполнители программы | Разработчики - комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани, Координационный совет по охране труда в г. Казани. Исполнители - отраслевые и территориальные органы Исполнительного комитета г. Казани, Координационный совет по охране труда в г. Казани, организации и учреждения г. Казани всех форм собственности |
Цель и задачи программы | Цель: улучшение условий и охраны труда для снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории муниципального образования города Казани. Задачи: - профилактика и предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - активизация проведения специальной оценки условий труда рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях и повышение качества их проведения; - пропаганда вопросов охраны труда |
Сроки реализации программы | 2016 - 2020 годы |
Источники финансирования мероприятий, определенных программой | Средства, выделяемые из бюджета Республики Татарстан, направленные на улучшение условий и охрану труда; средства Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан; средства организаций и предприятий г. Казани; собственные средства исполнителей мероприятий программы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | Индикаторы (показатели) достижения программных целей и задач: - численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; - удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в городе (в % от общей численности занятых в экономике города); - израсходовано средств на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего, рублей |
Здоровье человека занимает ведущее место в системе социальных ценностей и рассматривается как важнейший ресурс государства. Профессиональная заболеваемость, травматизм наносят ущерб всему государству, и это требует эффективных мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального риска и улучшение условий труда.
Основными факторами, влияющими на состояние условий и охраны труда, являются: состояние экономики, научно-технический прогресс, государственная политика в области управления охраной труда, закрепленная в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах, и уровень их исполнения.
Работа по предупреждению производственного травматизма и охране труда в г. Казани находится на недостаточном уровне. Права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, закрепленные законодательством Российской Федерации об охране труда, другими нормативными правовыми актами по охране труда, в том числе по гигиене и медицине труда, на практике не всегда обеспечиваются, так как отсутствуют механизмы их реализации.
Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибели людей на производстве. Уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, характеризуется следующими данными (таблица 1).
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1 тыс. работающих) (по данным Татарстанстата)
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Республика Татарстан | 1,8 | 1,6 | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,3 | 1,2 | 1,0 |
из них со смертельным исходом | 0,193 | 0,171 | 0,127 | 0,158 | 0,177 | 0,152 | 0,153 | 0,089 |
Муниципальное образование г. Казань | 1,8 | 1,6 | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,1 | 0,8 |
из них со смертельным исходом | 0,236 | 0.222 | 0,124 | 0,149 | 0,261 | 0,089 | 0,165 | 0,066 |
Уровень производственного травматизма за 2014 год в городе Казани составил 0,8 человека. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом - 0,066, что ниже в 1,3 раза среднего по республике. Такие низкие показатели достигнуты впервые за восемь лет, что стало результатом активизации работы всех органов исполнительной власти на территории республики на фоне усиления внимания к проблемам в области охраны труда. Определенный вклад в профилактику производственного травматизма в городе внесла организованная с 2012 года работа в области охраны труда на уровне Исполнительного комитета г. Казани, которая проводится в рамках Городской и территориальных комиссий по повышению уровня жизни и легализации доходов.
Однако ситуация в области охраны труда, сохранения жизни и здоровья трудящихся в городе остается сложной. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстата), в 2014 году на предприятиях и в организациях г. Казани от несчастных случаев на производстве пострадали 168 человек, из них для 14 человек травмы завершились смертельным исходом.
Пострадавшие на производстве муниципального образования города Казани (по данным Татарстанстата)
(человек)
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом | 360 | 304 | 271 | 286 | 279 | 247 | 211 | 168 |
в том числе женщин | 105 | 68 | 82 | 96 | 81 | 74 | 58 | 58 |
из них со смертельным исходом | 46 | 41 | 23 | 27 | 48 | 18 | 33 | 14 |
в том числе женщин | 1 | 4 | - | 1 | 8 | 1 | 2 | 1 |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом | 13477 | 14774 | 13995 | 12634 | 12397 | 12169 | 9405 | 8897 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в муниципальном образовании городе Казани показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация проведения работ.
К другим причинам относятся:
- эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования;
- нарушение правил эксплуатации транспортных средств;
- несоблюдение и несовершенство технологических процессов;
- отсутствие средств индивидуальной защиты;
- неудовлетворительное содержание рабочих мест;
- недостаточный надзор за производством работ со стороны руководителей;
- недостатки в обучении вопросам охраны труда;
- отсутствие практики прохождения работниками периодических медицинских осмотров.
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы: с 2007 года удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, вырос на 22% и в 2014 году составил 22,2% от общей численности работающих г. Казани.
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Татарстанстата)
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Республика Татарстан | 22,2 | 22,7 | 23,4 | 26,6 | 28,3 | 31,1 | 33,0 | 32,2 |
Муниципальное образование город Казань | 18,2 | 19,1 | 17,6 | 20,0 | 20,1 | 20,5 | 23,7 | 22,2 |
В условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов в промышленности, строительстве, на транспорте и в сфере связи г. Казани в 2014 году работали 44 578 человек, что составило 37,8% списочной численности работников перечисленных видов экономической деятельности. Наибольшее количество из них работающие под воздействием тяжести - 14 906 человек, шума, ультразвука, инфразвука - 14 527 человек и напряженного трудового процесса - 8 816 человек.
Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, в разрезе видов экономической деятельности представлен в следующей диаграмме.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации. Затраты на мероприятия по охране труда являются индикатором отношения руководителей предприятий к охране труда и защите жизни и здоровья своих работников, а значит, и эффективности существующей системы управления охраной труда.
В 2014 году затраты на мероприятия но охране труда на предприятиях г. Казани составили 2756,9 млн рублей, что в 1,5 раза выше выделенных средств в 2013 году. О том, что ответственность работодателей г. Казани за улучшение условий и охраны труда повысилась за последние годы, свидетельствует и увеличивающаяся с каждым годом сумма средств на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего.
Затраты на мероприятия по охране труда (по данным Татарстанстата)
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Израсходовано на мероприятия по охране труда, млн рублей | 836,5 | 900,8 | 1049,2 | 1131,9 | 1226,5 | 1503,1 | 1750,0 | 2756,9 |
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего, рублей | 4292,2 | 4868,0 | 5643,6 | 6265,8 | 6673,8 | 7463,6 | 8772,6 | 12914,9 |