• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ЗАКОН
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы



Принят Государственным Советом
Удмуртской Республики
26 октября 2004 года


Статья 1


     Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы.
     

Статья 2


     Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.

Президент
Удмуртской Республики
А.А.Волков

г. Ижевск
12 ноября 2004 года
№ 60-РЗ

Приложение к закону. ПРОГРАММА социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Приложение
к проекту Закона
Удмуртской Республики
от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ




Ижевск, 2004г.

 

Введение

Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы (далее - Программа) представляет собой стратегический программный документ, который реализует в комплексе программно-целевой, отраслевой и территориальный аспекты управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, позволяющий конструктивным образом согласовать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, промышленных предприятий, предпринимательских структур, финансовых институтов, научных организаций, работников социальной сферы и представителей общественных организаций по обеспечению социального благополучия и повышения уровня жизни населения республики, увеличения продолжительности его жизни и снижения уровня бедности, по обеспечению устойчивого экономического роста и развития Удмуртской Республики, ее конкурентоспособности по увеличению темпов роста валового регионального продукта, предусмотренных Посланием Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
     Программа базируется на Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года, которая представляет собой форму общественного договора между республиканской властью и гражданским обществом, а потому в ее разработке принимали участие не только работники министерств и ведомств, но и представители всех кругов экономической и социальной жизни республики.
     Данный документ разработан с учетом целей и задач, прогнозных оценок, показателей и рекомендаций Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
     Программа является дальнейшим развитием Программы «Развитие Удмуртии на 2001-2004 годы», которая обеспечила устойчивый экономический рост, социальную стабильность и хорошие стартовые условия для реализации данной программы, сохранения достигнутых положительных тенденций экономического развития и приумножения тех успехов, которые достигнуты в социально-культурном развитии республики. Она содержит систему целей, задач, приоритетов, стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы, систему мероприятий, обеспечивающих их достижение, а также систему управления и контроля за ходом реализации Программы.
     Развитые промышленный, топливно-энергетический, строительный, агропромышленный и социальный комплексы, динамично растущий предпринимательский сектор экономики Удмуртской Республики, высокий уровень ее производственного, природно-ресурсного, финансового, трудового, инновационного, инфраструктурного, институционального потенциалов, а также политическая, социальная стабильность и невысокие инвестиционные риски способны обеспечить достижение намеченных Программой целей.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

- Программа социально - экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы (далее - Программа)

Основание для разработки программы

- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 1163-р);

- Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года;

- Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 07 июня 2004 года № 553-р

Основные
разработчики программы

- Правительство Удмуртской Республики
 

Основные цели программы
 

В области социального развития:

- повышение благосостояния семьи, уровня и продолжительности жизни населения, снижение уровня бедности через увеличение инвестиций в развитие человека, восстановление ценностей семьи, здорового образа жизни, престижности образования, стабильное функционирование и развитие всех систем жизнеобеспечения и предоставления социальных услуг населению.
В области экономического развития:

- создание конкурентоспособной инвестиционно-инновационной экономики, способной обеспечить устойчивый экономический рост, выпуск конкурентоспособной продукции и значительный рост валового регионального продукта, увеличение налоговых платежей, занятости населения, рост его доходов, а в итоге создать полноценную финансово-экономическую, инвестиционную основу для социального развития республики, повышения качества жизни ее населения.

Основные задачи программы

В области экономики:

- повышение инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики через снижение инвестиционных рисков, повышение инвестиционного потенциала и ее инвестиционного рейтинга;

- формирование долгосрочных рынков сбыта на региональном, российском и зарубежных уровнях, эффективного кооперационного и внешнеэкономического сотрудничества;

- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности с целью модернизации производства, инфраструктуры, устранения структурных диспропорций в отраслях экономики и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса;

- создание инновационной системы республики, объединяющей интересы и потребности промышленных предприятий, бизнеса, науки, новаторов, связанных с внедрением наукоемких технологий, эффективным использованием научного потенциала, реализацией инновационных проектов и развитием инновационного бизнеса;

- создание благоприятных условий для развития предпринимательства, повышение качества бизнеса;

- стимулирование повышения энергоэффективности экономики, создание энергетической базы для экономического роста, снижения издержек производства, роста производительности труда и повышения конкурентоспособности продукции;

- повышение конкурентоспособности промышленного, топливно-энергетического, строительного и агропромышленного комплексов;

- улучшение экологической ситуации в республике;

- обеспечение сбалансированной финансово-бюджетной политики, в том числе через внедрение методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов, повышение качества управления в сфере государственных финансов, дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений.
В области социальной сферы:  

- создание условий для сохранения и развития положительной динамики повышения уровня жизни населения, сокращения дифференциации доходов различных групп населения, роста оплаты труда;

- повышение качества и доступности образования, здравоохранения и социальных услуг населению;

- совершенствование системы профессионального образования и обеспечение роста инвестиций в человеческий капитал в соответствии с потребностями «новой экономики»;

- развитие кадрового потенциала республики и его эффективное использование.
В области государственного управления:
создание эффективной системы управления экономическим и социально-культурным строительством на уровне государства и органов местного самоуправления, предусматривающей использование современной системы прогнозирования, планирования и мониторинга социально-экономического развития республики, современного статистического и информационно-аналитического обеспечения органов республиканской власти.

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в два этапа.
      I этап (2005-2007 годы) предполагает :
      - создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов предприятий во всех отраслях экономики;
      - стимулирование диверсификации производства, реструктуризация предприятий, повышение эффективности управления на основе подготовки и привлечения квалифицированных менеджеров;
      - реализация высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, формирующих точки экономического роста;
      - активное формирование базовой общественной инфраструктуры (газификация населенных пунктов, дорожное строительство, развитие инженерной инфраструктуры, внедрение энергоэффективных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве);
      На этом этапе предполагается обеспечить экономический рост через повышение эффективности действующих предприятий, проведение их модернизации, через расширение внутренних и внешних рынков сбыта. Будут созданы условия для дальнейшего интенсивного развития региональных промышленных кластеров, для значительного роста численности занятых в предпринимательстве. Будет активизирована работа по оптимизации бюджетных расходов в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
      II этап (2008-2009 годы) - продолжение реализации мер инвестиционного, инновационного и социального характера, закрепляющих позитивные тенденции, достигнутые на I этапе реализации Программы. В основном будет завершена работа по реформированию местного самоуправления.
      На базе накопленного инвестиционного потенциала будет обеспечено динамичное развитие экономики, позволяющее ускоренными темпами решать вопросы повышения качества жизни населения.

Исполнители программных мероприятий
 

- органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, организации Удмуртской Республики. Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования, определяются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Система
организации контроля за
исполнением программы
 

Правительство Удмуртской Республики осуществляет контроль за своевременным и полным проведением мероприятий и проектов Программы.
     Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств бюджетов всех уровней.
     Исполнители программных мероприятий и проектов представляют в Правительство Удмуртской Республики отчеты о фактически использованных финансовых средствах в соответствии с нормативными документами.

Ожидаемые конечные
результаты реализации программы (в 2009 году
к уровню 2004 года)

- увеличение валового регионального продукта до 174,1 млрд. рублей или в 1,6 раза - к уровню 2004 года;

- ежегодный рост объемов промышленного производства на уровне 10 процентов;

- снижение инвестиционных рисков и рост объемов инвестиций в экономику республики в 1,8 раза;

- увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2009 году в 1,45 раза;

- увеличение удельного веса занятого в малом предпринимательстве Удмуртской Республики до 20 процентов экономически активного населения региона;

- стабилизация уровня регистрируемой безработицы от экономически активного населения на уровне 1,9 процента;

- увеличение средней заработной платы одного работника не менее чем в 2 раза;

- снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 1,5 раза;

- строительство нового жилищного фонда не менее 2190 тыс. кв. м за пять лет;

- рост обеспеченности населения республики жильем до 20 кв. м общей площади жилья;

- ввод 2500 км газовых сетей, газификация 37 тысяч квартир;

- увеличение уровня газификации сельских районов республики до 30 процентов.

Раздел 1. Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2001-2004 годы

1.1 Общие положения

Географическое положение

Удмуртия находится в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Положение республики в средних, северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат.
     Площадь территории Удмуртии - свыше 42 тысяч квадратных километров. На западе и севере граничит с Кировской областью, на Востоке - с Пермской областью, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе - с Республикой Татарстан.
     Протяженность территории с севера на юг 297,5 км, с запада на восток - 200 км. Общая протяженность границ 1800 км.
     Полезные ископаемые
     На территории Удмуртии открыты залежи нефти, азотного газа, бурых и каменных углей, торфа, минерализованных вод и рассолов с содержанием в промышленных концентрациях йода и брома. Отмечены рудопроявления меди, железа, марганца, минеральных красок, повсеместно распространены месторождения строительных материалов.
     Наибольшее значение имеют нефть, уголь, торф и строительные материалы. Распространены известняки, глины, пески, гравий.
     Природа Удмуртии по растительному покрову относится к таежной зоне. 44 процента территории покрыто лесом.
     Административное деление
     В Удмуртской Республике 5 городов республиканского и 1 районного подчинения, 25 сельских районов, 10 поселков городского типа, 2117 населенных пунктов.
     Столица Удмуртской Республики - город Ижевск. На 1 января 2004 года численность населения в Ижевске составила 628 тысяч человек. Здесь расположены десятки промышленных предприятий металлургии, машиностроения, точного приборостроения и других отраслей народного хозяйства.

Демография

Численность постоянного населения Удмуртии на 1 января 2004 года составила 1 миллион 560 тысяч человек. Плотность населения по республике колеблется в пределах от 10 до 30 человек на 1 квадратный километр. Происходит концентрация населения в зоне двухчасовой транспортной доступности Ижевска. Наблюдается очаговая (вокруг райцентров) и линейная (вдоль транспортных магистралей) концентрация населения.

Коммуникации

Расстояние между столицей Удмуртской Республики городом Ижевском и столицей Российской Федерации городом Москвой - 1325 км, городами: Санкт-Петербургом - 1904 км, Екатеринбургом - 800 км, Казанью - 395 км.
     Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 768 км железных дорог, 5989 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе, с твердым покрытием - 5733 км, 181 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря.
     Важнейшие пристани - Камбарка и Сарапул. Судоходство по реке Кама - в пределах республики. Продолжительность навигации - 6,5 месяцев. Ижевский аэропорт соответствует первой категории ИКАО.
     Республику пересекает 12 магистральных газопроводов и 4 магистральных нефтепровода.
     В городах и селах республики действует 429 АТС общей монтированной емкостью 368,7 тысяч номеров, из них в городах - 38 АТС емкостью 311,0 тысяч номеров, в сельской местности - 391 АТС емкостью 57,7 тысяч номеров.
     Услуги почтовой связи в республике оказываются Управлением федеральной почтовой связи Удмуртской Республики (УФПС УР) - филиалом ФГУП "Почта России". На сегодняшний день в структуре УФПС УР действует 24 Почтамта (с численностью работающих 3,7 тыс. человек), в том числе 23 - в районах и 1 - в г. Ижевске, 487 отделений связи.
     На территории республики осуществляют вещание своих телевизионных программ 11 российских телекомпаний, 2 государственные телерадиокомпании (ГТРК "Удмуртия", ТРК "Удмуртия"), 32 коммерческие телекомпании Удмуртии и 4 муниципальные телерадиокомпании (Глазовская, Сарапульская, Можгинская и Балезинская).
     Экономика
     Становление Удмуртии как промышленно развитой республики в значительной степени предопределено ее географическим положением. Богатые природные ископаемые дали возможность в середине 18 века основать Камбарский, Воткинский и Ижевский железоделательные заводы.
     Дальнейшее развитие хозяйственного комплекса происходило постепенно, по мере освоения природных ископаемых, развития промышленного производства и транспортной сети. Большое влияние на современную структуру хозяйственного комплекса оказало создание на территории республики в 30-е годы мощного военно-промышленного комплекса СССР.
     Экономика Удмуртской Республики отличается многообразием представленных в ней отраслей. Ведущее место среди них занимают машиностроение и металлообработка, топливная промышленность, черная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
     Крупнейшие предприятия, в основном, сосредоточены в столице республики городе Ижевске, городах Глазове, Воткинске, Сарапуле, где производятся автомобили и мотоциклы, спортивно-охотничье и боевое оружие, металлорежущие станки, прокат конструкционных, легированных и нержавеющих сталей, ракетно-космическая техника, медицинская техника, редукторы, оборудование для нефтяной промышленности, геологоразведки и бурения, подшипники, потребительские товары: швейные и трикотажные изделия, стиральные машины, электропылесосы и многое другое.
     Природно-климатические условия Удмуртской Республики позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности АПК. Почвенный покров республики довольно разнообразный, но основную часть пахотных земель составляют дерново-подзолистые почвы.
     Основными культурами, возделываемыми в республике, являются зерновые культуры фуражного назначения, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, лен-долгунец и кормовые.
     

1.2 Оценка экономического потенциала региона

Разработка основных мероприятий Программы проводилась с учетом сильных и слабых сторон экономики Удмуртской Республики, а также на основе анализа ее возможностей и потенциального влияния внешних и внутренних факторов на ее развитие:

Сильные стороны

Возможности

Политически стабильный регион России с высоким доверием населения Президенту Удмуртской Республики

Обеспечение конкурентоспособности Удмуртской Республики, повышение ее инвестиционного имиджа, привлечение инвесторов и увеличение притока инвестиций.
Обеспечение социального благополучия и повышения уровня жизни населения

Выгодное транспортно-географическое положение республики

Условия для развития кооперационного и внешнеэкономического сотрудничества, формирования долгосрочных рынков сбыта продукции, экономически выгодных логистических моделей и условия повышения инвестиционной привлекательности республики

Развитый промышленный потенциал, мощная природно-сырьевая база.
Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет

Дополнительный приток долгосрочных инвестиционных ресурсов, расширение номенклатуры инновационной и конкурентоспособной продукции и увеличение ее экспорта.
Увеличение платежеспособного спроса населения и удовлетворение растущих потребностей, стабильное повышение уровня жизни населения

Высококвалифицированный персонал предприятий, научно-исследовательских учреждений

Развитие инновационных и наукоемких производств, инновационного бизнеса, обеспечение конкурентоспособности продукции по потребительским и экономическим параметрам

Возможность агропромышленного комплекса полностью обеспечивать потребности населения Удмуртской Республики в основных продуктах питания

Стимулирование внутреннего спроса, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, рост конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий пищевой промышленности

Слабые стороны

Отрицательное влияние внутренних факторов

Значительный износ основных фондов предприятий, высокий процент убыточных предприятий

Снижение конкурентоспособности и рентабельности предприятий, наличие задолженности по заработной плате, угроза техногенных и экологических катастроф

Ограниченность инвестиционных и инновационных возможностей предприятий

Снижение объемов инвестиций в основной капитал и капитальное строительство, формирование неблагоприятного инвестиционного климата и снижение инвестиционного имиджа республики, малый приток иностранных инвестиций

Недостаточное развитие инвестопроводящих структур

Низкий уровень развития механизмов кредитования реального сектора экономики, невозможность привлечения ресурсов для обновления основных фондов

Высокая доля отрасли промышленного производства сырьевой направленности

Зависимость экономики республики от внешней конъюнктуры

Низкий уровень развития малого предпринимательства

Снижение роста объемов товаров и услуг, занятости и доходов населения, уровня инновационного развития и качества бизнеса, незначительный вклад в ВРП, рост безработицы, усиление социальных проблем, недостаточное насыщение рынка товарами, услугами

Изношенность инженерной инфраструктуры

Неустойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, ухудшение качества питьевой воды


Потенциальные внешние факторы в среднесрочной перспективе для развития Удмуртской Республики

Внешние факторы

Последствия

Бюджетная реформа, монетизация социального пакета, реформа местного самоуправления

Увеличение нагрузки на бюджет Удмуртской Республики

Проведение жесткой тарифной политики естественных монополий, рост тарифов на газ, электроэнергию, транспортные, коммунальные услуги

Увеличение себестоимости продукции и услуг (в первую очередь на жилищно-коммунальные), опережающий рост инфляции цен и, как следствие, снижение качества жизни населения в целом

Вступление России в ВТО и интеграция в мировую экономику

Усиление конкуренции на товарных рынках республики, снижение конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей

Централизация доходов субъектов Российской Федерации

Значительное сокращение доходной части бюджета Удмуртской Республики

Укрепление российского рубля (выравнивание паритета покупательской способности и обменного курса)

Снижение конкурентоспособности российских товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках


     Для того чтобы уменьшить отрицательное влияние внутренних и внешних факторов на социально-экономическое развитие, органам государственной власти Удмуртской Республики необходимо обеспечить эффективность государственной экономической политики, позволяющей консолидировать совместные действия органов власти, промышленных предприятий, бизнеса по обеспечению экономического роста и конкурентоспособности экономики, от которых зависит социальное благополучие населения.
     Анализ потенциала экономического развития Удмуртской Республики свидетельствует о том, что в регионе имеются факторы и условия,  которые позволят обеспечить динамичное социально-экономическое развитие республики.

1.3 Основные показатели социально - экономического развития Удмуртской Республики за 2001-2004 годы

В таблицах представлены основные результаты социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2001-2004 годы.
     

Показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2001-2004 годы

Показатель

Ед. изм.

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

прогноз
по программе
"Развитие Удмуртии"

факт

прогноз
по программе
"Развитие Удмуртии"

факт

прогноз
по программе
"Развитие Удмуртии»


факт
 

прогноз
по программе
"Развитие Удмуртии"

оценка

Валовой региональный продукт

млн.руб.

64000- 65000

69535,4

75000- 76000

83334

86000- 87000

96156

96000- 97000

107445

Объем продукции, работ, услуг в промышленности
в действующих ценах

млн.руб.

61000

61113*

69000

72744*

78000

85030

88000

94200

Объем добычи нефти

тыс.тонн

7750

7870

7900

7793

8050

8555,5

8200

8800

Объем валовой продукции сельского хозяйства к предыдущему периоду (в сопоставимых ценах)

Зерно (в весе после доработки)
Картофель
Овощи
Скот и птица (в живом весе)

Молоко

Яйца
Льноволокно




%

тыс. т.

тыс. т.
тыс. т.
тыс. т.

тыс. т.
млн. шт.
тыс. т.




100,5

600

550
160
124

540
536
3,7




109,2

835,7

571,4
184,2
122,8

568,9
586,6
5,8




101,6

615

570
161
124

545
540,7
3,9




98,4

764,7

553,7
146,8
127,6

602,3
645,9
2,4




101,0

630

580
162
124

550
543,7
4,2




101,7

749,7

527,8
167,8
132,5

611,1
658,2
6,486




101,0

650

590
163
124,5

555
546,7
4,5




100,5

685,0

526,5
167
132,6

611,5
658,5
6,6

Розничный товарооборот
(во всех каналах реализации)
в сопоставимых ценах
к предыдущему году



млн.руб.

%



17460

101



20218

104



19750

102



24185

106



21940

101



27887

104,6



24370

101



31600

104

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования в действующих ценах,

млн.руб.

13100

13602,8

15200

11476,6

17600

13826,8

20100

15600

то же к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

102

116

102

77

103

107

103

101

Объем подрядных работ в действующих ценах

млн.руб.

7000

7664,9

8300

6903,9

9600

9078,6

11000

10550

то же к предыдущему году в сопоставимых ценах

%

102

109

102

82

103

114

103

101

Ввод в действие жилых домов

тыс.м(2) общ. пл.

280

276,7

300

353,5

320

314,7

350

360

Льготное жилищное кредитование населения, всего в том числе за счет средств бюджета Удмуртской Республики


млн.руб.


50

20


50,4

20


52

40


52,1

30


55

40


102,5

80,7


58

40


45

30

Ввод автомобильных дорог общего пользования

км

94

119,9

100

81,4

106

79,7

112

15,6

Ввод газовых сетей

км

250

269,2

266

364,3

280

476

290

400

Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения на конец периода

%

2,6

2,6

2,6

1,9

2,6

1,9

2,6

1,9

Денежные доходы на душу населения в среднем за период

руб. в месяц

1800

1974

2150

2467

2550

3132

2950

3700

Реальные располагаемые денежные доходы

%

105

106

105

105

104,5

107

106

107

Средняя заработная плата одного работника (в среднем за период)

руб. в месяц

2200

2595

2630

3445

3100

4350

3600

5250

Демографические показатели:
число родившихся на 1000 населения;

число умерших на 1000 населения



10,1

13,7



10,2

14,1



10,2

13,8



11,0

15,2



10,3

13,8



11,5

15,7



10,4

13,8



12,0

16,2

Внешнеторговый оборот

млн.$ US

800

741,1

825

709,6

880,0

697,6

957

400**

Экспорт

млн. $ US

730

648,5

750,0

630,1

800,0

618,1

870

315**

Импорт

млн. $ US

70

92,6

75

79,6

80,0

79,5

87

85

Иностранные инвестиции

млн. $ US

65

6,755

65,0

156,7

70,0

21,6

70

23

* - в том числе объем продукции, произведенный индивидуальными предпринимателями, услуг промышленного характера, оказанный населению физическими лицами, и объем производства по домашним хозяйствам (расчетно)
** - с 01.01.2004 года продажа основной части нефти, добываемой ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть», не отражаются в официальной статистике как экспортные
     

Бюджетообразующие показатели Удмуртской Республики за 2001-2004 годы

Показатель

Ед.изм.

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

прогноз
по программе
«Развитие Удмуртии»

факт

прогноз
по программе
«Развитие Удмуртии»

факт

прогноз
по программе
«Развитие Удмуртии»

факт
 

прогноз
по программе
«Развитие Удмуртии»

оценка

1.Объем промышленного производства

млн.руб.

61000

61113*

69000

72744*

78000

85030

88000

94200

2.Налогооблагаемая прибыль

млн.руб.

12100

13125

12200

12768

13000

12060

13500

12700

3.ФОТ

млн.руб.

16950

20464

20350

26213

24100

32742

28000

39600

4.Объем добычи нефти

тыс.тонн

7750

7870

7900

7793

8050

8555,5

8200

8800

5.Объем производства алкогольной продукции

тыс.дал

2220

2241

2250

2198

2350

2117

2450

2200

6.Объем производства пива

тыс.дал

2060

2259

2100

2099

2150

2169

2200

2150

7.Объем производства спирта

тыс.дал

550

555

550

584

550

575

550

550

8.Объем розничного товарооборота

млн.руб.

17460

20218

19750

24185

21940

27887

24370

31600

9.Среднегодовой индекс потребительских цен

%


120

124

114

118

112

115

111

111

* - в том числе объем продукции, произведенный индивидуальными предпринимателями, услуг промышленного характера, оказанный населению физическими лицами, и объем производства по домашним хозяйствам (расчетно)

1.4 Уровень и структура валового регионального продукта

В социально-экономическом развитии республики в 2001-2004 годах сформировались положительные тенденции роста в экономике.
     Объем валового регионального продукта в 2004 году по оценке составит 107444,7 млн.рублей или 192,6 процента к уровню 2000 года.
     Основной объем валового регионального продукта формировался в отраслях, производящих товары.  

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

* - Данные за 2003 и 2004 годы оценочные.
     В структуре валового регионального продукта доля отраслей реального сектора экономики в 2004 году снизится по сравнению с 2000 годом с 66 до 53,8 процента, доля сектора услуг увеличится с 29,6 до 38 процента.
     Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта в республике, остаются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт и связь, на которые приходилось 82,8 процента объема валового регионального продукта в 2002 году и 72,4 процента в 2003 году.


Структура валового регионального продукта Удмуртской Республики  по отраслям экономики

( в процентах)

Показатель

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

ВРП,

100

100

100

100

в том числе:

промышленность

52,3

42,3

43,8

41,3

сельское и лесное хозяйство

8,9

10,4

9,5

8,1

строительство

4,8

7,3

4,5

4,8

транспорт и связь

4,7

6,7

6,6

7,3

торговля и общественное питание

12,1

14,1

10,7

10,9

прочие

12,7

13,5

18,4

19,5

Величина валового регионального продукта в расчете на душу населения является одним из показателей, характеризующих развитие экономики республики и качество жизни. По республикам и областям Приволжского федерального округа этот показатель сложился следующим образом

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы


     В 2002 году на каждого жителя Удмуртской Республики приходилось 51,6 тыс. рублей в год валового регионального продукта, это 6 место среди регионов Приволжского федерального округа и 28 место в Российской Федерации (соответственно 6 и 27 место в 2000 году).
     Доля Удмуртии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в течение анализируемого периода остается постоянной и составляет 0,9 процента.
     

1.5 Промышленность

Четырехлетний период реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы отмечен позитивной тенденцией наращивания промышленного производства. Экономический рост в существенной степени базируется на увеличении внутреннего спроса и экспортном потенциале Удмуртии.
     

Показатель

Ед.
изм.

2001г.
 

2002г.
 

2003г.

2004г. оценка

Объем производства промышленной продукции

млрд.руб.

61,1*

72,7*

85,0

94,2

Темп роста

%

109,4

116,2

119,5

110,8

* - В том числе объем продукции, произведенный индивидуальными предпринимателями, услуг промышленного характера, оказанный населению физическими лицами, и объем производства по домашним хозяйствам (расчетно).
     
     Оценка деятельности промышленности за 1 полугодие 2004 года дает основания считать выполнимыми прогнозируемые показатели этого года по объему выпуска промышленной продукции.  

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Активизирована работа по диверсификации производств, обеспечению перехода на выпуск востребованной продукции, потребительских товаров.

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

За период реформ в промышленности республики проведена глубокая и масштабная трансформация государственной собственности.
     В результате из общего количества ныне действующих промышленных предприятий в промышленности осталось всего 23 республиканских и 15 федеральных государственных унитарных предприятия. Основную часть в промышленности составляют негосударственные предприятия.
     Затраты на производство и реализацию продукции в 2003 году по сравнению с уровнем 2000 года увеличились в 1,7 раза, что соответствует темпу роста объемов производства товарной продукции в действующих ценах.     

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Заработная плата в промышленности республики за период с 2000 года по 2003 год выросла более чем в 2,3 раза и была несколько выше среднемесячной заработной платы в целом по республике.


Среднемесячная заработная плата работников по Удмуртской Республике и по промышленности

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Сальдированная прибыль в промышленности по итогам 2003 года по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 2 раза и составила 6405,1 млн. руб.
     В целом поступление налоговых платежей в бюджетную систему РФ от отраслей промышленности ежегодно увеличивается.
     Промышленный рост последних лет несколько замедлил, но не остановил процесс снижения численности занятых в промышленности. Численность занятых в промышленности в 2003 г. составила 192517 человек. Снижение численности по сравнению с уровнем 2000 г. на 4,8 процента обусловлено в основном за счет естественного выбытия и более эффективного использования уже существующих производственных кадров, за счет переобучения, переподготовки к новым требованиям технологии и качества, что способствовало росту производительности труда.
     

1.5.1 Машиностроение и металлообработка

Основу промышленности республики исторически составляет отрасль "Машиностроение и металлообработка".

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Ежегодно наращивается выпуск автомобилей на ОАО «ИжАвто» с 47,8 тысяч штук в 2001 году до 94,2 тысяч автомобилей в 2003 году или рост в 2 раза. Больше произведено спортивных и охотничьих ружей на 11,2 процента; электродвигателей малой мощности в 5,8 раза; а также увеличен выпуск нефтедобывающего, технологического оборудования, оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, медицинской аппаратуры.
     

1.5.2 Топливная промышленность

Топливная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике республики, обеспечивая свыше 25 процентов объемов промышленной продукции и около 70 процентов всей прибыли, полученной промышленностью, является для республики базовой с точки зрения экспортных возможностей и наполнения бюджетов всех уровней.
    О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы
     Всего за 3 года нефтяниками Удмуртии добыто 24,2 миллиона тонн нефти, введено в промышленную разработку 8 новых месторождений и 8 месторождений в пробную эксплуатацию, пробурено 598 тысяч метров горных пород, введено в эксплуатацию 428 новых скважин.
     Капитальные вложения за 3 года по нефтедобывающей отрасли освоены в объеме 10,6 млрд. руб.


Капитальные вложения в нефтедобывающую отрасль

млрд.руб

Показатель

2001г.

2002г.

2003г.

2004г. оценка

Капитальные вложения (инвестиции) в действующих ценах

4,3

3,3

3,0

1,8


     За период 2001-2003 годов поступления налоговых платежей и сборов в консолидированный бюджет Удмуртской Республики составили более 10 млрд. руб.
     

1.5.3 Электроэнергетика

Деятельность отрасли за четырехлетний период реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы была направлена на обеспечение надежного и бесперебойного снабжения потребителей Удмуртской Республики электрической и тепловой энергией. Задачи, поставленные Программой, в основном выполнены.

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Электробаланс млн. кВт.ч.

Показатель

2001г.

2002г.

2003г.

Произведено электроэнергии

2733

2726

2863

Потреблено электроэнергии

7327

7379

7468

Закуплено электроэнергии на ФОРЭМ

4595

4653

4605

Удмуртская Республика практически полностью зависит от привозных энергоносителей.
     В структуре потребления топливно-энергетических ресурсов в Удмуртской Республике 52 процента занимает природный газ, 28 процентов - электроэнергия, закупаемая на ФОРЭМ, 5,6 процента - каменный уголь. Доля собственных топливно-энергетических ресурсов (торф, нефть сырая, дрова) составляет 2,5 процента.
     В течение трех лет реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы лимит газа для потребителей бюджетной сферы и населения Удмуртской Республики увеличен на 67,8 процента.


Распределение лимитов природного газа для нужд населения и потребителей бюджетной сферы

млн. куб. м.

Показатель

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.
оценка

Всего

478,8

775,1

783

803,4

в том числе:

население

244,9

253,4

253,4

253,4

потребители бюджетной сферы

233,9

521,7

529,6

550,0


     Основными проблемами топливно-энергетического комплекса Удмуртской Республики являются:
     - значительный физический износ основных производственных фондов генерирующего и сетевого оборудования;
     - неудовлетворительное состояние электросетей, подстанций и других объектов энергетического хозяйства;
     - необходимо строительство и реконструкция ЛЭП-04-10 кВ;
     - низкая обеспеченность инвестиционными ресурсами для поддержания и развития мощностей;
     - недостаточное внедрение современных экономичных технологий для производства электрической и тепловой энергии;
     - недостаточно активная энергосберегающая политика;
     - недостаточная степень надежности электроснабжения некоторых районов республики;

- недостаточное использование местных энергоресурсов;

- неиспользуемая тепловая мощность 540 Гкал на ТЭЦ-2 г. Ижевска.

1.5.4 Черная металлургия


     Черная металлургия одна из основных отраслей промышленности республики.
     Основное предприятие отрасли ОАО «Ижсталь» увеличивает объемы производства конкурентоспособной продукции за счет выпуска продукции с более высокой добавочной стоимостью: изделия четвертого передела, поковки, штамповки, серебрянка, лента стальная нихромовая (в 9,4 раза), быстрорежущая (в 2,7 раза), проволока стальная нихромовая (в 4,8 раза), стальные фасонные профили.

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

1.5.5 Легкая промышленность

Легкая промышленность является одной из старейших отраслей промышленного производства Удмуртской Республики.
     За период с 2001 по 2003 год для обеспечения загрузки предприятиям легкой промышленности на закупку сезонных видов сырья и материалов предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 24,3 млн. руб.


Финансирование из бюджета Удмуртской Республики по годам

млн. руб.

Показатель

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.
оценка

Объем финансирования

7,0

6,8

10,5

11,0

1.5.6 Лесная и деревообрабатывающая промышленность

В 2001-2003 годах в лесопромышленном комплексе Удмуртской Республики отмечалась положительная тенденция роста промышленного производства.
     В отрасли отмечена положительная тенденция на углубленную переработку сырья и выход на конечную продукцию, для чего разработана структурная схема взаимодействия и закрепления лесопереработчиков за лесозаготовительными предприятиями.

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

1.5.7 Стекольная промышленность

Стекольная промышленность характерна ритмичной стабильной работой своих предприятий.
 О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы
     В 1 половине 2004 года введен в действие новый современный цех на ОАО «Свет» по изготовлению стеклотары. За 2001-2004 годы мощность предприятия возросла на 42 процента.
     Предприятия ОАО «Свет» и ОАО «Факел» осваивают новые виды продукции.
     

1.5.8 Химическая промышленность

Химическая промышленность Удмуртской Республики продолжает наращивать темпы роста производства, за счет активного внедрения новых технологических линий, освоения новых изделий.

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Предприятия отрасли обеспечивают комплектацией производство автомобилей на ОАО «ИжАвто». Совместно с ОАО «ИжАвто» на ООО «Эргон» и ЗАО «Луч» ведутся работы по размещению производства новых и модернизированных изделий.
      Предприятиями отрасли проводится постоянная работа по обновлению ассортимента материалов с новыми потребительскими свойствами.
          

1.5.9 Промышленность строительных материалов

Отрасль строительных материалов Удмуртской Республики представляет 65 предприятий с общей численностью работающих 7,9 тысяч человек. Удельный вес частных предприятий и предприятий со смешанной формой собственности в общем количестве предприятий составляет 92,5 процента, они производят 75 процентов продукции.
     Производственные мощности отрасли способны к производству значительно больших объемов, в дальнейшем они смогут обеспечить возрастающий темп строительства. В настоящее время излишки строительных материалов реализуются за пределами республики.
О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы
     Ключевыми проблемами промышленного комплекса, сдерживающими поступательное развитие всей экономики Удмуртской Республики, являются:

- высокая степень физического и морального износа основных фондов, недостаточные темпы замещения устаревшего оборудования, наличие значительного числа средних предприятий, особенно в отраслях легкой, лесной и лесоперерабатывающей, производства строительных материалов, с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;

- недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий;

- низкие темпы роста экспортного потенциала промышленного комплекса;

- ужесточение условий конкуренции для предприятий обрабатывающей промышленности вследствие дальнейшей либерализации внутреннего рынка и готовящегося присоединения России к ВТО;

- низкие темпы структурных преобразований в промышленности, отсутствие условий, необходимых для создания благоприятного предпринимательского климата, включая развитие малого и среднего бизнеса, и обеспечения высокой степени инвестиционной привлекательности республики и ее промышленного комплекса;

- отсутствие условий для радикального увеличения инвестиций в обновление производства и его диверсификацию с целью повышения доли производств с высокой добавленной стоимостью в структуре ВРП, увеличения выпуска высококачественной продукции, в первую очередь, в обрабатывающих отраслях;

- отсутствие на федеральном и, следовательно, на республиканском уровнях эффективных механизмов межотраслевого перелива капитала в экономике и неудовлетворительное состояние отраслей, особенно машиностроения и металлообработки;

- нестабильность государственного оборонного заказа;

- снижение технологического и кадрового потенциала, вследствие длительной недозагрузки производственных мощностей предприятий;

- наличие избыточных производственных мощностей, увеличивающих издержки производства;

- недостаточное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- недостаточное внимание проблемам охраны окружающей среды, низкая доля затрат на природоохранные мероприятия в общем объеме инвестиций.
     Решение указанных проблем требует принятия мер по активизации инвестиционной и инновационной деятельности с целью модернизации и реконструкции производства, повышения его эффективности и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Все это определяет реализацию целенаправленной промышленной политики, нацеленной на повышение внутренней и внешней конкурентоспособности приоритетных отраслей и производств, на стимулирование и поддержку структурных сдвигов в сторону отраслей и видов экономической деятельности с высокой долей добавленной стоимости, использующих современные технологии и квалифицированные кадры.
     

1.6 Агропромышленный комплекс

Аграрный сектор остается одним из приоритетов социально-экономической политики государства, подтверждением чему служит планомерная государственная поддержка основных затратных направлений расширенного ведения современного сельскохозяйственного производства. Ежегодно выделялись финансовые ресурсы на приобретение удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, приобретение и передачу в лизинг техники, субсидирование ремонтных работ, обучение и финансовую поддержку руководителей и молодых специалистов, проведение племенной работы и приобретение элитных семян, производилось субсидирование процентной ставки по краткосрочным и среднесрочным кредитам, полученным в кредитных организациях и кредитных кооперативах, кредитование, в том числе, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Суммарная государственная поддержка агропромышленного комплекса республики за 2001-2004 годы составила 2,2 млрд. рублей, из которых 64 процента профинансированы бюджетом Удмуртской Республики.
     Большое внимание было уделено внедрению новых технологий, а также производству новых видов техники на предприятиях республики. В целях оздоровления экономики сельскохозяйственных товаропроизводителей, восстановления их платежеспособности в республике создан и действует Фонд «УдмуртАгроРазвитие», проведена реструктуризация долгов, более 50 процентов сельскохозяйственных организаций с 1 апреля 2004 года перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, что позволило снизить налоговое бремя. Итоги 1 полугодия 2004 года показали снижение величины начисленных налогов сельскохозяйственных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 10,6 процента.
     Для сокращения разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры проделана значительная работа. За 2001-2003 годы в сельской местности введено в эксплуатацию 37 объектов народного образования, 14 - здравоохранения, 9 - культуры, 3 дома-интерната, жилых домов общей площадью 387,2 тыс. квадратных метров, введено в эксплуатацию свыше 950 километров газопроводов. В рамках программы «Социальное развитие села», за период ее реализации (2003 год и I полугодие 2004 года) построено 31,8 километра уличных газовых сетей; введено 2,1 тыс.квадратных метров жилья; введено в эксплуатацию 6 километров локальных водопроводов в сельской местности.
     В результате проведения программно-целевой государственной поддержки, формирования системы обеспечения материально-техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами в отрасли достигнута относительная стабилизация, проявляющаяся в постепенном наращивании объемов производства.
     

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Название документа: О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

Номер документа: 60-РЗ

Вид документа: Закон Удмуртской Республики

Принявший орган: Государственный Совет Удмуртской Республики

Статус: Действующий

Опубликован: Документ предоставлен Правительством УР
Дата принятия: 12 ноября 2004