ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июня 2007 года N 489-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2008 - 2011 ГОДЫ)"

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости в Удмуртской Республике (2008 - 2011 годы)".

2. Определить Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости в Удмуртской Республике (2008 - 2011 годы)".

3. Предложить Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости в Удмуртской Республике (2008 - 2011 годы)" в срок до 1 июля 2007 года.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики - министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Невоструева В.П.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ


Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 4 июня 2007 года N 489-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2008 - 2011 ГОДЫ)"

1. Обоснование соответствия предлагаемой к решению проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Республиканская целевая программа "Создание системы кадастра недвижимости в Удмуртской Республике (2008 - 2011 годы)" (далее - Программа) предусмотрена к разработке в целях реализации Соглашения между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Правительством Удмуртской Республики о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560. В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ, стратегической целью государственной экономической политики Удмуртской Республики является создание конкурентоспособной, эффективной, стабильно развивающейся, социально ориентированной экономической системы. В области земельных отношений (раздел 3.4.15 Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы) основной целью является создание эффективной системы государственного управления земельным фондом республики, которая заключается в повышении эффективности использования земли, создании условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращении ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Поставленная цель достигается путем решения задач: ведение государственного кадастра объектов недвижимости и обеспечение своевременного предоставления всем заинтересованным лицам сведений государственного кадастра объектов недвижимости Удмуртской Республики; проведение оценки объектов недвижимости в рамках подготовки к введению в действие налога на недвижимость; совершенствование государственного регулирования землеустройства в Удмуртской Республике и информационного обеспечения заинтересованных лиц сведениями государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; совершенствование системы государственного мониторинга земель Удмуртской Республики и государственного земельного контроля.

Предлагаемые цели и задачи Программы полностью соответствуют задачам Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы.

В настоящее время системы учета земельных участков и объектов недвижимости на них разделены и находятся в разных ведомствах, что создает проблему своевременного обеспечения достоверными, точными, актуальными и полными сведениями об объектах недвижимости и препятствует созданию благоприятных условий для развития рынка недвижимости в Удмуртской Республике.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Необходимость использования для создания кадастра недвижимости в Удмуртской Республике программно-целевого метода обусловливается тем, что потребуется осуществить комплекс разнородных мероприятий организационного, научно-исследовательского и технологического характера при участии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики, а также ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике, ФГУП "Ростехинвентаризация", ГУП "Удмурттехинвентаризация".

Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках предлагаемой Программы задач, особенно связанных с созданием пространственной структуры данных кадастра недвижимости и инвентаризацией архивных сведений об объектах недвижимости и их кадастровой оценкой, требуют существенных финансовых затрат, четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, что возможно осуществить только с применением программно-целевого метода решения проблемы.

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода ее решения


Создание единой системы кадастра объектов недвижимости в Удмуртской Республике должно быть реализовано на базе существующей системы государственного кадастрового учета земельных участков.

В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет 1 месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров. В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах. В настоящее время только 4,2 процента дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации Удмуртской Республики, переведены в электронный вид. Для создания государственного кадастра недвижимости Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о 240 тыс. объектах капитального строительства.

Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.

Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.

Другой важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Возможны два варианта решения проблемы.

Первым вариантом является переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту.

Преимуществами этого варианта по сравнению с действующей системой учета недвижимости являются:

объединение данных о всех объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне субъекта Российской Федерации и обеспечение непротиворечивости сведений;

построение действенной системы контроля деятельности органов государственного кадастрового учета при проведении учетных операций, что существенно повышает гарантии прав граждан и юридических лиц при обороте недвижимости;

организационно-технологическое разделение мест непосредственной работы с клиентами и мест принятия решений по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Ведение государственного кадастрового учета недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации имеет следующие недостатки:

не решается задача повышения эффективности выполнения на федеральном уровне отчетных, аналитических и контрольных функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости;

отсутствует возможность передачи информации в Федеральную налоговую службу в целях ее оперативного использования для прогнозно-аналитических и контрольных функций налоговых органов;

требуются дополнительные затраты на обработку в автоматизированном режиме экстерриториальных запросов, и усложняется предоставление сведений организациям и гражданам об объектах государственного кадастрового учета независимо от места их нахождения;

развитие государственного кадастрового учета объектов недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации в определенной степени зависит от экономического состояния региона, и, как следствие, кадастровые информационные системы регионов будут развиваться разными темпами и иметь различия по техническим возможностям.

Вторым вариантом является создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне.

Этот вариант исключает возможность ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

Положительным в этом варианте является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.

Интеграция на федеральном уровне актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости, возможность оперативной передачи ее в Федеральную налоговую службу повышают эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций не только Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, но и налоговых органов. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия решений.

Однако следует отметить, что реализация этого варианта предъявляет более высокие требования к технической инфраструктуре, но его применение будет компенсироваться положительным эффектом.

При разработке Программы за основу будет принят второй вариант.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Программа рассчитана на 2008 - 2011 годы, ее реализация планируется в 2 этапа.

На первом этапе (2008 - 2009 годы) планируется:

формирование обновленной цифровой картографической основы на территорию Удмуртской Республики;

разработка проекта создания и развития опорной межевой сети и создание опорной межевой сети в Удмуртской Республике;

проведение работ по преобразованию сведений об объектах недвижимости с бумажных носителей в электронный вид, ввод их в государственный кадастр недвижимости, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов организаций технической инвентаризации, органов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной документации;

проведение работ, связанных с оформлением прав собственности, включая проведение землеустроительных и инвентаризационных работ по формированию земельных участков, установление границ и межевание территорий муниципальных образований в Удмуртской Республике, обеспечение ввода сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости и государственной регистрации права собственности Удмуртской Республики на земельные участки;

актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель, проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства, совершенствование налогового администрирования, развитие института налоговой оценки объектов недвижимости и создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развитие сервисных услуг на основе портальных интернет/интранет-технологий;

создание автоматизированных рабочих мест, проектирование и создание мультисервисной телекоммуникационной сети Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике;

оптимизация структуры и численности Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике, повышение квалификации и переподготовка специалистов, приобретение новых административных и производственных площадей.

На втором этапе (2010 - 2011 годы) планируется:

завершение работ по формированию обновленной цифровой картографической основы, инвентаризации и вводу сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости; внедрение рабочих процессов государственного кадастрового учета, кадастровой оценки объектов недвижимости;

введение в эксплуатацию автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости;

завершение работ по кадастровому учету объектов недвижимости;

эксплуатация и сопровождение программно-технических комплексов, технических средств, средств коммуникаций и защиты информации, программного обеспечения автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости; обеспечение функционирования телекоммуникационной системы, апробирование межведомственного взаимодействия;

формирование информационного ресурса Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, организация доступа к этому ресурсу пользователей в соответствии с законодательством.

К концу 2011 года будет создана система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики, обеспечено информационное наполнение государственного кадастра недвижимости и организован доступ к нему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Цель Программы:

создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество путем создания единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости.

Задачи Программы:

разработка проекта создания и развития опорной межевой сети и создание опорной межевой сети в Удмуртской Республике;

проведение работ по преобразованию сведений об объектах недвижимости с бумажных носителей в электронный вид, ввод их в государственный кадастр недвижимости, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов организаций технической инвентаризации, органов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной документации;

проведение работ, связанных с оформлением прав собственности, включая проведение землеустроительных и инвентаризационных работ по формированию земельных участков, установление границ и межевание территорий муниципальных образований в Удмуртской Республике, обеспечение ввода сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости и государственной регистрации права собственности Удмуртской Республики на земельные участки;

актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель, проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства, совершенствование налогового администрирования, развитие института налоговой оценки объектов недвижимости;

создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости, формирование информационного ресурса Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, организация доступа к этому ресурсу пользователей в соответствии с законодательством, развитие сервисных услуг на основе портальных интернет/интранет-технологий;

совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, в том числе сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и получении сведений из государственного кадастра недвижимости;

создание автоматизированных рабочих мест, проектирование и создание мультисервисной телекоммуникационной сети Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»