• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 17 июня 2015 года N 41-ЗРТ


Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года

(с изменениями на 6 августа 2019 года)

(в ред. Закона РТ от 06.08.2019 N 62-ЗРТ)




Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
10 июня 2015 года

Статья 1


Утвердить Стратегию развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Временно исполняющий обязанности
Президента Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ


Казань, Кремль

17 июня 2015 года

N 41-ЗРТ

Приложение. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года



Приложение
к Закону Республики Татарстан
"Об утверждении Стратегии развития
топливно-энергетического комплекса
Республики Татарстан
на период до 2030 года"

(в ред. Закона РТ от 06.08.2019 N 62-ЗРТ)

1. Общие положения


Настоящая Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года как основы обеспечения роста валового регионального продукта и благосостояния населения при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.


При разработке Стратегии учитывались нижеизложенные факторы.


Существенная трансформация на мировых рынках, связанная с появлением на рынке сланцевого газа, сланцевой нефти и переориентацией ряда крупных стран-импортеров энергоресурсов на энергетическое самообеспечение, реализация декларации о сотрудничестве между членами Организации стран - экспортеров нефти (далее - ОПЕК), высокая волатильность нефтяных цен, санкции США и Европейского союза в отношении Российской Федерации, замедление темпов экономического роста в Российской Федерации, ухудшение минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса привели к радикальным изменениям во всей мировой нефтегазовой промышленности, необходимости актуализации отраслевых программных документов и разработке новых законодательных инициатив.


В частности, Правительством Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года.


Приняты федеральные законы, направленные на переход к новой системе налогообложения путем введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД), а также на завершение "налогового маневра" в нефтяной отрасли.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 348-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 2914-р утверждена Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года.


Отмечается:


устойчивый рост спроса на нефть;


рост доли природного газа в мировом потреблении. По данным Международного энергетического агентства, в 2018 году увеличился спрос на все виды топлива. При этом на долю природного газа приходится 45 процентов роста энергопотребления, главным образом, за счет Китайской Народной Республики и США;


высокие темпы роста доли энергии, производимой на основе возобновляемых источников;


усиление тенденций регионализации рынков нефти и газа, рост экономик и доли развивающихся стран в мировом энергопотреблении;


обострение геополитической конкуренции;


ускорение научно-технологического развития;


резкий рост конкуренции на межтопливном рынке, тенденция замещения нефтяных моторных топлив на альтернативные и возобновляемые источники энергии: компримированный и сжиженный природный газ, электрические батареи и топливные элементы.


Российская Федерация входит в число ведущих стран - производителей нефтепродуктов.


В 2018 году, по данным Министерства энергетики Российской Федерации, переработкой нефти и газового конденсата, а также промышленным производством товарных нефтепродуктов занимались 80 специализированных нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих предприятий. Общий объем первичной переработки нефтяного сырья на нефтеперерабатывающих заводах Российской Федерации по сравнению с 2017 годом увеличился на 2,5 процента (или на 7 млн тонн) и составил 286,9 млн тонн, одновременно происходило и повышение его качества (с 2016 года в Российской Федерации выпускается топливо, отвечающее стандарту "Евро-5").


В Российской Федерации также увеличился выход светлых нефтепродуктов с 55,7 процента в 2010 году до 62,2 процента в 2018 году. Рост связан с проведением в течение шести последних лет модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В период с 2011 по 2017 год отремонтированы и введены в эксплуатацию 78 установок вторичной переработки. Нефтяные компании взяли на себя обязательства по модернизации до 2027 года 127 установок вторичной переработки нефти.


Отмечается заметное увеличение глубины переработки нефти, которая по итогам 2018 года составила 83,4 процента, в 2017 году этот показатель не превышал 81,3 процента, а в 2010 году - 70,9 процента. Тем не менее в США, для сравнения, глубина переработки нефти составляет 90 - 95 процентов, а на самых современных американских нефтеперерабатывающих заводах - до 98 процентов, в странах - членах ОПЕК - 85 процентов, в Европе - 85 - 90 процентов.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1725 "О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей" Министерством энергетики Российской Федерации в январе 2019 года заключены и подписаны соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей с девятью нефтеперерабатывающими комплексами: АО "Нефтехимсервис", ОАО "Новошахтинский НПЗ", ООО "Афипский НПЗ", АО "ТАНЕКО", ПАО "Орскнефтеоргсинтез", АО "Антипинский НПЗ", ООО "Марийский НПЗ", ООО "Ильский НПЗ" и ООО "Славянск ЭКО".


В рамках вышеуказанных соглашений нефтяными компаниями до 1 января 2026 года запланирован ввод в эксплуатацию 13 установок вторичной переработки нефти, что позволит увеличить производство автомобильного бензина экологического класса "К5" более чем на 3 млн тонн в год.


Общий объем инвестиций в установки вторичной переработки в рамках программ модернизации указанных нефтеперерабатывающих заводов за период 2015 - 2026 годов составит около 300 млрд руб.


К числу важнейших задач по модернизации предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Российской Федерации относятся:


переход от торговли сырой нефтью к торговле нефтепродуктами и продуктами нефтехимии;


производство нефтепродуктов, соответствующих действующим требованиям экологических стандартов;


модернизация действующих предприятий, строительство новых производств в целях увеличения глубины и комплексности переработки углеводородного сырья;


развитие отечественных технологий переработки газового и нефтяного сырья.


Настоящая Стратегия учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", и актуализирует целевые показатели развития отраслей топливно-энергетического комплекса республики на основе достигнутых результатов и трендов. Так, например, внедрение предприятиями нефтяной промышленности Республики Татарстан новых технологий в процессе добычи нефти, в том числе высоковязкой, и геологоразведки обеспечило уже в период 2014 - 2018 годов добычу нефти в объеме 35 511 тыс. тонн, эксплуатационное бурение - 1680 тыс. метров и прирост запасов - 52 млн тонн (при плановых 32 616,5 тыс. тонн, 1390 тыс. метров, 32,5 млн тонн соответственно).

2. Цели, задачи и механизмы государственной энергетической политики Республики Татарстан


Целью настоящей Стратегии является обеспечение устойчивого развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан и максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения республики.


Для достижения указанной цели и удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы требуется решение следующих основных задач:


повышение эффективности геологоразведочных работ, обеспечение рационального недропользования на основе внедрения инновационных технологий полного, энерго- и ресурсосберегающего извлечения углеводородного сырья из недр и его комплексной, глубокой переработки;


развитие рынка сервисных и инжиниринговых услуг, предоставляемых отечественными компаниями в сфере недропользования;


модернизация существующей и создание новой отраслевой энергетической инфраструктуры промышленной и социальной сфер Республики Татарстан;


дальнейшее совершенствование отраслевого налогового законодательства как инструмента, стимулирующего деятельность хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей и экологической сферах.


Кроме того, для максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора необходимо обеспечить:


нормативную надежность работы производственной структуры энергетического сектора за счет достаточных резервов производственной мощности, пропускной способности энергетических коммуникаций и создания рациональных резервов топлива;


уменьшение энергоемкости и электроемкости валового регионального продукта за счет совершенствования структуры и технологического обновления отраслей экономики.


Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной энергетической политики в пределах полномочий Республики Татарстан:


применение института государственного представительства в органах управления предприятиями топливно-энергетического комплекса для обеспечения достижения целевых показателей, установленных в настоящей Стратегии;


совершенствование законодательного регулирования вопроса предоставления земельных участков для целей недропользования;


применение мер налогового стимулирования при реализации предприятиями топливно-энергетического комплекса приоритетных инвестиционных и инновационных проектов;


ликвидация сетевых ограничений для конкуренции на рынке электроэнергии (мощности);


содействие переводу оборудования на существующих котельных на газотурбинное оборудование, обеспечивающее комбинированное производство электрической и тепловой энергии;


внедрение системы экономической мотивации энергосбережения через разработку нормативов и целевых показателей энергоэффективности;


стимулирование использования газомоторного топлива вместо традиционных нефтяных видов топлива для автомобильного транспорта через расширение существующей сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций; строительство в Республике Татарстан сети крио-АЗС, софинансирование проектов по переводу техники на компримированный и сжиженный природный газ;


инициирование принятия нормативных правовых актов, направленных на развитие и модернизацию предприятий топливно-энергетического комплекса;


внедрение системы экономической мотивации к применению на производстве экологических стандартов в целях уменьшения негативного влияния добычи, производства, транспортировки и потребления энергоресурсов на окружающую среду, климат и здоровье людей;


обеспечение глубокой модернизации отраслей топливно-энергетического комплекса и энергетической инфраструктуры, в том числе за счет расширения использования механизма государственно-частного партнерства;


содействие предприятиям топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан во включении их в федеральные целевые и государственные программы.

3. Развитие нефтегазового комплекса Республики Татарстан

3.1. Общая характеристика нефтегазового комплекса Республики Татарстан


Топливно-энергетический комплекс Республики Татарстан включает в себя нефтедобычу и нефтепереработку, энергетику и систему газоснабжения. Входящие в состав топливно-энергетического комплекса республики отрасли взаимосвязаны в рамках цепочки потребляемого сырья и энергоресурсов.


Топливно-энергетический комплекс республики является основой ее экономики. По итогам 2018 года предприятиями комплекса выпущено 49 процентов объема промышленного производства, обеспечено 75 процентов прибыли региона. Доля топливно-энергетического комплекса в добавленной стоимости составила 35 процентов.


Основой нефтегазового комплекса является нефтедобыча. Нефть добывается на территории 22 муниципальных районов Республики Татарстан. Разрабатываемые месторождения сосредоточены на Южно-Татарском своде, юго-восточном склоне Северо-Татарского свода и восточном борту Мелекесской впадины (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема расположения лицензионных площадей на геологическое изучение, разведку и добычу нефти и нераспределенного фонда недр Республики Татарстан



Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 1. Схема расположения лицензионных площадей на геологическое изучение, разведку и добычу нефти и нераспределенного фонда недр Республики Татарстан



За период 2017 - 2018 годов при суммарном объеме нефтедобычи в Республике Татарстан в 72,1 млн тонн прирост запасов промышленных категорий составил 84,7 млн тонн.


Действующий лицензионный фонд на право пользования недрами нефтяных месторождений и участками недр с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья состоит из 149 лицензий, в том числе 67 лицензий принадлежат ПАО "Татнефть". По состоянию на 1 апреля 2019 года структура лицензионного фонда углеводородного сырья следующая:


114 лицензий - на добычу;


30 лицензий - на поиск, разведку и добычу;


5 лицензий - на геологическое изучение недр.


С целью повышения эффективности использования ресурсов углеводородного сырья в Республике Татарстан реализуется стратегия диверсификации структуры промышленного производства, организации и дальнейшего развития комплексной, углубленной переработки нефти. С 2015 по 2018 год доля продукции нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в структуре промышленного производства в среднем составила 32 процента на фоне сокращения вклада нефтяной промышленности с 23 до 22 процентов.


Ежегодно на территории Республики Татарстан добывается около 36 млн тонн нефти. Нефтедобывающая отрасль Республики Татарстан представлена ПАО "Татнефть", на долю которого приходится порядка 80 процентов добываемой в республике нефти. Компания занимает пятое место в Российской Федерации по добыче нефти.


В 2018 году компанией ПАО "Татнефть" в Республике Татарстан добыто 29,0 млн тонн нефти и 956 млн куб. метров попутного нефтяного газа.


Кроме того, на территории Республики Татарстан работают 30 малых нефтедобывающих компаний (далее - МНК). В 2018 году добыча нефти такими компаниями составила 7,1 млн тонн и 81 млн куб. метров попутного газа при степени утилизации 93 процента.


Республика Татарстан является одним из лидеров нефтяной промышленности страны по степени утилизации попутного газа. В настоящее время этот показатель по всем нефтяным компаниям республики составляет 95 процентов (таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Добыча и утилизация попутного нефтяного газа ПАО "Татнефть"



Таблица 1

Наименование показателя/годы

2015

2016

2017

2018

Добыча попутного газа, млн куб. метров

946,9

978,5

960,0

963,2

в том числе по Республике Татарстан, млн куб. метров

938,5

971,0

951,8

955,8

Прием на переработку, млн куб. метров (поставка на переработку с ННК, ЕНПУ)

814,6

853,7

820,1

845,4

Степень утилизации, %

95,17

96,44

96,16

96,27

Таблица 2. Добыча и утилизация попутного нефтяного газа по МНК



Таблица 2

Наименование показателя/годы

2014

2015

2016

2017

2018

Добыча попутного газа, млн куб. метров

75

83

87

86

81

Прием на переработку, млн куб. метров

70

79

79

80,1

74,9

Степень утилизации, %

93

95

91

93

93

3.2. Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородов Республики Татарстан


В настоящее время ввиду естественного истощения и длительного срока эксплуатации основных крупных нефтяных месторождений сформировалась устойчивая тенденция ухудшения сырьевой базы нефтяной промышленности Российской Федерации. Доля активных запасов, которые обеспечивают 70 процентов всей нефтедобычи в стране, сократилась до 40 процентов. Степень их выработки увеличилась до 75 процентов. Доля трудноизвлекаемых запасов составляет 60 процентов, степень их выработки остается низкой (до 30 процентов).


В Республике Татарстан доля трудноизвлекаемых запасов еще более существенна и составляет 84 процента. По малым нефтедобывающим компаниям доля активных запасов нефти составляет 18,2 процента, степень выработанности - около 70 процентов. Доля трудноизвлекаемых запасов составляет 81,8 процента, а степень их выработанности по МНК - 31,75 процента.


В Российской Федерации с 2006 года обеспечивается расширенное воспроизводство запасов. Состояние восполнения запасов нефти в Российской Федерации приведено в таблице 3.

Таблица 3. Состояние воспроизводства запасов нефти в Российской Федерации за 2012 - 2018 годы



Таблица 3

Наименование показателя/годы

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Прирост запасов нефти, млн тонн

588,4

581,9

587,9

571,4

503,7

499,3

530

(оценка)

Добыча нефти, млн тонн

518,0

523,4

526,7

533,6

547,3

546,7

555,8

Воспроизводство минерально-сырьевой базы, %

113

111

111

107

92

91

95


С 2010 года добыча нефти в Российской Федерации выросла на 10 процентов и в 2018 году составила 555,8 млн тонн (при этом максимальный среднесуточный уровень нефтедобычи превысил уровень, достигнутый в СССР).


Резервом дальнейшего развития нефтедобычи в стране, восполнения сырьевой базы нефти и газа являются увеличение масштабов внедрения методов увеличения нефтеотдачи (далее - МУН) и вовлечение в разработку запасов высоковязкой нефти (далее - ВВН), сверхвысоковязкой нефти (далее - СВН), а также запасов в слабопроницаемых коллекторах.


Повышение степени коэффициента извлечения нефти (далее - КИН) в отечественной нефтяной промышленности рассматривается в качестве главного источника поддержания уровня добычи в России.


В Республике Татарстан в 2018 году по терригенным объектам разработки на месторождениях ПАО "Татнефть" КИН достиг показателя 0,49.

Рисунок 2. Значения КИН (текущий и конечный/проектный) для различных типов коллекторов ПАО "Татнефть" по состоянию на 1 января 2018 года



Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 2. Значения КИН (текущий и конечный/проектный) для различных типов коллекторов ПАО "Татнефть" по состоянию на 1 января 2018 года



По месторождениям малых нефтедобывающих компаний текущий КИН составляет 0,096 при проектных КИН 0,303.


Причинами снижения КИН являются:


неадекватный реальному геологическому строению подбор технологий разработки и методов увеличения нефтеотдачи пластов;


разбалансирование систем разработки за счет вывода из эксплуатации огромного (до 50 процентов и более) эксплуатационного фонда скважин в некоторых нефтяных компаниях;


опережающая выработка наиболее продуктивных пластов в целях получения максимальной прибыли при наименьших затратах;


резкое сокращение применения МУН пластов и поиска новых эффективных технологий увеличения КИН;


отсутствие мер налогового стимулирования;


капиталоемкие проекты, направленные на увеличение коэффициента охвата залежей и интенсификацию отборов.


В современных условиях все более актуальным становится не абсолютный рост нефтедобычи, а экономика ее добычи, обеспечение углубленного передела углеводородного сырья внутри страны на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии.


В Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2019 года в Государственном балансе запасов по компании ПАО "Татнефть" учтены 105 нефтяных месторождений с суммарными извлекаемыми запасами нефти категории А + В1 + С1 + В2 + С2 в размере 758,065 млн тонн. Объем предварительно оцененных запасов категории В2 + С2 - 153,535 млн тонн, ресурсов категории Д0 + Д1 - 484,883 млн тонн. Накопленная добыча нефти по республике по ПАО "Татнефть" с момента начала промышленной разработки нефтяных месторождений составила 3 154,963 млн тонн.


В Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2019 года в Государственном балансе запасов по малым компаниям учтены 114 нефтяных месторождений с суммарными текущими извлекаемыми запасами нефти категории А + В1 + С1 + В2 + С2 в размере 285,245 млн тонн. Объем предварительно оцененных запасов категории В2 + С2 - 31,205 млн тонн, ресурсов категории Д0 + Д1 - 33,155 млн тонн. Накопленная добыча нефти малыми компаниями по республике с момента начала промышленной разработки нефтяных месторождений составила 132,746 млн тонн.


По оценке независимой компании "Миллер энд Ленц, Лтд.", по состоянию на 1 января 2019 года подтвержденный объем запасов промышленных категорий по ПАО "Татнефть" составляет 924,9 млн тонн.

Рисунок 3. Распределение добычи нефти ПАО "Татнефть" по выработанности месторождений



Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 3. Распределение добычи нефти ПАО "Татнефть" по выработанности месторождений

Рисунок 4. Структура извлекаемых запасов нефти категории А + В1 + С1 по месторождениям ПАО "Татнефть" по состоянию на 1 января 2019 года




Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 4. Структура извлекаемых запасов нефти

категории А + В1 + С1 по месторождениям ПАО "Татнефть"

по состоянию на 1 января 2019 года

Рисунок 5. Структура извлекаемых запасов нефти категории А + В1 + С1 по состоянию на 1 января 2019 года по малым нефтедобывающим компаниям Республики Татарстан




Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 5. Структура извлекаемых запасов нефти категории А + В1 + С1 по состоянию на 1 января 2019 года по малым нефтедобывающим компаниям Республики Татарстан



Восполнение добычи нефти запасами, по данным ПАО "Татнефть" и МНК, показано в таблицах 4 и 5.


По состоянию на 2018 год по ПАО "Татнефть" воспроизводство минерально-сырьевой базы составляет 196 процентов, по МНК республики - 167,08 процента.

Таблица 4. Динамика восполнения добычи нефти запасами по ПАО "Татнефть"



Таблица 4

Наименование показателя/годы

2016

2017

2018

Добыча нефти, млн тонн <*>

28,7

28,9

29,5

Прирост запасов, млн тонн <**>

38,7

50,9

58,0

Воспроизводство минерально-сырьевой базы, % <*>

135

176

196

Таблица 5. Динамика восполнения добычи нефти запасами по МНК (по данным МНК)



Таблица 5

Наименование показателя/годы

2014

2015

2016

2017

2018

Добыча нефти, млн тонн

6,9

7,1

7,15

7,258

7,140

Прирост запасов по категории С1 + С2 (с учетом списания запасов), млн тонн, в том числе

8,2

13,7

4,7

13,4

12

за счет текущих ГРР

7,8

13,7

2,9

13,6

4,6

за счет изменения КИН и переоценки

0,4

-2,6

1,8

-0,2

14,3

Воспроизводство минерально-сырьевой базы, %

118,8

193

65,7

184,6

167,08


________________


* по оценке независимой компании "Миллер энд Ленц, Лтд.",


** по данным ПАО "Татнефть"

3.3. Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов Республики Татарстан


Возможности прироста запасов за счет традиционных геологоразведочных работ (далее - ГРР) устойчиво сокращаются по мере увеличения разведанности территории. Татарстан является одной из наиболее разведанных в геологическом отношении территорий среди субъектов Российской Федерации. В настоящее время в республике доля прироста запасов за счет ГРР составляет около 40 процентов. К 2030 году значительная доля прироста будет осуществляться за счет запасов СВН и природных битумов пермских отложений, углеводородов, локализованных в карбонатных коллекторах, трудноизвлекаемых запасов, приуроченных к доманиковым отложениям, наименее изученным к настоящему времени.


При выборе направлений ГРР, наряду с вопросами эффективности интегрального прироста запасов, необходимо руководствоваться вопросами качества запасов, долю которых можно ввести в активную и рентабельную разработку. Для МНК, учитывая ограниченность перспектив опоискования неразведанных участков на лицензионных территориях, а также запасов и ресурсов категорий С2 + С3, приоритетами ГРР должны стать вопросы:


повышения КИН;


переоценки запасов действующих месторождений с уточнением кондиционных значений пород-коллекторов, геолого-гидродинамических моделей;


внедрения инновационных технологий разведки;


доразведки эксплуатируемых месторождений.


В таблице 6 приведены требуемые объемы поисково-разведочного бурения, обеспечивающие расширенное воспроизводство запасов. За период 2017 - 2030 годов прирост запасов по Республике Татарстан составит 563,2 млн тонн, суммарный объем добычи нефти - 558,01 млн тонн.


Стабилизация добычи нефти в Республике Татарстан с небольшими темпами прироста в 2016 - 2030 годах будет обеспечена за счет:


роста объемов поисково-разведочного бурения;


увеличения объема бурения скважин по уплотненной сетке и скважин с горизонтальными окончаниями по новым технологиям (горизонтальные скважины на девонские отложения, боковые горизонтальные стволы на разрабатываемых месторождениях);


применения тепловых методов для увеличения КИН при разработке месторождений с высоковязкой нефтью (закачка горячей воды на Беркет-Ключевском месторождении ЗАО "Охтинойл);


внедрения системных технологий МУН;


расширения объемов работ по вводу в разработку месторождений (залежей) битуминозных нефтей тепловыми методами;


ввода в эксплуатацию залежей, участков со слабопроницаемыми коллекторами;


внедрения новых технологий разработки залежей ВВН и СВН (таблица 7).

Таблица 6. Объемы прироста запасов, сейсморазведочных работ, поисково-разведочного бурения



Таблица 6

Наименование показателя/годы

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2017 - 2030

ПАО "Татнефть"

Прирост запасов всего <*>, млн тонн

29,5

29,8

29,8

30,5

31,3

32,7

33,9

34,9

35,6

35,6

35,2

34,4

33,7

32,9

459,8

Объемы сейсморазведочных работ, в том числе

2Д, пог. км

678

0

280

90

90

90

90

90

90

90

90

90

90

90

1948,0

3Д, кв. км

412

0

558

600

600

600

600

600

600

600

600

600

600

600

7570,0

Объем поисково-разведочного бурения, тыс. метров

16,0

18,1

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

18,0

250,1

МНК

Прирост запасов, млн тонн

13,4

12

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

103,4

Объемы сейсморазведочных работ, в том числе

2Д, пог. км

1146

0

0

0

0

0

0

200

0

200

0

0

0

0

1546,0

3Д, кв. км

74

550

81,7

0

0

0

100

0

100

0

100

32

137

0

1174,7

Объем поисково-разведочного бурения, тыс. метров

12,2

12

12,8

7,9

4,7

4,85

7,9

1

6,4

2,1

2,25

0

1,25

0

75,4

Всего по РТ

Прирост запасов, млн тонн

42,9

41,8

36,3

37

37,8

39,2

40,4

41,4

42,1

42,1

41,7

40,9

40,2

39,4

563,2

Объем поисково-разведочного бурения, тыс. метров

28,2

30,1

30,8

25,9

22,7

22,85

25,9

19

24,4

20,1

20,25

18

19,25

18

325,5


________________


* без учета списания по Республике Татарстан (А + В1 + С1 + В2 + С2)

Таблица 7. Объемы добычи нефти, эксплуатационного бурения и ввода новых добывающих скважин



Таблица 7

Наименование показателя / годы

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2017 - 2030

ПАО "Татнефть"

Добыча нефти, тыс. тонн в том числе

28 375

28 988

28 989

32 472

33 474

34 358

35 088

35 581

35 766

35 683

35 365

34 681

33 991

33 271

466 082

добыча СВН,

тыс. тонн

1 620

1 949

2 667

3 187

3 191

3 086

3 082

3 078

2 994

2 940

2 894

2 618

2 349

2 075

37 730

Эксплуатационное бурение <*>, тыс. метров

927

585

898

1 519

1 563

1 530

1 499

1 440

1 323

1 020

888

773

724

681

15 370

Ввод новых добывающих скважин

839

410

814

1 125

1 099

1 072

1 101

1 032

904

791

628

535

504

481

11 335

Бурение вторых боковых стволов (БС, БГС)

69

105

57

299

313

351

364

387

383

386

358

377

389

385

4 223

МНК

Добыча нефти,

тыс. тонн

7 201

7 139

6 889

6 801

6 706

6 583

6 484

6 391

6 351

6 342

6 241

6 193

6 133

6 057

91 511

Эксплуатационное бурение, тыс. метров

344

326

264

225

206

232

233

218

228

216

218

205

211

183

3 309

Ввод новых добывающих скважин

205

245

190

177

163

184

190

179

191

186

176

171

176

146

2 579

Всего по РТ

Добыча нефти,

тыс. тонн

35 701,1 <**>

36 418,7 <**>

35 878

39 273

40 180

40 941

41 572

41 972

42 117

42 025

41 606

40 874

40 124

39 328

558 010

Эксплуатационное бурение, тыс. метров

1 271

911

1 162

1 744

1 769

1 762

1 732

1 658

1 551

1 236

1 106

978

935

864

18 679

Ввод новых добывающих скважин

1 044

655

1 004

1 302

1 262

1 256

1 291

1 211

1 095

977

804

706

680

627

13 914


________________


* с учетом бурения на СВН


** с учетом ПАО АНК "Башнефть"


Ухудшение структуры запасов нефти по мере истощения действующих месторождений, малых размеров вновь открываемых месторождений, а также технологическое отставание от передового уровня в ряде направлений по извлечению трудноизвлекаемых запасов нефти (сланцевая, тяжелая) и чрезмерная ориентация на импорт некоторых видов оборудования, технологий, программного обеспечения (вместо развития собственной науки и инженерии) создают реальную угрозу энергетической безопасности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.


В этих сложных условиях созданные в Республике Татарстан научно-технологические полигоны для апробации и объективной оценки эффективности техники и технологий российских производителей "Доманик" и "Битум" являются стратегической инициативой и должны дать импульс ускорению развития фундаментальных, прикладных научных исследований, созданию и внедрению новейшей отечественной техники и технологий разработки трудноизвлекаемых запасов нефти. Быстрое совершенствование нефтегазовых технологий стало за последнее десятилетие ключевым фактором развития нефтегазовой отрасли.


Для отработки технологий разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами создан научный полигон на Восточном борту Мелекесской впадины, включающий 18 месторождений с высоковязкой нефтью с трудноизвлекаемыми запасами.


Опробованы и предложены для распространения и тиражирования следующие технологии:


1) ЗАО "Карбон-ойл" создана система разработки Некрасовского месторождения с горизонтальными и многозабойными скважинами;


2) УК "Шешмаойл" изучен опыт проппантных гидроразрывов карбонатных пластов и влияния сетки скважин на нефтеотдачу пластов и объемы добычи нефти;


3) ЗАО "Татех" результаты гидродинамических исследований ООО "Черный ключ" позволили выбрать направление стволов скважин при горизонтальном бурении на Демкинском месторождении. Производится сгущение сетки скважин на Демкинском месторождении на турнейский ярус и бобриковский горизонт (в настоящее время 300 x 300 по прямоугольной сетке);


4) АО "Татнефтепром-Зюзеевнефть" готовит Зюзеевское месторождение для применения тепловых методов, создается постоянно действующая геологическая модель, применяются горизонтальные скважины на Зюзеевском месторождении, на месторождениях ЗАО "Селенгушнефть", имеется возможность уплотнения сетки скважин по мере выработки отдельных пластов. Применяется метод обработки призабойной зоны (далее - ОПЗ) с предварительным восстановлением давления в прискважинной зоне "циклический отбор и закачка";


5) ЗАО "Предприятие "Кара-Алтын" детально и углубленно изучено Аканское месторождение с научной точки зрения. Привлечены научные силы Академии наук Республики Татарстан, Сибирского отделения Академии наук, получены результаты работы Плотниковой И.Н. и Морозова В.М. по изучению керна (Академии наук Республики Татарстан), Алтуниной Л.К. - по адаптации методов (реагентов) для воздействия на пласты и изоляции вертикальных трещин по Аканскому месторождению (Сибирское отделение Академии наук Российской Федерации) и др.;


6) ЗАО "Татнефтеотдача" в настоящее время ведет работу по подготовке Степно-озерского месторождения к применению тепловых методов;


7) АО "ГРИЦ" в целях эффективности применения технологии локального ГРП с зарядом газодинамического разрыва пласта обеспечило прирост дебитов 2 - 3 тонны с продолжающимся эффектом;


8) ГК "Ойлэкт" (ТНГК-Развитие) на Сунчелеевском месторождении применяются технологии высокоскоростной солянокислотной обработки (СКО), большеобъемной солянокислотной обработки (БСКО), внедряются технологии одновременно-раздельной эксплуатации ОРЭ на верей/башкирские отложения.


В целом новые технологии разведки и разработки активно внедряются всеми МНК. За счет инноваций добывается 23 процента всей нефти МНК.


Состояние работ по внедрению новых технологий в рамках "работы научного полигона для испытания МУН на Восточном борту Мелекесской впадины" рассмотрено на заседании Координационного совета МНК, и опыт работы МНК в рамках научного полигона признан положительным.


Для проведения фундаментальных научно-исследовательских и опытно-промышленных работ по исследованию карбонатных и низкопроницаемых коллекторов с высоковязкими нефтями на месторождениях (технологии увеличения нефтеотдачи пластов с использованием газового, водогазового и парогазового воздействия на пласт, а также применение закачки горячей воды) требуется государственная поддержка МНК (в первую очередь - на месторождениях научного полигона на Восточном борту Мелекесской впадины).


Первоочередные резервы прироста запасов и добычи нефти в Республике Татарстан приведены в таблице 8.

Таблица 8. Потенциал увеличения запасов углеводородов и нефтедобычи в Республике Татарстан



Таблица 8

Мероприятия и ресурсы

Ожидаемые результаты

Традиционные нефтяные объекты

Инновационное проектирование разработки

По крупнейшим месторождениям, находящимся на поздней стадии разработки:

применение новых методов геологических исследований пород и пластовых флюидов, новых методов геофизических и гидродинамических интерпретаций скважин;

создание новых геолого-гидродинамических моделей;

применение новых систем разработки;

внедрение новейших МУН на высокообводненных участках залежи, специальных режимов эксплуатации, автоматизированных систем контроля и учета водопотребления;

разработка способов извлечения части остаточных запасов нефти

Прирост извлекаемых запасов около 1 млрд тонн. Увеличение КИН с 0,4 - 0,5 до 0,6 - 0,7

По мелким и средним месторождениям, дающим более 38 процентов добычи Республике Татарстан:

разработка залежей в карбонатных коллекторах (балансовые запасы - 2,6 млрд тонн, извлекаемые - 440 млн тонн, КИН - 0,17, от 0,11 до 0,25);

разработка залежей нефти повышенной вязкости и высоковязких нефтей (КИН - от 0 до 0,3)

Прирост извлекаемых запасов на 400 млн тонн. Увеличение КИН до 0,25 - 0,4

3.4. Развитие нефтедобычи в Республике Татарстан


Дальнейшее развитие нефтедобычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, связано с решением задач:


повышения нефтеизвлечения дренируемых запасов;


обеспечения ввода в активную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти путем внедрения третичных методов увеличения нефтеотдачи пластов.


Широкое применение осваиваемых нефтяными компаниями Татарстана технологий горизонтального бурения (горизонтальные скважины, разветвленные горизонтальные скважины, боковые стволы), бурения скважин по уплотненной сетке, одновременно-раздельной эксплуатации скважин и тепловых методов позволяют эффективно наращивать добычу нефти из дренируемых запасов.


На малоэффективных месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти необходимы совершенно новые подходы к разработке. Главным условием обеспечения их рентабельной разработки является выделение оптимальных размеров эксплуатационных объектов с близкими коллекторскими свойствами, типом коллекторов и насыщающих их флюидов. В условиях Республики Татарстан наибольшее применение нашли разработанные специалистами Татарстана комплексные технологии повышения эффективности разработки залежей нефти:


в слабопроницаемых и глинистых терригенных коллекторах;


в терригенных коллекторах, содержащих ВВН;


в карбонатных коллекторах.


Планируемые до 2030 года объемы дополнительной добычи нефти за счет МУН и ОПЗ показаны соответственно на рисунке 6.

Рисунок 6. Планируемые до 2030 года объемы дополнительной добычи нефти за счет МУН и ОПЗ



Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 6. Планируемые до 2030 года объемы дополнительной добычи нефти за счет МУН и ОПЗ



На рисунке 7 приведены направления обеспечения воспроизводства запасов по МНК до 2030 года.

Рисунок 7. Направления обеспечения воспроизводства запасов по МНК



Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 7. Направления обеспечения воспроизводства запасов по МНК



Перспективный объем добычи нефти, по экспертным данным Академии наук Республики Татарстан, в целом по республике, по ПАО "Татнефть" и МНК представлен на рисунке 8.

Рисунок 8. Добыча нефти по Республике Татарстан до 2030 года, млн тонн



Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)


Рис. 8. Добыча нефти по Республике Татарстан до 2030 года, млн тонн



В целях обеспечения устойчивой нефтедобычи, расширенного воспроизводства запасов углеводородного сырья необходимо:

Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)

Название документа: Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 6 августа 2019 года)

Номер документа: 41-ЗРТ

Вид документа: Закон Республики Татарстан

Принявший орган: Государственный Совет Республики Татарстан

Статус: Действующий

Опубликован: "Республика Татарстан", N 83, 18.06.2015 (Закон), Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, 18.06.2015, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.06.2015, "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2015, N 6 (II часть), ст. 522.
Дата принятия: 17 июня 2015

Дата редакции: 06 августа 2019