ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 года N 1102


О государственной программе "Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2014 - 2020 годы"

(с изменениями на 21 декабря 2020 года)

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 04.08.2014 N 665, от 15.12.2014 N 1144, от 29.12.2014 N 1197, от 01.06.2015 N 459, от 28.09.2015 N 797, от 16.11.2015 N 942, от 28.12.2015 N 1206, от 27.06.2016 N 560, от 12.07.2016 N 627, от 03.10.2016 N 877, от 28.11.2016 N 1061, от 28.11.2016 N 1073, от 26.12.2016 N 1182, от 01.03.2017 N 220, от 26.06.2017 N 569, от 21.08.2017 N 746, от 18.09.2017 N 835, от 25.12.2017 N 1187, от 22.01.2018 N 50, от 29.01.2018 N 70, от 23.07.2018 N 662, от 27.08.2018 N 771, от 22.10.2018 N 931, от 10.12.2018 N 1106, от 21.01.2019 N 43, от 01.04.2019 N 321, от 15.04.2019 N 362, от 29.07.2019 N 699, от 19.08.2019 N 777, от 18.11.2019 N 1067, от 26.11.2019 N 1108, от 02.12.2019 N 1148, от 23.12.2019 N 1296, от 13.01.2020 N 12, от 23.03.2020 N 276, от 15.06.2020 N 695, от 10.08.2020 N 931, от 14.12.2020 N 1465, от 21.12.2020 N 1500, от 21.12.2020 N 1526)



Правительство области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2014 - 2020 годы".


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 01.03.2017 N 220)


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 28 октября 2013 г. N 1102



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 01.03.2017 N 220, от 26.06.2017 N 569, от 21.08.2017 N 746, от 18.09.2017 N 835, от 25.12.2017 N 1187, от 22.01.2018 N 50, от 29.01.2018 N 70, от 23.07.2018 N 662, от 27.08.2018 N 771, от 22.10.2018 N 931, от 10.12.2018 N 1106, от 21.01.2019 N 43, от 01.04.2019 N 321, от 15.04.2019 N 362, от 29.07.2019 N 699, от 19.08.2019 N 777, от 18.11.2019 N 1067, от 26.11.2019 N 1108, от 02.12.2019 N 1148, от 23.12.2019 N 1296, от 13.01.2020 N 12, от 23.03.2020 N 276, от 15.06.2020 N 695, от 10.08.2020 N 931, от 14.12.2020 N 1465, от 21.12.2020 N 1500, от 21.12.2020 N 1526)


Паспорт государственной программы

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент внутренней политики Правительства области

Исполнители государственной программы

Департамент образования области;

Департамент социальной защиты населения области;

Департамент имущественных отношений области;

Департамент строительства области

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 02.12.2019 N 1148)

Подпрограммы государственной программы

"Молодежь Вологодчины";

"Патриотическое воспитание граждан";

"Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области на 2014 - 2020 годы";

"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Вологодской области (2016 - 2020 годы)";

"Развитие местного самоуправления как общественного института эффективного управления территориями"

Цель государственной программы

поддержка общественных и молодежных инициатив как основ социально-экономического развития области

Задачи государственной программы

абзац исключен с 1 января 2019 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 10.12.2018 N 1106;

повышение социальной активности молодежи, направленной на достижение общественных интересов;

создание и развитие условий для патриотического воспитания граждан;

развитие государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Вологодской области;

содействие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, направленной на развитие территорий, через улучшение качества организации взаимодействия с населением

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 10.12.2018 N 1106)

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

степень общественно-политической активности молодежи (по самооценке) (с 2016 года);

количество общественных организаций и объединений граждан, вовлеченных в проекты и мероприятия патриотического воспитания граждан в рамках государственной программы;

количество социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки в год;

доля населения области, положительно оценивающего состояние межнациональных отношений на территории Вологодской области;

уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований области

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 10.12.2018 N 1106)

Сроки реализации государственной программы

2014 - 2020 годы

Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета

объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы за счет средств областного бюджета - 920837.28 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 65525.1 тыс. рублей;

2015 год - 70821.9 тыс. рублей;

2016 год - 41469.58 тыс. рублей;

2017 год - 148106.6 тыс. рублей;

2018 год - 192427.6 тыс. рублей;

2019 год - 185487.1 тыс. рублей;

2020 год - 216999.4 тыс. рублей,

из них:

за счет собственных доходов областного бюджета - 766864.5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 40076.1 тыс. рублей;

2015 год - 46636.9 тыс. рублей;

2016 год - 38505.7 тыс. рублей;

2017 год - 142140.4 тыс. рублей;

2018 год - 187813.5 тыс. рублей;

2019 год - 140685.0 тыс. рублей;

2020 год - 171006.9 тыс. рублей,

за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета в форме субвенций и субсидий, иных межбюджетных трансфертов - 153972.78 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 25449.0 тыс. рублей;

2015 год - 24185.0 тыс. рублей;

2016 год - 2963.88 тыс. рублей;

2017 год - 5966.2 тыс. рублей;

2018 год - 4614.1 тыс. рублей;

2019 год - 44802.1 тыс. рублей;

2020 год - 45992.5 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.12.2020 N 1526)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

за период с 2014 по 2020 год планируется достижение следующих результатов:

повышение степени общественно-политической активности молодежи (по самооценке) с 27% в 2016 году до 37% в 2020 году;

количество общественных организаций и объединений граждан, вовлеченных в проекты и мероприятия патриотического воспитания граждан в рамках государственной программы, не менее 125 к 2020 году;

увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки с 29 в 2013 году до 46 в 2020 году;

увеличение доли населения области, положительно оценивающего состояние межнациональных отношений на территории Вологодской области, до 86% в 2020 году;

рост уровня удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований области с 47% от числа опрошенных в 2016 году до 55% от числа опрошенных в 2020 году

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 10.12.2018 N 1106)



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Одним из основных институтов гражданского общества являются социально ориентированные некоммерческие организации. По состоянию на 1 марта 2013 года в области в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области учтена 1841 некоммерческая организация.


По характеру деятельности некоммерческих организаций самое большое количество в области составляют организации по защите прав и интересов работников (профсоюзы) - 342.


В 2012 году отмечено незначительное увеличение количества общественных объединений - на 0.9% - среди некоммерческих организаций к уровню предыдущего года. При этом их количество осталось ниже, чем в период 2008 - 2011 годов.


Одной из проблем развития некоммерческих организаций является слабая материальная база. Кроме того, практика показывает, что деятельность многих некоммерческих организаций носит ситуативный характер и не имеет системы. За последние годы не наблюдается роста доли жителей области, так или иначе связанных с деятельностью некоммерческих организаций. Данная проблема связана прежде всего с недостаточностью информации о деятельности институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, неуверенностью общества в эффективности и целесообразности их деятельности. Последнее обстоятельство напрямую связано с проблемой низкого качества профессиональных компетенций работников социально ориентированных некоммерческих организаций. Решение этих проблем видится в развитии финансовой, информационной, консультационной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в осуществлении подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций.


На повышение уровня развития некоммерческих организаций повлияет также работа по подготовке кадров, которые станут руководить данными организациями в будущем. В связи с этим важен тот факт, что работа по подготовке лидеров и организаторов молодежного движения выстроена и ведется на территории области. Объединяя усилия, которые направлены на развитие социально ориентированных организаций и работу с молодежными лидерами - будущими руководителями этих организаций, можно получить мультипликативный эффект в сфере подготовки руководителей общественного сектора и деятельности некоммерческих организаций.


Решение проблем и вопросов развития молодежи в настоящее время способствует формированию команды грамотных специалистов, патриотов своей страны и малой Родины, граждан, живущих по законам государства. Это те активные представители общества, которые будут осуществлять работу в общественном секторе. Именно они в дальнейшем могут стать руководителями и специалистами организаций области, могут войти в состав органов власти различного уровня.


Основной угрозой для развития социально направленной молодой личности в современном мире является доступность факторов, способствующих возникновению негативных поведенческих проявлений у молодежи. Предпринимаемые органами власти и общественными организациями меры способствуют стабилизации показателей, а в некоторых случаях и сокращению проявления в молодежной среде таких явлений, как подростковая и молодежная преступность, пьянство, табакокурение, наркомания. Учитывая сложившиеся обстоятельства, необходимо сохранение специальных мер, направленных на воспитание подрастающего поколения, создание условий для организации досуга молодежи в таких формах, при которых молодые люди могли бы укрепить здоровье, получить новые знания и навыки, принять участие в общественно значимых мероприятиях.


В данной государственной программе предусмотрены мероприятия, направленные на подготовку кадров (организаторов и волонтеров) для осуществления профилактических мероприятий в молодежной среде. Государственной программой также предусмотрены разработка методических рекомендаций и апробация новых форм и методов работы.


В области имеется успешный опыт межведомственного сотрудничества в сфере поддержки талантливой и одаренной молодежи. Сформированы и опробованы в действии методы работы со студенчеством, в том числе направленные на выявление и сопровождение лидеров аудитории. Развиваются методы взаимодействия с работающей молодежью.


Возможность реализации государственной молодежной политики на территории области осложняется тем, что инфраструктура работы с молодежью не отвечает современным требованиям, зачастую она изношена или отсутствует. Так, в области действует только 10 учреждений сферы государственной молодежной политики, в значительной степени утрачена практика работы клубов по месту жительства. Оборудование, которым оснащены большинство учреждений, ограничивает возможности получения молодыми людьми актуальных навыков и использования сотрудниками современных технологий работы. Кроме того, сами методики работы с молодежью требуют принципиального обновления и расширения сферы работы в Интернете.


Работа с гражданским обществом возможна только в том случае, если жители ориентированы на вовлечение в решение вопросов территории, на которой проживают, а значит, каждый из них должен ощущать себя гражданином страны, проявлять заботу и любовь к малой Родине через участие в общественно-политических процессах, происходящих в области. Для этого на ее территории реализуется комплекс мероприятий патриотического воспитания граждан. В данном направлении важно оценить участие каждой категории населения в проводимых мероприятиях. В настоящее время в области значительно увеличилось количество проводимых патриотических мероприятий, налажена система взаимодействия между структурами, занимающимися патриотическим воспитанием граждан, значительно повысился интерес к проводимым патриотическим мероприятиям, особенно среди молодежи области.


В то же время в Вологодской области существуют факторы, которые при их активации могут спровоцировать серьезные конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве:


усиление миграционных потоков при отсутствии комплексной системы социализации и адаптации мигрантов;


деятельность в регионе отдельных религиозных групп деструктивного характера.


С целью нивелирования подобных конфликтов на территории области предстоит решить ряд проблем:


отсутствие системных научных исследований, направленных на мониторинг, анализ и прогнозирование процессов в этноконфессиональной сфере;


отсутствие комплексной системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных гражданских служащих, ответственных за реализацию государственной национальной политики и сохранение духовных традиций народов Вологодской области.


Наличие указанных факторов объективно требует усиления взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Вологодской области с национальными общественными объединениями и религиозными организациями, укрепления материальной и научно-методической базы реализации государственной национальной политики.


Вместе с тем при достижении цели государственной программы и с учетом вышеуказанных проблем тема повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в ключе комплексного развития территорий муниципальных образований области с учетом общественных интересов становится неотъемлемым элементом мероприятий данной государственной программы.


Мероприятия, направленные на создание условий, стимулирующих повышение качества деятельности органов местного самоуправления с учетом общественно значимых интересов населения, будут способствовать повышению уровня социально-экономического развития территорий, включая последовательное и целенаправленное содействие гармоничному росту общественных и молодежных инициатив, которые приобретают статус ключевых направляющих в стратегическом развитии муниципальных образований и области в целом.


Вышеперечисленная проблематика требует взвешенного комплексного подхода и соответствующего уровня финансирования.



II. Приоритеты социально-экономического развития в сфере реализации государственной программы, цель, задачи, сроки реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493, Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р, Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, одобренной постановлением Правительства области от 17 октября 2016 года N 920, к ним относятся:


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 21.12.2020 N 1500)


создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала;


создание условий для повышения степени интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»