| |
S (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ) ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Приоритетные нужды сформулированы в постановлении Правительства области от 26 июня 2010 года N 739 "О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года" и в отраслевых стратегиях развития. ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ 3-е место в СЗФО по развитию деятельности, связанной с ИКТ-услугами и оптовой торговлей ИКТ-оборудованием. Рост значения индекса долголетия населения как результат выполнения программы "Здоровый город". Успешная реализация проектов, дающих позитивный социально-экономический эффект: "Паспорт лечебного учреждения", "Регистр медицинских работников", "Электронная медицинская карта". | W (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ) ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Приоритетные нужды развития региона и мероприятия по их удовлетворению, сформулированные в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года и в отраслевых стратегиях развития, не учитывают в явном виде потенциал эффективного использования ИКТ. ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ Добавленная ценность при планировании и реализации программных мероприятий не планируется и не является индикатором достижения целей и/или критерием приемки работ. Практическое отсутствие собственного производства ИКТ-оборудования (хотя относительно хорошо развит рынок сбыта и ИТ-услуг). |
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Высокая интернет-активность Губернатора области в Твиттере (6 место по уровню активности среди всех глав регионов). ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Наличие бюджета на реализацию программных мероприятий. КООРДИНАЦИЯ Наличие координирующего органа - Совета по информатизации Вологодской области. Наличие координирующей структуры - Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области. Опыт применения программно-целевых инструментов в процессе реализации долгосрочной целевой программы "Информационное общество - Вологодская область (2013 - 2015 годы)" и долгосрочной целевой программы "Информатизация Вологодской области на 2010 - 2012 годы". ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА | ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Усилия руководителей области высшего уровня по демонстрации своей приверженности достижению целей информационного общества и формированию необходимых стимулов порой недостаточны для того, чтобы эти цели стали приоритетными для руководителей и сотрудников органов власти, организаций и граждан. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Наличие практики недофинансирования запланированных программных мероприятий и проектов, возможно, по причине финансовых проблем области (дефицит бюджета составляет 1.8 миллиарда - 5.3%. Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2012 году характеризуется 55 рангом потенциала и 59 рангом риска). Ограниченность вариантов источников финансирования. |
Высокий уровень оснащенности персональными компьютерами сотрудников ОИГВ (> 100% - один из лучших показателей в Российской Федерации). Количество ПК в составе ЛВС (> 100% - один из лучших показателей в Российской Федерации). Объем электронных каталогов библиотек (> 11% от общего объема фондов - один из лучших показателей в Российской Федерации). Рост протяженности волоконно-оптических линий связи (прирост на 1194 км, всего - 9286 км). Использование ИКТ в 95.8% организаций. Все ОМСУ подключены к региональной мультисервисной сети. ПРАВОВАЯ БАЗА Наличие основных нормативных документов, определяющих цели развития информационного общества в Вологодской области. | КООРДИНАЦИЯ Ограниченность полномочий координирующего органа - Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области в сфере инициирования и координации необходимых организационных и технических преобразований в других комитетах и ведомствах. ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА Низкая обеспеченность компьютерами работников в организациях (18%). Существенный разрыв в развитии и использовании ИКТ в сельских поселениях и крупных городах области. ПРАВОВАЯ БАЗА Недостаток нормативной базы, регламентирующей вопросы координации и требования к контролю результативности и экономической эффективности мероприятий и проектов развития информационного общества. |
ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН Сотрудничество с Клубом ИТ-директоров. Формирование Общественного совета при Комитете информационных технологий и телекоммуникаций области. КВАЛИФИКАЦИЯ Высокая эффективность инновационных работ. По количеству поданных заявок на изобретения в 2005 году Вологодская область заняла 3-е место в Северо-Западном федеральном округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области). | Отсутствие нормативной базы для организации постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей российского и регионального рынков труда в кадрах различной квалификации с учетом прогнозируемых тенденций экономики, характера и условий труда. ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН Низкая социально-политическая активность граждан. Низкий уровень использования инструментов открытого правительства. |
На территории области расположены отраслевые государственные вузы, имеющие богатую историю и сложившиеся традиции в подготовке специалистов для различных отраслей экономики и социальной сферы. Реализация проекта "Цифровая школа 21 века", обучение учителей использованию СПО, создание рабочих мест для детей-инвалидов. Государственная программа "Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013 - 2018 годы". ПАРТНЕРСТВО Наличие опыта аутсорсинга отдельных государственных функций. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА Наличие постановления Губернатора области от 13 сентября 2012 года N 500 "О порядке организации проведения социологических исследований для Правительства области, его структурных подразделений и органов исполнительной государственной власти области". | КВАЛИФИКАЦИЯ Регион занимает последнее место в СЗФО по показателям развития научного и образовательного потенциала населения (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, доля населения с высшим и средним образованием). Нехватка кадров в сфере ИКТ (53% организаций при среднероссийском уровне в 48%) вследствие несоответствия платежеспособного спроса ИТ-компаний ситуации на рынке труда (квалифицированные кадры готовятся, но существует их отток в более богатые регионы). Содержание и организация подготовки кадров не вполне отвечают потребностям экономики и социальной сферы. ПАРТНЕРСТВО Недостаточное использование потенциала различных форм частно-государственного партнерства. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА |
БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Начало распространения УЭК. Наличие удостоверяющих центров электронной подписи. Оснащение служб экстренного реагирования средствами ИКТ. Развитие систем фотовидеофиксации. Развитие системы единого номера "112" | Утрата силы постановления Правительства области N 645 от 10 июля 2006 года "Об организации мониторинга информатизации органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области", в рамках которого проводился региональный мониторинг. БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Отсутствие практики обязательного применения норм региональной политики информационной безопасности в мероприятиях и проектах развития информационного общества. Разобщенность информационных систем служб экстренного реагирования |
O (ВОЗМОЖНОСТИ) ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 устанавливает целевые показатели качества государственного управления, соответствующие приоритетам развития области. ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ Опыт использования гражданами коммерческих электронных услуг формирует их ожидания к созданию добавленной ценности, что может стимулировать спрос на создаваемые электронные услуги. Возможности использования УЭК и электронного паспорта для реализации коммерческих сервисов. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Периодическая демонстрация заинтересованности высшего руководства страны в успешном развитии информационного общества. | T (УГРОЗЫ) ПРИОРИТЕТНЫЕ НУЖДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Большинство нормативных документов федерального уровня устанавливает цели и показатели развития информационного общества и электронного правительства, не соответствующие целям социально-экономического развития области. ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ Невысокие потребительские качества и, как следствие, относительно низкая востребованность создаваемых продуктов и услуг по причине неприменения адресно-ориентированного подхода при планировании и реализации мероприятий и проектов развития информационного общества. Низкая вероятность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, не создающих добавленной ценности. |
Рост степени удовлетворенности граждан деятельностью органов власти, демонстрирующих приверженность достижению целей развития информационного общества. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Возможность получения федеральных субсидий в качестве софинансирования программы развития информационного общества в Вологодской области. Возможность использования ресурсов ДЦП "ICity" г. Череповца и "IT-град" г. Вологды. Возможность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, создающих добавленную ценность (рост инвестиционной привлекательности). Возможность снижения стоимости создания и эксплуатации решений информационного общества в случае опережающего развития регионального ИТ-сектора экономики. | ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Отсутствие реально действующей стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, обуславливающее непредсказуемость приоритетов высшего руководства страны и направленность большей части их инициатив на рост показателей информатизации страны. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Наличие административных и нормативных преград консолидации и привлечению внешнего финансирования. Низкая вероятность привлечения внебюджетных средств к реализации мероприятий, не создающих добавленной ценности (снижение инвестиционной привлекательности). Рост стоимости ИКТ-продукции и услуг в результате замещения региональных ИТ-поставщиков зарубежными и иногородними. |
КООРДИНАЦИЯ Наличие возможности улучшения результативности и эффективности реализации мероприятий в случае расширения координирующих полномочий единой координирующей структуры (наделение главы координирующей структуры полномочиями государственного CIO). ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА Потенциальные возможности использования региональной мультисервисной сети, к которой уже сейчас подключены все ОМСУ. Возможности использования Единого центра обработки данных. ПРАВОВАЯ БАЗА Наличие возможности развития правовой базы с целью перемещения акцентов на первоочередное достижение социально-экономических целей, стоящих перед областью. ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН Возможность использования потенциала клуба ИТ-директоров Вологодской области, Общественного совета, других экспертных сообществ в сфере ИКТ. | КООРДИНАЦИЯ Вероятность непринятия мер по улучшению координации, что будет вести к росту сепаратизма при планировании и реализации мероприятий развития информационного общества и росту несовместимости и стоимости создаваемых решений. ИКТ - ИНФРАСТРУКТУРА Избыточность отдельных элементов ИКТ-инфраструктуры по причине неэффективного использования ее потенциала для достижения целей развития информационного общества. Отсутствие или нехватка отдельных элементов ИКТ-инфраструктуры по причине недостаточной координации при планировании и реализации мероприятий различными ведомствами. ПРАВОВАЯ БАЗА Необходимость учета требований нормативно-правовой базы федерального уровня, не всегда учитывающей особенности состояния и тенденций развития информационного общества в Вологодской области. ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН |
Возможность использования инструментов открытого правительства и электронной демократии (РОИ и др.). КВАЛИФИКАЦИЯ Имеющийся потенциал профессионального образования позволяет решать задачи по созданию системы непрерывного профессионального образования населения, способного удовлетворить потребности экономики региона в квалифицированных кадрах. | Вероятность потери интереса граждан к созданию и использованию инструментов информационного общества в случае неиспользования инструментов их вовлечения и/или неучета их мнения и интересов. Снижение результативности мероприятий по развитию информационного общества по причине невостребованности решений, создаваемых без учета потребностей и возможностей граждан. КВАЛИФИКАЦИЯ |
ПАРТНЕРСТВО Наличие инвестиционного, производственного, кадрового и научного потенциала (возможно, ограниченного), использование которого возможно при реализации мероприятий, создающих ценность для потенциальных инвесторов. Возможность использования ресурса БУ "Вологодский бизнес-инкубатор" как информационно-консультационного центра. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА Возможности организации мониторинга и оперативного анализа ситуации в области силами Ситуационного центра Губернатора области. БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Реализация федеральных инициатив и программ в сфере повышения безопасности жизнедеятельности. Развитие пространства доверия, ведущее к росту спроса на решения информационного общества (в том числе на государственные услуги, оказываемые в электронном виде) | Существующие государственные образовательные стандарты и неэффективный механизм социального заказа приводят к дальнейшему рассогласованию потребностей экономики области в квалифицированных кадрах и предлагаемых образовательных услуг. ПАРТНЕРСТВО Снижение привлекательности Вологодской области для потенциальных партнеров-инвесторов при отсутствии инициатив, создающих ценность для них. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА Использование исключительно индикаторов, предлагаемых нормативными документами федерального уровня, не позволяющими управлять результативностью и эффективностью применения инструментов информационного общества. БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Ужесточение требований государственных регуляторов (ФСБ, ФСТЭК и др.) к обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем. |
| Недостаточный уровень развития пространства доверия, снижающий спрос на использование государственных информационных систем, услуг, оказываемых в электронном виде, и других решений информационного общества |