ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2013 года N 105

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"

(в редакции Постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 07.03.2014 N 113, от 12.05.2014 N 209, от 25.06.2015 N 361, от 10.11.2016 N 571, от 10.05.2017 N 174)

В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", Правительство Чукотского автономного округа постановляет:

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 10.11.2016 N 571)

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Чукотском автономном округе".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Подлесный Е.В.).

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 10.11.2016 N 571)

Председатель Правительства
Р.В.КОПИН



Согласовано
Заместитель Министра
труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.В.ВОВЧЕНКО
14 марта 2013 года


Утвержден
Постановлением Правительства
Чукотского автономного округа
от 21 марта 2013 года N 105

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 10.05.2017 N 174)

I. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ"


1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Чукотском автономном округе" направлена на развитие системы социального обслуживания в Чукотском автономном округе, повышение ее уровня, качества и эффективности, обеспечение доступности социальных услуг.

Для решения указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности в труде и поднятия престижа профессии социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам услуг социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.

По состоянию на 1 января 2017 года система социального обслуживания в округе представлена тремя организациями социального обслуживания, подведомственными Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа, которые предоставляют социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах.

Расходы на социальное обслуживание предусматриваются ежегодно в бюджете Чукотского автономного округа, а также за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности:


Годы

Расходы на социальное обслуживание, тыс. руб.

В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб.

Доля фонда оплаты труда в общих расходах, %

Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. руб.

Доля в общем фонде оплаты труда, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

в том числе

в том числе

доля внебюджетных средств, %

средства окружного бюджета

внебюджетные средства

средства окружного бюджета

внебюджетные средства

средства окружного бюджета

внебюджетные средства

2013

320 616,9

310 235,1

10 381,8

3%

190 047,5

190 047,5

0

0

59%

71 206,8

71 206,8

71 206,8

0%

37%

2014

342 468,6

328 074,1

14 394,5

4%

246 969,4

246 613,7

355,7

0,1%

72%

32 216,2

32 041,0

32 041,0

0,5%

13%

2015

351 411,0

335 008,7

16 402,3

5%

254 449,2

250 168,1

4 281,1

1,7%

72%

32 522,4

32 402,6

32 402,6

0,4%

13%

2016

377 642,0

359 829,9

17 812,1

5%

281 020,8

275 550,1

5 470,7

1,9%

74%

36 499,2

36 444,7

36 444,7

0,1%

13%

2017 (план)

430 390,4

411 990,4

18 400,0

4%

319 874,8

314 174,8

5 700,0

1,8%

74%

48 032,3

47 932,3

47 932,3

0,2%

15%

2018 (план)

430 390,4

411 990,4

18 400,0

4%

319 874,8

314 174,8

5 700,0

1,8%

74%

65 203,9

65 103,9

65 103,9

0,2%

20%



В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ) принят Закон Чукотского автономного округа от 12 ноября 2014 года N 116-ОЗ "О реализации полномочий органов государственной власти Чукотского автономного округа в сфере социального обслуживания граждан на территории Чукотского автономного округа" (далее - Закон Чукотского автономного округа от 12 ноября 2014 года N 116-ОЗ), утверждены стандарты предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, тарифы на предоставление социальных услуг и др.

С 1 января 2015 года предоставление социального обслуживания осуществляется на основании индивидуальной программы получателей социальных услуг в соответствии с договорами, заключенными между гражданами и поставщиками социальных услуг. При предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности гражданина, признанного нуждающимся в получении социальных услуг, в том числе с учетом состояния его здоровья и способности к самообслуживанию.

Предоставление социальных услуг осуществляется на основании тарифов, разработанных с учетом подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 16 марта 2015 года N 170.

В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 12 ноября 2014 года N 116-ОЗ установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания бесплатно в размере 25000 рублей, но не менее полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Чукотском автономном округе для основных социально-демографических групп населения.

Помимо граждан, социальные услуги которым предоставляются бесплатно, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, в Чукотском автономном округе расширена категория лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание:

инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны;

инвалиды 1 группы;

получатели социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, на переходный период до 1 марта 2015 года;

семьи, находящиеся в социально опасном положении, и семьи, имеющие детей-инвалидов;

граждане, родившиеся в период с 9 мая 1927 года по 8 мая 1945 года - "дети войны".

Социальное обслуживание на дому осуществляет Государственное бюджетное учреждение "Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения" (далее - Центр), которое осуществляет деятельность, направленную на оказание постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи.

Деятельность по социальному обслуживанию осуществляют 7 филиалов Центра в районах округа и 36 пунктов социального обслуживания в сельских населенных пунктах. В каждом филиале работает отделение социального обслуживания, в составе каждого пункта социального обслуживания - социальный работник и специалист по социальной работе.

В 2016 году были обслужены 429 получателей социальных услуг, что на 55 (15%) получателей больше аналогичного показателя прошлого года. Среди них граждане пожилого возраста и инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, а также семьи, находящиеся в социально опасном положении. Социальное обслуживание на дому осуществляли 44,8 социальных работников. Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника составил 9,6.

Для обеспечения доступности медико-социальных услуг наиболее уязвимым категориям населения между Центром и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Чукотская окружная больница" заключен договор о совместной организации работы службы "Мобильная бригада". По состоянию на 31 декабря 2016 года в округе функционировала 41 мобильная бригада. В 2016 году мобильными бригадами обслужено 283 человека, что на 35 человек больше (12%), чем в 2015 году. Деятельность "мобильных бригад" направлена на оказание адресной социально-медицинской, оперативной социальной и психологической помощи, а также лекарственное обеспечение.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания "Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" - единственная на территории региона организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет полустационарное и стационарное социальное обслуживание. На 1 января 2017 года открыто 6 групп, в которых находится 43 человека, из них 11 человек - в группе временного пребывания, 32 человека - в группе круглосуточного пребывания. Кроме того, 27 воспитанников учреждения проживают и обучаются в образовательных организациях Чукотского автономного округа, когда они прибывают на летние каникулы, в социально-реабилитационном центре открываются дополнительные группы.

Развивается система сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае выявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи в период социализации, над ними устанавливается постинтернатное сопровождение, предусматривающее различные формы оказания помощи в социальной адаптации лицам указанной категории как в возрасте до 18 лет, так и в возрасте от 18 лет и старше, подготовке их к самостоятельной жизни, принимаются меры по защите их прав и законных интересов. В 2016 году 58 гражданам, не достигшим возраста двадцати трех лет и завершившим пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были оказаны услуги по постинтернатному сопровождению.

В регионе численность семей, имеющих детей, на 1 января 2017 года составила 7264 семьи. Из них малоимущих семей - 2210, в них детей - 3878, многодетных семей - 879, в них детей - 2981. Семей, находящихся в социально опасном положении, - 268, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 677, из них 32 проживают в окружном социально-реабилитационном центре.

По результатам проведенной в 2016 году экспертной оценки соответствия организации социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" случаев несоответствия социально-реабилитационного центра указанным требованиям не установлено.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Чукотском автономном округе осуществляет Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Анадырский окружной психоневрологический интернат", рассчитанный на 106 койкомест. В Интернате, по состоянию на 1 января 2017 года, проживает 103 получателя социальных услуг, что на 4 получателя больше (4%), чем в аналогичном периоде прошлого года. По состоянию на 1 января 2017 года в списках очередников на получение стационарного социального обслуживания состояло 2 человека (по состоянию на 1 января 2016 года - 4 человека). До 2018 года имеющаяся очередность будет ликвидирована.

Граждане, нуждающиеся в стационарном социальном обслуживании, ранее приехавшие в округ из других регионов Российской Федерации, предпочитают выезд на проживание в стационарные организации с более благоприятными климатическими условиями. Округ сотрудничает на договорных условиях со стационарными организациями социального обслуживания, расположенными в Омской и Пензенской областях, и осуществляет оплату проживания за счет средств окружного бюджета. В организациях стационарного социального обслуживания Омской и Пензенской областей, по состоянию на 1 января 2017 года, проживает 68 граждан, ранее прибывших из Чукотского автономного округа.

Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице:


Форма социального обслуживания

2013 год (факт)

2014 год (факт)

2015 год <*> (факт)

2016 год (факт)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

Кол-во получателей

Кол-во оказанных услуг

Кол-во получателей

Кол-во оказанных услуг

Кол-во получателей

Кол-во оказанных услуг

Кол-во получателей

Кол-во оказанных услуг

Кол-во получателей

Кол-во оказанных услуг

Кол-во получателей

Кол-во оказанных услуг

В стационарной форме социального обслуживания, всего

97

497

243

3 792

195

925 370

211

938 848

185

918 340

186

918 340

В полустационарной форме социального обслуживания

<1>

-

13

899

19

5 602

16

6 330

12

4 747

12

4 747

В форме социального обслуживания на дому

305

204 871

337

185 231

374

64 548

429

90 413

435

79 454

440

84 934

Срочные социальные услуги

1 569

153 257

2 312

286 138

250

924

275

1 666

295

1770

295

1 770

Всего

1 971

358 128

2 905

473 514

838

996 144

931

1 037257

927

899 991

933

905 471

________________

<1> социально-реабилитационный центр, осуществляющий полустационарное и стационарное социальное обслуживание, вошел в структуру сети организаций социального обслуживания Чукотского автономного округа с 2014 года, в связи с чем учетных данных по полустационарному обслуживанию за 2013 год не имеется.


С 2015 года изменился порядок учета граждан, получающих социальные услуги. Ранее получатель социальных услуг неоднократно мог учитываться при оказании социальных услуг (особенно срочных социальных услуг), в том числе учитывались граждане, получающие меры социальной поддержки. После вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ учет получателей ведется в регистре получателей социальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 5 ноября 2014 года N 516.

Прогнозируемое уменьшение численности граждан, получающих стационарное и полустационарное социальное обслуживание, в 2017 - 2018 годах по сравнению с 2016 годом связано с сокращением численности несовершеннолетних получателей социальных услуг из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2017 года в органах опеки и попечительства состоит на учете 677 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 90% детей находятся на воспитании в замещающих семьях (382 ребенка - в 292 опекунских семьях, 230 детей - в 95 приемных семьях).

Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, осуществляется единственной в округе организацией для детей-сирот - Государственным казенным учреждением социального обслуживания "Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (рассчитано на 65 мест). Число воспитанников по состоянию на 1 января 2017 года составляет 59 человек, из них 2 ребенка-инвалида.

Сокращение численности воспитанников организации для детей-сирот связано с активной государственной политикой органов исполнительной власти Чукотского автономного округа в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи и профилактики социального сиротства, а именно:

проведена реорганизация с 2014 года Окружного детского дома в Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

проведение окружной информационной кампании, направленной на пропаганду семейных форм устройства и профилактику социального сиротства;

высокий уровень мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, отмечается эффективная работа сотрудников социально-реабилитационного центра в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году подготовлен к переходу и передан в семью 21 воспитанник учреждения (в опекунскую семью - 4 ребенка, возвращены в кровную семью 17 детей, в том числе 1 ребенок-инвалид).

Вместе с тем прогнозируется увеличение численности получателей стационарного социального обслуживания из числа пожилых граждан и инвалидов. Так, в 2015 году численность получателей стационарного социального обслуживания в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения "Анадырский окружной психоневрологический интернат" составляла 99 человек, в 2016 году - 103 человека, в 2017 году планируется увеличить численность проживающих до 106 человек.

В 2016 году планировалось обслужить на дому 405 получателей социальных услуг, по итогам 2016 года обслужено 429 получателей социальных услуг. Учитывая сложившийся факт, прогнозируется увеличение количества получателей надомного социального обслуживания: в 2017 - до 435 человек, в 2018 - до 440 человек. Однако, активного прироста получателей из числа пожилого населения не ожидается по причине высокого уровня миграционного оттока населения (особенно граждан старшего поколения) в центральные районы страны. Правительство Чукотского автономного округа оказывает пожилым гражданам поддержку при переселении в климатически благоприятные районы посредством реализации мероприятий государственных программ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»