Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА И НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА






Приложение
к Стратегии

SWOT-АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

S (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Приоритетные нужды сформулированы в постановлении Правительства области от 26 июня 2010 года N 739 "О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года" и в отраслевых стратегиях развития.
ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
3-е место в СЗФО по развитию деятельности, связанной с ИКТ-услугами и оптовой торговлей ИКТ-оборудованием.
Рост значения индекса долголетия населения как результат выполнения программы "Здоровый город".
Успешная реализация проектов, дающих позитивный социально-экономический эффект: "Паспорт лечебного учреждения", "Регистр медицинских работников", "Электронная медицинская карта".

W (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Приоритетные нужды развития региона и мероприятия по их удовлетворению, сформулированные в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года и в отраслевых стратегиях развития, не учитывают в явном виде потенциал эффективного использования ИКТ.
ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Добавленная ценность при планировании и реализации программных мероприятий не планируется и не является индикатором достижения целей и/или критерием приемки работ.
Практическое отсутствие собственного производства ИКТ-оборудования (хотя относительно хорошо развит рынок сбыта и ИТ-услуг).

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Высокая интернет-активность Губернатора области в Твиттере (6 место по уровню активности среди всех глав регионов).
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Наличие бюджета на реализацию программных мероприятий.
КООРДИНАЦИЯ
Наличие координирующего органа - Совета по информатизации Вологодской области.
Наличие координирующей структуры - Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области.
Опыт применения программно-целевых инструментов в процессе реализации долгосрочной целевой программы "Информационное общество - Вологодская область (2013 - 2015 годы)" и долгосрочной целевой программы "Информатизация Вологодской области на 2010 - 2012 годы".
ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Усилия руководителей области высшего уровня по демонстрации своей приверженности достижению целей информационного общества и формированию необходимых стимулов порой недостаточны для того, чтобы эти цели стали приоритетными для руководителей и сотрудников органов власти, организаций и граждан.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Наличие практики недофинансирования запланированных программных мероприятий и проектов, возможно, по причине финансовых проблем области (дефицит бюджета составляет 1.8 миллиарда - 5.3%. Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2012 году характеризуется 55 рангом потенциала и 59 рангом риска).
Ограниченность вариантов источников финансирования.

Высокий уровень оснащенности персональными компьютерами сотрудников ОИГВ (> 100% - один из лучших показателей в Российской Федерации).
Количество ПК в составе ЛВС (> 100% - один из лучших показателей в Российской Федерации).
Объем электронных каталогов библиотек (> 11% от общего объема фондов - один из лучших показателей в Российской Федерации).
Рост протяженности волоконно-оптических линий связи (прирост на 1194 км, всего - 9286 км).
Использование ИКТ в 95.8% организаций.
Все ОМСУ подключены к региональной мультисервисной сети.
ПРАВОВАЯ БАЗА
Наличие основных нормативных документов, определяющих цели развития информационного общества в Вологодской области.

КООРДИНАЦИЯ
Ограниченность полномочий координирующего органа - Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области в сфере инициирования и координации необходимых организационных и технических преобразований в других комитетах и ведомствах.
ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА
Низкая обеспеченность компьютерами работников в организациях (18%).
Существенный разрыв в развитии и использовании ИКТ в сельских поселениях и крупных городах области.
ПРАВОВАЯ БАЗА
Недостаток нормативной базы, регламентирующей вопросы координации и требования к контролю результативности и экономической эффективности мероприятий и проектов развития информационного общества.

ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
Сотрудничество с Клубом ИТ-директоров.
Формирование Общественного совета при Комитете информационных технологий и телекоммуникаций области.
КВАЛИФИКАЦИЯ
Высокая эффективность инновационных работ. По количеству поданных заявок на изобретения в 2005 году Вологодская область заняла 3-е место в Северо-Западном федеральном округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Отсутствие нормативной базы для организации постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей российского и регионального рынков труда в кадрах различной квалификации с учетом прогнозируемых тенденций экономики, характера и условий труда.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
Низкая социально-политическая активность граждан.
Низкий уровень использования инструментов открытого правительства.

На территории области расположены отраслевые государственные вузы, имеющие богатую историю и сложившиеся традиции в подготовке специалистов для различных отраслей экономики и социальной сферы.
Реализация проекта "Цифровая школа 21 века", обучение учителей использованию СПО, создание рабочих мест для детей-инвалидов.
Государственная программа "Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013 - 2018 годы".
ПАРТНЕРСТВО
Наличие опыта аутсорсинга отдельных государственных функций.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА
Наличие постановления Губернатора области от 13 сентября 2012 года N 500 "О порядке организации проведения социологических исследований для Правительства области, его структурных подразделений и органов исполнительной государственной власти области".

КВАЛИФИКАЦИЯ
Регион занимает последнее место в СЗФО по показателям развития научного и образовательного потенциала населения (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, доля населения с высшим и средним образованием).
Нехватка кадров в сфере ИКТ (53% организаций при среднероссийском уровне в 48%) вследствие несоответствия платежеспособного спроса ИТ-компаний ситуации на рынке труда (квалифицированные кадры готовятся, но существует их отток в более богатые регионы).
Содержание и организация подготовки кадров не вполне отвечают потребностям экономики и социальной сферы.
ПАРТНЕРСТВО
Недостаточное использование потенциала различных форм частно-государственного партнерства.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА

БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Начало распространения УЭК.
Наличие удостоверяющих центров электронной подписи.
Оснащение служб экстренного реагирования средствами ИКТ.
Развитие систем фотовидеофиксации.
Развитие системы единого номера "112"

Утрата силы постановления Правительства области N 645 от 10 июля 2006 года "Об организации мониторинга информатизации органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области", в рамках которого проводился региональный мониторинг.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Отсутствие практики обязательного применения норм региональной политики информационной безопасности в мероприятиях и проектах развития информационного общества.
Разобщенность информационных систем служб экстренного реагирования

O (ВОЗМОЖНОСТИ)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 устанавливает целевые показатели качества государственного управления, соответствующие приоритетам развития области.
ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Опыт использования гражданами коммерческих электронных услуг формирует их ожидания к созданию добавленной ценности, что может стимулировать спрос на создаваемые электронные услуги.
Возможности использования УЭК и электронного паспорта для реализации коммерческих сервисов.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Периодическая демонстрация заинтересованности высшего руководства страны в успешном развитии информационного общества.

T (УГРОЗЫ)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Большинство нормативных документов федерального уровня устанавливает цели и показатели развития информационного общества и электронного правительства, не соответствующие целям социально-экономического развития области.
ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Невысокие потребительские качества и, как следствие, относительно низкая востребованность создаваемых продуктов и услуг по причине неприменения адресно-ориентированного подхода при планировании и реализации мероприятий и проектов развития информационного общества.
Низкая вероятность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, не создающих добавленной ценности.

Рост степени удовлетворенности граждан деятельностью органов власти, демонстрирующих приверженность достижению целей развития информационного общества.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Возможность получения федеральных субсидий в качестве софинансирования программы развития информационного общества в Вологодской области.
Возможность использования ресурсов ДЦП "ICity" г. Череповца и "IT-град" г. Вологды.
Возможность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, создающих добавленную ценность (рост инвестиционной привлекательности).
Возможность снижения стоимости создания и эксплуатации решений информационного общества в случае опережающего развития регионального ИТ-сектора экономики.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Отсутствие реально действующей стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, обуславливающее непредсказуемость приоритетов высшего руководства страны и направленность большей части их инициатив на рост показателей информатизации страны.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Наличие административных и нормативных преград консолидации и привлечению внешнего финансирования.
Низкая вероятность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, не создающих добавленной ценности (снижение инвестиционной привлекательности).
Рост стоимости ИКТ-продукции и услуг в результате замещения региональных ИТ-поставщиков зарубежными и иногородними.

КООРДИНАЦИЯ
Наличие возможности улучшения результативности и эффективности реализации мероприятий в случае расширения координирующих полномочий единой координирующей структуры (наделение главы координирующей структуры полномочиями государственного CIO).
ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА
Потенциальные возможности использования региональной мультисервисной сети, к которой уже сейчас подключены все ОМСУ.
Возможности использования Единого центра обработки данных.
ПРАВОВАЯ БАЗА
Наличие возможности развития правовой базы с целью перемещения акцентов на первоочередное достижение социально-экономических целей, стоящих перед областью.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
Возможность использования потенциала клуба ИТ-директоров Вологодской области, Общественного совета, других экспертных сообществ в сфере ИКТ.

КООРДИНАЦИЯ
Вероятность непринятия мер по улучшению координации, что будет вести к росту сепаратизма при планировании и реализации мероприятий развития информационного общества и росту несовместимости и стоимости создаваемых решений.
ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА
Избыточность отдельных элементов ИКТ-инфраструктуры по причине неэффективного использования ее потенциала для достижения целей развития информационного общества.
Отсутствие или нехватка отдельных элементов ИКТ-инфраструктуры по причине недостаточной координации при планировании и реализации мероприятий различными ведомствами.
ПРАВОВАЯ БАЗА
Необходимость учета требований нормативно-правовой базы федерального уровня, не всегда учитывающей особенности состояния и тенденций развития информационного общества в Вологодской области.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН

Возможность использования инструментов открытого правительства и электронной демократии (РОИ и др.).
КВАЛИФИКАЦИЯ
Имеющийся потенциал профессионального образования позволяет решать задачи по созданию системы непрерывного профессионального образования населения, способного удовлетворить потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

Вероятность потери интереса граждан к созданию и использованию инструментов информационного общества в случае неиспользования инструментов их вовлечения и/или неучета их мнения и интересов.
Снижение результативности мероприятий по развитию информационного общества по причине невостребованности решений, создаваемых без учета потребностей и возможностей граждан.
КВАЛИФИКАЦИЯ

ПАРТНЕРСТВО
Наличие инвестиционного, производственного, кадрового и научного потенциала (возможно, ограниченного), использование которого возможно при реализации мероприятий, создающих ценность для потенциальных инвесторов.
Возможность использования ресурса БУ "Вологодский бизнес-инкубатор" как информационно-консультационного центра.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА
Возможности организации мониторинга и оперативного анализа ситуации в области силами Ситуационного центра Губернатора области.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Реализация федеральных инициатив и программ в сфере повышения безопасности жизнедеятельности.
Развитие пространства доверия, ведущее к росту спроса на решения информационного общества (в том числе на государственные услуги, оказываемые в электронном виде)

Существующие государственные образовательные стандарты и неэффективный механизм социального заказа приводят к дальнейшему рассогласованию потребностей экономики области в квалифицированных кадрах и предлагаемых образовательных услуг.
ПАРТНЕРСТВО
Снижение привлекательности Вологодской области для потенциальных партнеров-инвесторов при отсутствии инициатив, создающих ценность для них.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА
Использование исключительно индикаторов, предлагаемых нормативными документами федерального уровня, не позволяющими управлять результативностью и эффективностью применения инструментов информационного общества.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Ужесточение требований государственных регуляторов (ФСБ, ФСТЭК и др.) к обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем.

Недостаточный уровень развития пространства доверия, снижающий спрос на использование государственных информационных систем, услуг, оказываемых в электронном виде, и других решений информационного общества