ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 17 июня 2015 года N 41-ЗРТ


Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года

(с изменениями на 6 августа 2019 года)

(в ред. Закона РТ от 06.08.2019 N 62-ЗРТ)




Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
10 июня 2015 года




Статья 1


Утвердить Стратегию развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года согласно приложению к настоящему Закону.



Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Временно исполняющий обязанности
Президента Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ


Казань, Кремль

17 июня 2015 года

N 41-ЗРТ



Приложение
к Закону Республики Татарстан
"Об утверждении Стратегии развития
топливно-энергетического комплекса
Республики Татарстан
на период до 2030 года"



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Закона РТ от 06.08.2019 N 62-ЗРТ)



1. Общие положения


Настоящая Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года как основы обеспечения роста валового регионального продукта и благосостояния населения при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.


При разработке Стратегии учитывались нижеизложенные факторы.


Существенная трансформация на мировых рынках, связанная с появлением на рынке сланцевого газа, сланцевой нефти и переориентацией ряда крупных стран-импортеров энергоресурсов на энергетическое самообеспечение, реализация декларации о сотрудничестве между членами Организации стран - экспортеров нефти (далее - ОПЕК), высокая волатильность нефтяных цен, санкции США и Европейского союза в отношении Российской Федерации, замедление темпов экономического роста в Российской Федерации, ухудшение минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса привели к радикальным изменениям во всей мировой нефтегазовой промышленности, необходимости актуализации отраслевых программных документов и разработке новых законодательных инициатив.


В частности, Правительством Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года.


Приняты федеральные законы, направленные на переход к новой системе налогообложения путем введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД), а также на завершение "налогового маневра" в нефтяной отрасли.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 348-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 2914-р утверждена Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года.


Отмечается:


устойчивый рост спроса на нефть;


рост доли природного газа в мировом потреблении. По данным Международного энергетического агентства, в 2018 году увеличился спрос на все виды топлива. При этом на долю природного газа приходится 45 процентов роста энергопотребления, главным образом, за счет Китайской Народной Республики и США;


высокие темпы роста доли энергии, производимой на основе возобновляемых источников;


усиление тенденций регионализации рынков нефти и газа, рост экономик и доли развивающихся стран в мировом энергопотреблении;


обострение геополитической конкуренции;


ускорение научно-технологического развития;


резкий рост конкуренции на межтопливном рынке, тенденция замещения нефтяных моторных топлив на альтернативные и возобновляемые источники энергии: компримированный и сжиженный природный газ, электрические батареи и топливные элементы.


Российская Федерация входит в число ведущих стран - производителей нефтепродуктов.


В 2018 году, по данным Министерства энергетики Российской Федерации, переработкой нефти и газового конденсата, а также промышленным производством товарных нефтепродуктов занимались 80 специализированных нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих предприятий. Общий объем первичной переработки нефтяного сырья на нефтеперерабатывающих заводах Российской Федерации по сравнению с 2017 годом увеличился на 2,5 процента (или на 7 млн тонн) и составил 286,9 млн тонн, одновременно происходило и повышение его качества (с 2016 года в Российской Федерации выпускается топливо, отвечающее стандарту "Евро-5").


В Российской Федерации также увеличился выход светлых нефтепродуктов с 55,7 процента в 2010 году до 62,2 процента в 2018 году. Рост связан с проведением в течение шести последних лет модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В период с 2011 по 2017 год отремонтированы и введены в эксплуатацию 78 установок вторичной переработки. Нефтяные компании взяли на себя обязательства по модернизации до 2027 года 127 установок вторичной переработки нефти.


Отмечается заметное увеличение глубины переработки нефти, которая по итогам 2018 года составила 83,4 процента, в 2017 году этот показатель не превышал 81,3 процента, а в 2010 году - 70,9 процента. Тем не менее в США, для сравнения, глубина переработки нефти составляет 90 - 95 процентов, а на самых современных американских нефтеперерабатывающих заводах - до 98 процентов, в странах - членах ОПЕК - 85 процентов, в Европе - 85 - 90 процентов.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1725 "О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей" Министерством энергетики Российской Федерации в январе 2019 года заключены и подписаны соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей с девятью нефтеперерабатывающими комплексами: АО "Нефтехимсервис", ОАО "Новошахтинский НПЗ", ООО "Афипский НПЗ", АО "ТАНЕКО", ПАО "Орскнефтеоргсинтез", АО "Антипинский НПЗ", ООО "Марийский НПЗ", ООО "Ильский НПЗ" и ООО "Славянск ЭКО".


В рамках вышеуказанных соглашений нефтяными компаниями до 1 января 2026 года запланирован ввод в эксплуатацию 13 установок вторичной переработки нефти, что позволит увеличить производство автомобильного бензина экологического класса "К5" более чем на 3 млн тонн в год.


Общий объем инвестиций в установки вторичной переработки в рамках программ модернизации указанных нефтеперерабатывающих заводов за период 2015 - 2026 годов составит около 300 млрд руб.


К числу важнейших задач по модернизации предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Российской Федерации относятся:


переход от торговли сырой нефтью к торговле нефтепродуктами и продуктами нефтехимии;


производство нефтепродуктов, соответствующих действующим требованиям экологических стандартов;


модернизация действующих предприятий, строительство новых производств в целях увеличения глубины и комплексности переработки углеводородного сырья;


развитие отечественных технологий переработки газового и нефтяного сырья.


Настоящая Стратегия учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", и актуализирует целевые показатели развития отраслей топливно-энергетического комплекса республики на основе достигнутых результатов и трендов. Так, например, внедрение предприятиями нефтяной промышленности Республики Татарстан новых технологий в процессе добычи нефти, в том числе высоковязкой, и геологоразведки обеспечило уже в период 2014 - 2018 годов добычу нефти в объеме 35 511 тыс. тонн, эксплуатационное бурение - 1680 тыс. метров и прирост запасов - 52 млн тонн (при плановых 32 616,5 тыс. тонн, 1390 тыс. метров, 32,5 млн тонн соответственно).



2. Цели, задачи и механизмы государственной энергетической политики Республики Татарстан


Целью настоящей Стратегии является обеспечение устойчивого развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан и максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения республики.


Для достижения указанной цели и удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы требуется решение следующих основных задач:


повышение эффективности геологоразведочных работ, обеспечение рационального недропользования на основе внедрения инновационных технологий полного, энерго- и ресурсосберегающего извлечения углеводородного сырья из недр и его комплексной, глубокой переработки;


развитие рынка сервисных и инжиниринговых услуг, предоставляемых отечественными компаниями в сфере недропользования;


модернизация существующей и создание новой отраслевой энергетической инфраструктуры промышленной и социальной сфер Республики Татарстан;


дальнейшее совершенствование отраслевого налогового законодательства как инструмента, стимулирующего деятельность хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей и экологической сферах.


Кроме того, для максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора необходимо обеспечить:


нормативную надежность работы производственной структуры энергетического сектора за счет достаточных резервов производственной мощности, пропускной способности энергетических коммуникаций и создания рациональных резервов топлива;


уменьшение энергоемкости и электроемкости валового регионального продукта за счет совершенствования структуры и технологического обновления отраслей экономики.


Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной энергетической политики в пределах полномочий Республики Татарстан:


применение института государственного представительства в органах управления предприятиями топливно-энергетического комплекса для обеспечения достижения целевых показателей, установленных в настоящей Стратегии;


совершенствование законодательного регулирования вопроса предоставления земельных участков для целей недропользования;


применение мер налогового стимулирования при реализации предприятиями топливно-энергетического комплекса приоритетных инвестиционных и инновационных проектов;


ликвидация сетевых ограничений для конкуренции на рынке электроэнергии (мощности);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»