Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 2016 года N 14-исх/16440-ГЕ/16
[О размере государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения]
В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения граждан по вопросу размера государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) установлены в том числе следующие размеры государственной пошлины:
за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 НК, - 350 рублей (подпункт 25);
за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - 100 рублей (подпункт 26).
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.1 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (пункт 2 статьи 333.18 НК).
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 244 ГК имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве собственности. В силу положений пункта 4 указанной статьи общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
Таким образом, право общей долевой собственности на земельный участок, возникающее с момента государственной регистрации, должно возникнуть одновременно у всех участников долевой собственности.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) земельная доля - это доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте.
Как правило, право на земельную долю является ранее возникшим (оно возникло не с момента государственной регистрации соответствующего права, до вступления в силу Закона о регистрации - до 31.01.1998).
Согласно разъяснениям Минфина России (в частности, письмо от 16.08.2016 N 03-05-05-03/47976):
при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникающей с момента государственной регистрации права на объект недвижимости, государственная пошлина уплачивается каждым участником такой общей долевой собственности в установленном НК размере, умноженном на размер доли в праве общей долевой собственности соответствующего участника;
при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с моментом государственной регистрации права на объект недвижимости, которая осуществляется по желанию собственника, государственная пошлина уплачивается правообладателем в полном размере, установленном НК.
Поскольку положения статьи 333.33 НК не содержат уточнения, в каких случаях применяется подпункт 26 пункта 1 названной статьи, возникают следующие вопросы:
1) при государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, возникающей с момента государственной регистрации, должна ли быть уплачена государственная пошлина:
- всеми участниками общей долевой собственности в размере, предусмотренном подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 НК с учетом пункта 2 статьи 333.18 НК (например, если число участников общей долевой собственности составляет 10, то государственная пошлина уплачивается каждым участником общей долевой собственности в размере 350 рублей, умноженном на 1/10);
- каждым участником общей долевой собственности в размере, предусмотренным подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная пошлина уплачивается каждым участником общей долевой собственности в размере 100 рублей, например, 10 участников уплатят в совокупности 1000 рублей);
2) следует ли применять подпункт 26 пункта 1 статьи 333.33 НК исключительно при государственной регистрации прав на земельные доли (т.е. на доли в праве, возникшие при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте);
3) в случае, если доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (не являющаяся "земельной долей" в понимании Закона об обороте), является самостоятельным предметом сделки об отчуждении, должна ли государственная пошлина за государственную регистрацию перехода доли в праве общей долевой собственности уплачиваться в размере, установленном подпунктом 25 или подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.33 НК.
Учитывая, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, принимая во внимание также то, что в силу пункта 1 статьи 34.2 НК Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, просим высказать позицию Минфина России по комментируемым вопросам.
Г.Ю.Елизарова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка