Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 29 ноября 2016 года N 14-исх/16440-ГЕ/16

     

[О размере государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения]



В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения граждан по вопросу размера государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) установлены в том числе следующие размеры государственной пошлины:

за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 НК, - 350 рублей (подпункт 25);

за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - 100 рублей (подпункт 26).

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.1 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (пункт 2 статьи 333.18 НК).

Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 244 ГК имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве собственности. В силу положений  пункта 4 указанной статьи общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Таким образом, право общей долевой собственности на земельный участок, возникающее с момента государственной регистрации, должно возникнуть одновременно у всех участников долевой собственности.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) земельная доля - это доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте.

Как правило, право на земельную долю является ранее возникшим (оно возникло не с момента государственной регистрации соответствующего права, до вступления в силу Закона о регистрации - до 31.01.1998).

Согласно разъяснениям Минфина России (в частности, письмо от 16.08.2016 N 03-05-05-03/47976):

при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникающей с момента государственной регистрации права на объект недвижимости, государственная пошлина уплачивается каждым участником такой общей долевой собственности в установленном НК размере, умноженном на размер доли в праве общей долевой собственности соответствующего участника;

при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с моментом государственной регистрации права на объект недвижимости, которая осуществляется по желанию собственника, государственная пошлина уплачивается правообладателем в полном размере, установленном НК.

Поскольку положения статьи 333.33 НК не содержат уточнения, в каких случаях применяется подпункт 26 пункта 1 названной статьи, возникают следующие вопросы:

1) при государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, возникающей с момента государственной регистрации, должна ли быть уплачена государственная пошлина:

- всеми участниками общей долевой собственности в размере, предусмотренном подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 НК с учетом пункта 2 статьи 333.18 НК (например, если число участников общей долевой собственности составляет 10, то государственная пошлина уплачивается каждым участником общей долевой собственности в размере 350 рублей, умноженном на 1/10);

- каждым участником общей долевой собственности в размере, предусмотренным подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная пошлина уплачивается каждым участником общей долевой собственности в размере 100 рублей, например, 10 участников уплатят в совокупности 1000 рублей);

2) следует ли применять подпункт 26 пункта 1 статьи 333.33 НК исключительно при государственной регистрации прав на земельные доли (т.е. на доли в праве, возникшие при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте);

3) в случае, если доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (не являющаяся "земельной долей" в понимании Закона об обороте), является самостоятельным предметом сделки об отчуждении, должна ли государственная пошлина за государственную регистрацию перехода доли в праве общей долевой собственности уплачиваться в размере, установленном подпунктом 25 или подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.33 НК.

Учитывая, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, принимая во внимание также то, что в силу пункта 1 статьи 34.2 НК Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, просим высказать позицию Минфина России по комментируемым вопросам.

Г.Ю.Елизарова




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»