ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 мая 2011 года N 334-рП


Об утверждении Концепции развития торговли в Пензенской области на 2011 - 2026 годы

(с изменениями на 23 сентября 2022 года)

(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 26.08.2011 N 511-рП, от 14.12.2011 N 792-рП, от 14.03.2012 N 114-рП, от 29.03.2013 N 149-рП, от 07.05.2014 N 230-рП, от 12.12.2014 N 651-рП, от 17.04.2015 N 166-рП, от 16.05.2017 N 221-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, от 23.09.2022 N 681-рП)




В целях развития сферы торговли на территории Пензенской области, направленной на удовлетворение потребностей населения в товарах, обеспечение высокого качества торгового обслуживания на основе дальнейшего развития инфраструктуры потребительского рынка Пензенской области, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торговли, создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Пензенской области и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):


1. Утвердить прилагаемые:


1.1. Концепцию развития торговли в Пензенской области на 2011 - 2026 годы (далее - Концепция).


(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, от 23.09.2022 N 681-рП)


1.2. План мероприятий по реализации Концепции развития торговли в Пензенской области на 2011 - 2026 годы.


(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, от 23.09.2022 N 681-рП)


2. Министерству сельского хозяйства Пензенской области совместно с Министерством внутренней и информационной политики Пензенской области обеспечить координацию работы исполнительных органов Пензенской области во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области в реализации Концепции.


(п. 2 в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 23.09.2022 N 681-рП)


3. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы государственной политики и агропромышленного комплекса.



Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ



Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 30 мая 2011 г. N 334-рП



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2026 ГОДЫ

(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, от 23.09.2022 N 681-рП)




1. Общие положения


Развитие сферы торговли на территории Пензенской области, является одним из условий для комплексного и эффективного решения на уровне региона задач экономического, социального характера, развития торговой отрасли, направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры потребительского рынка Пензенской области, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торговли, создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Пензенской области и обеспечивающей дистрибуцию для производителей и максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных товарах (физическая, ценовая доступность товаров), обеспечение высокого качества торгового обслуживания.


Концепция развития торговли на территории Пензенской области на 2011 - 2026 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями).


(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, от 23.09.2022 N 681-рП)


При написании Концепции использованы материалы проведенного мониторинга и анализа развития торговой отрасли на территории Пензенской области, соседних с регионом областей, республик, входящих в состав Приволжского федерального округа и в целом Российской Федерации. Необходимо отметить, что проблемы развития торговли в основном характерны для всех исследованных субъектов, с незначительными особенностями, вызванными географическим месторасположением, климатическими условиями, национальными предпочтениями и интересами.


Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении роста уровня жизни населения. Развитие сектора торговли способно оказывать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализуется данная функция, как правило, через два механизма:


- влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки при наличии у первых достаточной рыночной власти;


- снижение удельных издержек в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий.


Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и по доступным ценам. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из индикаторов, отражающих качество жизни в регионе.


Развитая торговля, предъявляя необходимые стандарты качества к поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в борьбе государства за безопасность здоровья и жизни населения. Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю.


Сектор розничной торговли может выступать опережающим индикатором развития экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.


Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни региона и ее граждан. Неэффективное развитие сектора может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, продовольственную безопасность и здоровье населения Пензенской области.


Задачами в рамках реализации Концепции будет оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей в сложившихся экономических условиях.



2. Состояние сферы торговли в Пензенской области


(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 23.09.2022 N 681-рП)



Торговлю Пензенской области представляют более 10 тыс. стационарных предприятий потребительского рынка, численность занятых в предприятиях розничной торговли составляла 18,5 тыс. человек, это 6,0% от общей численности работников организаций всех видов экономической деятельности по области.


Оборот розничной торговли в 2021 году в основном сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), - 95,7%. Доля продажи на розничных рынках и ярмарках в обороте розничной торговли в 2021 году составила 4,3%.


В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов (с учетом напитков) и табачных изделий в 2021 году составил 47,3%, непродовольственных товаров 52,7%.


Населению области в 2021 году продано пищевых продуктов (с учетом напитков) и табачных изделий на 124909,9 млн. руб., непродовольственных товаров на 139252,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составило к уровню 2020 года соответственно, 103,4 и 115,0%.


Оборот розничной торговли на душу населения по сравнению с 2020 годом вырос на 16,4% и составлял 199,3 тыс. рублей.


Особая роль внутренней торговли потребительскими товарами в экономике предопределяет повышенное государственное внимание к развитию данной отрасли. Внутренняя торговля стимулирует развитие производства, транспорта, связи и других отраслей, вносит весомый вклад в ВВП, обеспечение налоговых поступлений. Торговля имеет стратегическое значение для обеспечения социально-экономической стабильности, так как в результате удовлетворения потребительского спроса обеспечивается доступность необходимых для жизнедеятельности товаров, которая в свою очередь определяет динамику инфляционных процессов, структуру денежных расходов и динамику денежных доходов.



3. Основные цели и задачи Концепции


Реализация Концепции предполагает достижение целей и решение задач в секторе торговли и играет значимую роль в обеспечении роста уровня жизни населения Пензенской области.


Задачами в рамках реализации Концепции будет оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей в сложившихся экономических условиях.


Основными целями Концепции являются:


- повышение социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли;


- создание на территории Пензенской области современной инфраструктуры торговли, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения Пензенской области площадью торговых объектов, сбалансированного развития различных форматов торговых предприятий (от оптового звена до мелкой розницы), обеспечивающих формирование эффективной системы товародвижения;


- повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере торговли, для удовлетворения потребностей населения, в том числе социально незащищенного, в качественных и доступных товарах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой на территории Пензенской области продукции;


- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, снижение административных барьеров при осуществлении торговой деятельности хозяйствующими субъектами.


Цели Концепции могут быть достигнуты за счет выполнения следующих задач:


- реализация положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) в Пензенской области;


- содействие продвижению продукции пензенских товаропроизводителей на потребительском рынке Пензенской области;


- оптимизация размещения торговых объектов и построения эффективной торговой системы на территории Пензенской области, в том числе содействие в создании и функционировании логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами;


- развитие субъектов потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;


- создание условий для взаимодействия между субъектами торговли и региональными сельхоз- и товаропроизводителями с целью установления прямых хозяйственных связей;


- содействие осуществлению мер по защите прав потребителей;


- определение и реализация комплекса мер социального и организационного характера, направленных на повышение экономической (ценовой) доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530), обеспечение бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте, не допуская возникновения ажиотажного спроса;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»