ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 февраля 2008 года N 103-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

В целях комплексного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы".

2. Утвердить Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики и Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики заказчиками республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы".

3. Министерству промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы" и в срок до 15 июня 2008 года представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 18 февраля 2008 года N 103-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

Понятия, используемые в настоящей Концепции:

лесные ресурсы - часть биологических растительных ресурсов, включающая в себя древесную растительность, а также различные пищевые (грибы, ягоды, орехи), технические (пробка, живца), охотничье-промысловые и лекарственные ресурсы;

лесное хозяйство - совокупность видов экономической деятельности по организации использования, охране, защите, воспроизводству лесных ресурсов на территории Удмуртской Республики;

лесопромышленный комплекс - совокупность видов экономической деятельности, базирующихся на использовании лесных ресурсов путем заготовки и переработки древесины на территории Удмуртской Республики.

1. Обоснование соответствия предлагаемых к решению проблем и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы" разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", в целях создания условий, обеспечивающих эффективное управление лесами при соблюдении требований непрерывного рационального использования лесов, повышения доходов от использования лесных ресурсов, превращения лесопромышленного комплекса республики в самофинансируемый, рентабельный, конкурентоспособный, динамично развивающийся сектор экономики.

1.1. Проблемы в области лесного хозяйства в Российской Федерации.

Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. м3 (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. м3 и используется только на 23 процента. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного хозяйства (на одну тысячу квадратных километров леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема.

Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных заготовок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. По данным Фонда дикой природы (WWF), до 35% всей древесины, заготовленной в европейской части России, имеют незаконное происхождение.

Следует отметить также несвоевременное проведение лесоустройства, старение производственных мощностей и недостаток кадрового обеспечения всех уровней - от квалифицированных рабочих до инженерных и технических кадров - как для лесхозов, так и органов управления лесами.

Сложившуюся ситуацию в лесном хозяйстве России призван изменить действующий с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия позволят существенно увеличить объемы использования лесов.

1.2. Проблемы в области лесного хозяйства в Удмуртской Республике.

В настоящее время основные проблемы в области лесного хозяйства России характерны и для Удмуртской Республики, а именно:

снижение использования расчетной лесосеки. За 2006 год использование расчетной лесосеки составило 42% против 44% в 2005 году. Из распределенного лесосечного фонда почти 800 тыс. м3 остались невостребованными;

низкий объем аренды для заготовки древесины. Ежегодный размер лесопользования на участках лесного фонда, переданных в аренду, составляет только 17% от расчетной лесосеки;

нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ на территории Удмуртской Республики. Последнее лесоустройство проводилось в 1995 - 1997 годах. В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет;

нерешенность вопроса по порядку финансирования лесоустройства. До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и лесоустроительные работы финансировались за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей;

в связи с упразднением государственной лесной охраны в органах управления лесным хозяйством возникла проблема по охране лесов от незаконных порубок и оборота древесины, а в весенне-летний период - по своевременному выявлению очагов возгораний;

отсутствие современной высокотехнологичной техники для качественного ведения лесного хозяйства. Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность;

неоправданные большие денежные и энергетические затраты при восстановлении низко бонитетных коренных типов еловых и сосновых лесов, устойчиво вытесненных на отдельных участках производными экосистемами березняков, осинников I - II классов бонитета, в связи с отнесением Рослесхозом березовых насаждений на территории Удмуртской Республики к малоценным мягколиственным породам, не имеющим хозяйственного ценного значения в лесной отрасли.

Решение проблем в области лесного хозяйства в Удмуртской Республике требует координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям.

Для решения таких сложных многоуровневых проблем целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.

1.3. Проблемы в области лесопромышленного комплекса в Российской Федерации.

Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которое обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности Российской Федерации. В 45 субъектах Российской Федерации продукция комплекса составляет от 10 до 50% от общего объема промышленного производства. Однако деятельность его сегодня стала неэффективной ввиду накопившихся и не решавшихся в последние годы проблем, сдерживающих развитие отрасли:

снижены темпы роста объемов выпуска продукции. Рост производства в целом по лесопромышленному комплексу в 2006 году составил 102% против 104,2% в 2005 году;

доля лесопромышленного комплекса в совокупном объеме ВВП в 2006 году снизилась и составила 3% против 4,3% в 2005 году;

около 9 млн. кбм заготовленной древесины не находят применения в связи с отсутствием мощностей по глубокой переработке древесины;

около 56% предприятий лесопромышленного комплекса работают убыточно;

объем инвестиций, поступивших в 2006 году в отрасль в размере 39 млрд. рублей, и наполовину не обеспечивает потребности в них.

Учитывая сложившуюся ситуацию в данном секторе экономики, Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных актов по решению вопросов эффективной деятельности лесопромышленного комплекса России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 1540-р одобрены основные направления развития лесной промышленности на период до 2015 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р одобрена концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы.

Разрабатывается Федеральная целевая программа "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов на период до 2015 года". Введен в действие ряд нормативных правовых актов, способствующих решению накопившихся проблем в отрасли.

Принятые меры позволили остановить сложившуюся негативную ситуацию в лесопромышленном комплексе. Отмечается увеличение темпов роста производства в целом по лесопромышленному комплексу: за 9 месяцев 2007 года он достиг 104,6% к аналогичному периоду 2006 года.

1.4. Проблемы в области лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике.

Проблемы, существующие в лесопромышленном комплексе Удмуртской Республики, подобны проблемам России.

Растет количество убыточных предприятий в лесопромышленном комплексе: за год количество убыточных деревообрабатывающих предприятий увеличилось на 7,2%, лесозаготовительных - на 33,3%.

Лесной кодекс Российской Федерации узаконил проведение всех лесохозяйственных работ арендаторами лесного фонда, однако лесозаготовители не готовы проводить эти работы ввиду недостатка соответствующей техники, финансовых средств, рабочих кадров.

Для решения проблем в лесопромышленном комплексе путем диверсификации производств, выпуска новой продукции, востребованной рынком и отвечающей требованиям международной системы менеджмента качества, создания новых рабочих мест, снижения социальной напряженности в лесных поселках была принята республиканская целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003 - 2005 годы", действие которой продлено на 2006 - 2008 годы.

В результате реализации мероприятий Программы была достигнута стабилизация деятельности предприятий, выросла рентабельность производства с 1,8% в 2004 году до 3,1% в 2006 году, проведена реконструкция части зданий, техническое перевооружение и обновление основных средств. Степень износа основных фондов крупных и средних предприятий по виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева" в 2006 году снизилась на 17,9% к уровню 2003 года. Коэффициент обновления основных фондов по крупным и средним предприятиям в 2006 году достиг 16,9% (2003 год - 3,8%; 2004 год - 8,9%; 2005 год - 14,7%).

Однако полученные результаты обеспечили только стабильность работы предприятий, для дальнейшего успешного развития лесопромышленного комплекса и увеличения объема выпуска конкурентоспособной продукции необходимо продолжение модернизации основных фондов, внедрение новых технологий, сертификация производств по системе менеджмента качества ИСО 9001 и ИСО 14000, обеспечение предприятий квалифицированными рабочими и специалистами.

За последние 4 года произошел значительный отток высококвалифицированных кадров. По отдельным специальностям дефицит ощущается уже сегодня и способен существенно обостриться в дальнейшем. Эти вопросы особо отражаются на лесных поселках. Численность работающих снизилась в 2006 году на 41,8%, или на 3396 человек, к уровню 2003 - 2004 годов (8100 - 8113 человек соответственно).

Среднемесячная заработная плата остается на низком уровне и составила в 2006 году 4495,7 рубля, или 54,9% от средней зарплаты по обрабатывающим производствам республики.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблем программно-целевым методом


Проблемы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимость программно-целевого метода вызвана тем, что требуется кардинальное изменение подходов к развитию лесного сектора экономики в условиях действующего Лесного кодекса Российской Федерации. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса республики. Программно-целевой метод обоснован прежде всего:

значимостью накопившихся проблем;

невозможностью решения проблем в ближайшие сроки;

необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений;

необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.

Наличие Программы позволит организовать работу по привлечению средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов. Программно-целевой метод дает возможность достижения целей и задач, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы.

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода ее решения


3.1. Лесное хозяйство.

Без решения назревших проблем в лесном хозяйстве могут произойти необратимые последствия:

несвоевременное проведение лесохозяйственных мероприятий, накопление перестойных и низкокачественных лесных насаждений, распространение болезней и вредителей в лесах;

отсутствие лесных участков с назначенными лесохозяйственными мероприятиями, в том числе на арендуемых лесных участках, отказ арендаторов от аренды;

снижение объема лесозаготовок, уменьшение финансовых средств на ведение лесного хозяйства;

неэффективное использование финансовых средств, как бюджетных, так и арендаторов, при осуществлении мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов;

снижение объема противопожарных мероприятий, возможное увеличение площади лесных земель, пройденных лесными пожарами, незаконными порубками.

Прогноз развития лесного хозяйства при существующем и программно-целевом подходах приведен в таблице 1.

Таблица 1

 Мероприятие     

Ед. изм.

2006 г.
 Факт  

2007 г.
Оценка

 Прогноз                   

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Без учета Программы                                                                           

Использование
расчетной
лесосеки, %         

 %    

 42,0

 50   

 51   

 52   

 54   

 56    

 58   

 60   

Лесовосстановление -
всего               

 тыс. га

 4,2

 4,5

 4,3

 3,5

 3,4

 3,4  

 3,3

 3,3

в т.ч. посадка леса

 тыс. га

 2,0

 2,6

 2,5

 2,1

 2,0

 1,5  

 1,5

 1,5

Выращивание
стандарт.
посадочного
материала           

тыс. шт.

 57,6

 44,6

 35,0

 15,0

 8,0

 6,0  

 6,0

 6,0

Уход за лесами      

 тыс. га

 32,4

 34,1

 33,0

 32,0

 31,0

 30,0  

 29,0

 28,0

в т.ч. в молодняках

 тыс. га

 20,4

 23,2

 22,0

 21,0

 20,0

 20,0  

 19,0

 18,0

Заготовка ликвидной
древесины при уходе
за лесом            

тыс. кбм

 450,0

 460,0

 455,0

 450,0

 445,0

440,0  

 435,0

 430,0

С учетом реализации Программы                                                                 

Использование
расчетной лесосеки  

 %    

<*>

<*>

<*>

 60   

 70   

 80    

 90   

 98   

Лесовосстановление -
всего               

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 4,8

 4,8

 4,8  

 5,1

 5,1

в т.ч. посадка леса

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 2,5

 3,0

 3,0  

 3,3

 3,3

Выращивание
стандарт.
посадочного
материала           

тыс. шт.

<*>

<*>

<*>

 20,0

 20,0

 20,0  

 20,0

 20,0

Уход за лесами
(проект
лесоустройства)     

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 34,1

 34,1

 34,1  

 34,1

 34,1

в т.ч. в молодняках

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 23,2

 23,2

 23,2  

 23,2

 23,2

Заготовка ликвидной
древесины при уходе
за лесом (проект
л/у)                

тыс. кбм

<*>

<*>

<*>

 472,7

 472,7

472,7  

 472,7

 472,7

Экономический эффект с учетом реализации Программы (дополнительный объем произведенных
мероприятий), в числителе - за год, в знаменателе - с нарастающим итогом за отчетный период   

Использование
расчетной лесосеки  

 %    

<*>

<*>

<*>

 8   

 16
 24   

 24
 48    

 32
 80   

 38
 118   

Лесовосстановление -
всего               

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 1,3

 1,4
 2,7

 1,4
 4,1  

 1,8
 5,9

 1,8
 7,7

в т.ч. посадка леса

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 0,4

 1,0
 1,4

 1,5
 2,9  

 1,8
 4,7

 1,8
 6,5

Выращивание
стандарт.
посадочного
материала           

тыс. шт.

<*>

<*>

<*>

 5,0

 12,0
 17,0

 14,0
 31,0  

 14,0
 45,0

 14,0
 59,0

Уход за лесами      

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 2,1

 3,1
 5,2

 4,1
 9,3  

 5,1
 14,4

 6,1
 20,5

в т.ч. в молодняках

 тыс. га

<*>

<*>

<*>

 2,2

 3,2
 5,4

 3,2
 8,6  

 4,2
 12,8

 5,2
 18,0

Заготовка ликвидной
древесины при уходе
за лесом            

тыс. кбм

<*>

<*>

<*>

 22,7

 27,7
 50,4

 32,7
 83,1  

 37,7
 120,8

 42,7
 163,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»