ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2016 года N 1398
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)
(с изменениями на 23 января 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 года N 775 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2017, N 0001201707040012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2018 года N 48 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.01.2018, N 0001201801240011).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые:
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу
(с изменениями на 23 января 2018 года)
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий, правообладателями (пользователями) которых являются Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные органы (далее - объекты (территории), включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).
2. Для целей настоящих требований используются следующие понятия:
а) "пропускной режим" - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, проноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (территории) или с охраняемых объектов (территорий);
б) "внутриобъектовый режим" - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах (территориях), в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности;
в) "руководитель объекта" - должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью работников (сотрудников) на объекте (территории).
3. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка, контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны.
4. Настоящие требования носят общий характер в отношении оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны. Выбор и оснащение объектов (территорий) конкретными типами средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны определяются в техническом задании на оснащение инженерно-техническими средствами охраны в зависимости от категории объекта (территории).
5. Ответственность за антитеррористическую защищенность объекта (территории) несет руководитель объекта.
6. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются обследование и категорирование объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможных последствий его совершения, а также значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения.
7. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористических актов, а также на основании статистических данных о совершенных и предотвращенных террористических актах за последние 12 месяцев на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект (территория).
8. Различаются следующие степени угрозы совершения террористического акта:
а) высокая - 3 и более совершенных и (или) предотвращенных террористических актов на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект (территория);
б) низкая - менее 3 совершенных и (или) предотвращенных террористических актов на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект (территория).
9. Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
10. Для проведения обследования и категорирования объекта (территории) решением руководителя объекта создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
11. Комиссия создается:
а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
б) в отношении объекта (территории), вводимого в эксплуатацию, - в течение 2 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
12. Обследование и категорирование объекта (территории) осуществляется в течение 1 месяца со дня создания комиссии.
13. В состав комиссии включаются специалисты по основному технологическому оборудованию и пожарной безопасности объекта (территории), представители охраны объекта (территории), а также по согласованию представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 года N 775. - См. предыдущую редакцию)
Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии).
14. В ходе своей работы комиссия:
а) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
б) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории);
в) выделяет потенциально опасные участки на объекте (территории), совершение террористического акта в отношении которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, устрашению населения, массовому захвату заложников, гибели людей, причинению значительного имущественного ущерба либо наступлению иных тяжких последствий. В качестве таких потенциально опасных участков объекта (территории) рассматриваются:
элементы систем и (или) отдельные узлы или агрегаты оборудования, находящиеся на объекте (территории);
конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, сооружений и территорий;
отдельные элементы или системы (в том числе системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения или водоотведения, отопления, коммуникации, вентиляции или кондиционирования воздуха), находящиеся на объекте (территории), проходящие через объект (территорию) или расположенные в непосредственной близости от объекта (территории), необходимость защиты которых выявлена в результате обследования комиссией объекта (территории);
места использования, зоны транспортировки или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
г) выделяет критические элементы объекта (территории). В качестве таких критических элементов объекта (территории) рассматриваются потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории), повреждению инфраструктуры объекта (территории) или аварии на нем;
д) оценивает возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории);
е) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
ж) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории).
15. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории).
16. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории:
объекты (территории) с высокой степенью угрозы совершения террористического акта;
объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет более 50 человек, а прогнозируемый материальный ущерб и (или) ущерб окружающей природной среде - более 10 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории:
объекты (территории) с низкой степенью угрозы совершения террористического акта;
объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 50 человек, а прогнозируемый материальный ущерб и (или) ущерб окружающей природной среде - менее 10 млн. рублей.
17. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 16 настоящих требований.
18. Решением руководителя объекта в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом сложности объекта (территории), существующего уровня инженерно-технической укрепленности, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не могут превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
19. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:
организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием;
своевременного предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на объектах (территориях);
обеспечения контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
оснащения объектов (территорий) современными эффективными инженерно-техническими средствами и системами, обеспечивающими недопущение бесконтрольного проникновения на объекты (территории);
обеспечения постоянного контроля состояния ограждений, территории, зданий, сооружений и других объектов инфраструктуры, а также определения ответственных за осуществление указанного контроля лиц;
организации взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в указанной сфере деятельности;
б) выявления признаков подготовки террористического акта и своевременного получения упреждающей информации, что достигается посредством:
выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов;
сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокации охраны на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами вблизи объектов (территорий) вещей и автомобилей;
осуществления мероприятий, обеспечивающих контроль за состоянием средств связи на объектах (территориях), а также защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
периодической проверки чердачных помещений, проходных дворов, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта на предмет наличия признаков подготовки террористического акта;
определения контролируемых зон общего и ограниченного доступа;
в) пресечения попыток совершения террористического акта на объектах (территориях), что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса и ввоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и транспортных средств;
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;