ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 марта 2013 года N 135-рп

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"]

(в редакции Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.07.2014 N 428-рп, от 20.02.2017 N 82-рп, от 07.07.2017 N 410-рп)


1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - план).

2. Министерству здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики до 1 октября 2013 года обеспечить мониторинг реализации плана.

3. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Ахохова Т.Б.

(в ред. Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.2017 N 82-рп)

И.о. Председателя Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
И.МАРЬЯШ



Утвержден
Распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 1 марта 2013 года N 135-рп

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"

 (в редакции Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.07.2014 N 428-рп, от 20.02.2017 N 82-рп, от 07.07.2017 N 410-рп)


 I. Общее описание "Дорожной карты"


Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - "дорожная карта") является повышение качества оказания медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда путем повышения заработной платы.

Площадь Кабардино-Балкарской Республики составляет 12,47 тыс. квадратных километров. Республиканский центр - городской округ Нальчик с населением 239,3 тыс. чел. В республике проживает свыше 859 тысяч человек, в том числе дети от 0 до 17 лет - 201174, старше трудоспособного возраста 143311, трудоспособного возраста - 514578, что составляет 59,9 процента от общего населения.

Плотность населения - 72 человека на один кв. км.

Естественный прирост населения в 2012 году составил 7,0, в 2011 году - 5,6 на 1000 населения (в Российской Федерации убыль населения составляет 0,9).

В 2012 году родился 13721 ребенок, что на 795 детей больше чем в 2011 году. Показатель рождаемости, по итогам 2012 года, увеличился на 6 процентов и составил 15,9 на 1000 населения против 15 процентов в 2011 году.

Показатель общей смертности в 2012 году снизился на 5,3 процента и составил 8,9 на 1000 населения.

В структуре смертности населения Кабардино-Балкарской Республики в 2012 году преобладали болезни системы кровообращения - 60,8 процента (543,8 на 100 тыс. нас., в Российской Федерации - 729,3), на втором месте - новообразования - 15,3 процента (136,3 на 100 тыс. нас., в Российской Федерации - 201,2), на третьем - внешние причины - 8,4 процента (74,6 на 100 тыс. нас., в Российской Федерации - 139,4), на четвертом - болезни органов пищеварения - 4,9 процента (43,6 на 100 тыс. нас., в Российской Федерации - 60,9), на пятом - болезни органов дыхания - 2,7 процента (24,1 на 100 тыс. нас., в Российской Федерации - 48,1).

Показатель младенческой смертности составил 8,5 на 1000 родившихся живыми, за аналогичный период 2011 года показатель младенческой смертности составлял 5,7 на 1000 живорожденных (в Северо-Кавказском федеральном округе - 13,0, в Российской Федерации - 7,4 - 2011 г., 8,6 - 2012 г.). Недоношенные составили 53 процента от общего числа умерших детей.

Рост младенческой смертности обусловлен переходом с 1 января 2012 года на новые критерии живорождения и возникшей в связи с этим необходимостью регистрации смерти детей весом от 500 граммов.

Показатель материнской смертности в 2012 году составил 7,3, в 2011 году - 15,5 на 100 тыс. родившихся живыми (в Российской Федерации - 16,2). Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются в показателе ожидаемой продолжительности жизни, данный показатель по Кабардино-Балкарской Республике составляет 72,4 года (в Российской Федерации - 68,9 лет).

За период с 2011 по 2012 год общая заболеваемость населения Кабардино-Балкарской Республики снизилась на 0,2 процента (с 100762,7 до 100593,7 на 100 тыс. населения). Показатель в Российской Федерации составляет, по данным 2011 года, 160399,5 на 100 тыс. населения.

В структуре общей заболеваемости населения Кабардино-Балкарской Республики первое место занимают болезни органов дыхания - 19 процентов (19154,9 на 100 тыс. нас.), на втором месте болезни системы пищеварения - 16,8 процента (16902,4 на 100 тыс. нас.), на третьем - болезни органов кровообращения - 12,5 процента (12559,4 на 100 тыс. нас.), далее следовали болезни мочеполовой системы - 8 процентов (8011,4 на 100 тыс. нас.), травмы и отравления - 6,2 процента (6277,6 на 100 тыс. нас.), болезни нервной системы - 6 процентов (6072,2 на 100 тыс. нас.).

В структуре общей заболеваемости детей в 2012 году первое место занимают болезни органов дыхания - 35,2 процента, на втором месте болезни системы пищеварения - 20,2 процента, на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки - 6,4 процента, далее идут травмы и отравления - 5,3 процента, болезни нервной системы - 4,8 процента, болезни глаза - 4,2 процента, болезни эндокринной системы - 3,7 процента.

Число посещений на одного жителя в год составляет 9,3 (2011 г. - 9,2), что несколько ниже чем в среднем по России - 9,4. Количество граждан, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах в 2012 году составило 404,6 на 1000 населения (2011 г. - 389,7), превышая данный показатель по России в целом - 356,0. Очевидно, что при снижении числа посещений в 2012 году наблюдается высокий показатель числа граждан, которым оказана скорая медицинская помощь, что говорит о недостаточно эффективной организации работы первичного звена.

Сеть медицинских учреждений здравоохранения в 2012 году была представлена 128 организациями - это центры, диспансеры, городские, районные, участковые больницы, амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой медицинской помощи, детские санатории и прочие учреждения. Данная структура обеспечивала жителей каждого населенного пункта медицинской помощью, радиус обслуживания населения составляет 4 - 5 км.

Для повышения доступности и качества предоставляемой медицинской помощи в республике действует трехуровневая (трехэтапная) система оказания медицинской помощи.

Первый уровень представлен всеми подразделениями участковых больниц, оказывающими первичную медико-санитарную и стационарную помощь, поликлиниками районов и городов, сельскими врачебными амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами.

Второй уровень представлен центральными районными и городскими больницами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную и стационарную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям, республиканскими центрами и диспансерами. В межмуниципальных центрах развиваются стационарозамещающие технологии (дневные стационары) по специализированным профилям, в перспективе будет внедрен широкий спектр диагностических процедур, лучевая диагностика. Межрайонные стационарные специализированные отделения: педиатрическое, гинекологическое, родильное, хирургическое, травматологическое, урологическое, инфекционное, офтальмологическое, отоларингологическое, фтизиатрическое, - созданы в трех районах республики.

Третий уровень - ГКУЗ "Республиканская клиническая больница", оказывающая специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю травматология-ортопедия. В структуру данного учреждения входит консультативно-поликлиническое подразделение и стационарные отделения, а материально-техническая база и кадры соответствуют уровню оказываемой помощи.

Учреждения здравоохранения 2 и 3 уровней несут организационно-методическую функцию, здесь внедрены выездные формы работы.

В целях оптимизации деятельности медицинских учреждений Кабардино-Балкарской Республики и эффективности функционирования системы здравоохранения, в соответствии с Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 января 2013 года N 8-рп 128 государственных учреждений здравоохранения реорганизованы в 61 со статусом юридического лица. Предложенная централизация учреждений здравоохранения в муниципальных образованиях республики позволит привести коечный фонд в соответствие с федеральными нормативами. На 1 января 2013 года общий коечный фонд медицинских учреждений составляет 8166 коек. В рамках оптимизации коечного фонда сокращена 471 койка круглосуточного пребывания больного, из них 228 преобразованы в койки дневного стационара. Количество коек дневного пребывания при стационарах достигло 715, при амбулаторно-поликлинических учреждениях - 527.

В учреждениях здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики работают 3183 врача и 8658 работников среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения составила 37,0, средним медицинским персоналом - 100,7, данные по Северо-Кавказскому федеральному округу - 37,0 и 81,3 соответственно. В республике обеспеченность врачами на 10 тысяч населения ниже среднероссийского показателя, средним медперсоналом превышает показатель Российской Федерации (соответственно 44,0 и 87,4).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" принято Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 января 2013 года N 22-ПП "О Программе государственных гарантий оказания гражданам в Кабардино-Балкарской Республике бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Средства на реализацию указанной программы предусмотрены в бюджетах всех уровней: федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджета обязательного медицинского страхования. Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2012 года N 101-РЗ утвержден республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. По отрасли "Здравоохранение" выведены показатели финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансовых затрат по программе госгарантий.

В соответствии со статьей 35 пункта 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 2013 года вводится одноканальное финансирование. Структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы обязательного медицинского страхования, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.

Утвержденная стоимость Программы составляет 6008,5 млн. рублей на 859063 постоянного населения, по состоянию на 1 января 2012 года (данные Кабардино-Балкариястата), и застрахованного населения на 1 декабря 2012 года (форма 8) - 765,258 тыс. чел., в том числе за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 1301,7 млн. руб., бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики - 4706,8 млн. рублей (в т.ч. 2171,1 млн. рублей - страховые платежи на неработающее население - республиканский бюджет КБР).

Подушевой норматив на 2013 год - 7665,9 рубля (85 процентов от федерального норматива - 9032,5 рубля). Дефицит Программы в 2013 году - 1359,5 млн. рублей (18,5 процента от расчетной стоимости 7367,7 млн. рублей).

Объемы амбулаторной и стационарозамещающей помощи (посещения и пациенто-дни) на 2013 год установлены в соответствии с государственными заданиями по предложению лечебно-профилактических учреждений с учетом фактического анализа за 2011 год, I полугодие 2012 года и составляют 6989527 посещений (в т.ч. по ОМС - 6330000) и 450500 пациенто-дней (в т.ч. по ОМС - 420000). Расчетное число дней использования койки в году (койко-дней) по стационару определено в соответствии рекомендуемыми нормативами работы коек по Методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р и составляет 2311032 койко-дня (в т.ч. по ОМС - 1850000).

Развитие первичной медико-санитарной помощи в том числе включает в себя развитие стационарозамещающих технологий.

В целях улучшения качества и доступности медицинской помощи населению республики на догоспитальном этапе, повышения эффективности использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов здравоохранения в соответствии с совместным Приказом Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 10.08.2010 N 157-П "Об организации деятельности дневных стационаров медицинских учреждений Кабардино-Балкарской Республики" определен порядок организации работы дневных стационаров, отделений (палат) дневного пребывания лечебно-профилактических учреждений, а также стационаров на дому. Утверждены показания к госпитализации, перечень основных нозологий и показаний к лечению больных, хирургических вмешательств и видов лечебно-диагностической помощи, оказываемых в дневных стационарах.

Доступность медицинской помощи гражданам старших возрастных групп обеспечивается через проведение углубленного диспансерного обследования инвалидов, ветеранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Широкое распространение получила выездная форма обслуживания специализированных медицинских бригад на дом для обследования пациентов с обязательным участием врачей-специалистов по профилю заболевания. В 2011 году диспансеризацией охвачены 100 процентов инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним. По результатам проведенного углубленного диспансерного обследования все нуждающиеся ветераны получают необходимое лечение. Организован активный патронаж одиноких ветеранов, в том числе проживающих в отдаленных пунктах.

В рамках Республиканской целевой программы "Программа модернизации системы здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа модернизации), утвержденной Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 2011 года N 72-ПП, создана служба неотложной медицинской помощи на базах городских поликлиник г.о. Нальчик и поликлинических отделений ГБУЗ "Городская больница" г.о. Баксан в виде бригад неотложной медицинской помощи в составе терапевтических и педиатрических отделений. В состав бригады входят: врач-терапевт (педиатр), фельдшер (медицинская сестра) и водитель.

Вызовы бригадам неотложной медицинской помощи передаются как диспетчером оперативного отдела ГКУЗ "Станция скорой медицинской помощи", так и медицинским регистратором поликлиники.

Для оснащения диспетчерских пунктов неотложной медицинской помощи в поликлиниках приобретены 22 дежурных автомобиля; диспетчерские пункты при поликлиниках оснащены оргтехникой, рацией, медицинским оборудованием, мебелью.

Особое внимание в республике уделяется здоровью сельского населения. Учреждения здравоохранения в сельской местности представлены центральными районными больницами, участковыми больницами, сельскими врачебными амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерскими пунктами. Врачебная помощь населению организована во всех сельских населенных пунктах республики. Ежегодно увеличивается количество посещений фельдшерско-акушерских пунктов, а также посещений на дому. Это связано с активным привлечением медицинских работников к подворовым обходам с целью раннего выявления заболеваний и профилактики обострения хронических заболеваний у хронических больных. Во время осмотров проводится санитарно-разъяснительная работа, рекомендации по питанию, образу жизни, уходу за тяжелыми больными, а при необходимости оказывается неотложная помощь. Треть пациентов обращаются для проведения различных процедур (инъекции, забор крови и мочи на анализы, иммунизация и др.).

В 2011 - 2012 годах количество фельдшерско-акушерских пунктов увеличено с 24 до 29. Сельских врачебных амбулаторий всего 84, из них 52 амбулатории - самостоятельные и 32 амбулатории, входящие в состав районных больниц. В целом сеть амбулаторно-поликлинических учреждений республики соответствует нормативам. В то же время увеличение числа фельдшерско-акушерских пунктов в соответствии с федеральными нормативами не предусматривается в связи отработанной маршрутизацией сельского населения из близлежащих населенных пунктов в центральные районные больницы, наличием развитой сети дорог и надежным транспортным сообщением.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие сел до 2013 года" ведется строительство фельдшерско-акушерских пунктов, с декабря 2011 года начато строительство районного больничного комплекса в селе Анзорей мощностью на 120 коек (хирургического, неврологического и терапевтического профилей).

Основой системы здравоохранения являются квалифицированные медицинские кадры, их профессиональная квалификация. Дефицит узких специалистов в первичном звене привел к необходимости увеличения в республике врачей общей практики. В настоящее время в республике работают 22 врача общей практики, что позволило оптимизировать работу и увеличить доступность медицинской помощи на селе. Во всех районах республики функционирует 22 офиса (кабинетов) врачей общей практики.

В целях оказания более квалифицированной амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению с учетом дефицита специалистов в районном звене здравоохранения в настоящее время в ряде специализированных медицинских учреждений республики определено кураторство специалистов за определенными районами, в функции которых входит оказание профилактической, лечебной, организационно-методической помощи.

Планируется переподготовка узких специалистов для работы в сельской местности, что позволит создать выездные бригады специалистов в районных больницах для консультаций и лечения жителей отдаленных сельских поселений на местах.

С целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям в сельской местности на основе современных информационных технологий будет создана врачебно-диспетчерская служба: пациенты из районов смогут записываться на прием к узким специалистам по месту жительства в наиболее удобное для них время. Проблему профессиональной изолированности медицинских работников небольших населенных пунктов снимет создание единого информационного пространства отрасли. С целью организации обмена телемедицинскими данными запланировано создание 2 телемедицинских центров в ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" и ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница", а также 10 телемедицинских пунктов на базе городских и районных больниц.

Служба медицинской профилактики Кабардино-Балкарской Республики представлена Центром медицинской профилактики, 3 центрами здоровья, созданными в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", 31 кабинетом медицинской профилактики. Планируется оснащение Центров здоровья мобильными диагностическими комплексами, приобретение комплекса для проведения диспансеризации населения в рамках Программы модернизации здравоохранения.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 N 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака" в случае, если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в лечебно-профилактическое учреждение к врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения. Подобная организация маршрутизации пациентов устанавливает тесное взаимодействие центров здоровья и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Особое внимание при формировании и реализации Программы модернизации уделено совершенствованию медицинской помощи детям и матерям. Открыто отделение второго этапа выхаживания новорожденных на 20 коек в ГБУЗ "Перинатальный центр", общее количество коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных в учреждениях детства и родовспоможения республики увеличено с 24 до 49, в том числе 13 в муниципальных районах республики. На базе ГБУЗ "Перинатальный центр" и ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" внедряются технологии выхаживания новорожденных детей с экстремально низкой массой тела, развивается неонатальная хирургия.

Успешно функционируют реабилитационное отделение для детей на 35 коек на базе ГКУЗ "Дом ребенка специализированный", центр помощи беременным в кризисных ситуациях для оказания медицинской и психологической помощи беременным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в ГБУЗ "Медицинский консультативно-диагностический центр". Реализуется диспансеризация 14-летних подростков, в 2011 - 2012 годах осмотрено 20200 детей.

Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению будет продолжено путем развития офисов общей врачебной практики, расширения выездной работы в составе врачебных бригад. Необходимо создание системы оказания медицинской помощи, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров, развитие новых форм оказания медицинской помощи: стационарозамещающих и выездных методов работы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»