МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 августа 2016 года N 144н

Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме



В соответствии с частью 3 статьи 97 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме (далее - Порядок).

2. Федеральной таможенной службе (В.И.Булавину) обеспечить исполнение Порядка.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации И.В.Трунина.

Министр
А.Г.Силуанов


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

16 декабря 2016 года,

регистрационный N 44758

Приложение
к приказу
 Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 августа 2016 года N 144н

     
Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме

I. Общие положения

1. Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме (далее - Порядок) определяет последовательность действий по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов) при:

представлении декларантом таможенным органам документов и сведений в электронном виде при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе при приеме, регистрации (отказе в регистрации) транзитной декларации, поданной в виде электронного документа (электронной транзитной декларации);

принятии решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, декларируемых в электронной форме;

взаимодействии таможенных органов с декларантами и перевозчиками при осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита при разгрузке, перегрузке (перевалке), иных грузовых операциях, замене транспортного средства международной перевозки, возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;

продлении срока таможенного транзита;

прибытии товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, на территорию Российской Федерации.

2. Порядок применяется при перемещении товаров по территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Порядок не применяется при совершении таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, перемещаемых ими через таможенную границу Евразийского экономического союза, в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при представлении перевозчиком либо уполномоченными им лицами документов и сведений в электронном виде.

3. Взаимодействие декларантов и перевозчиков с таможенными органами осуществляется посредством электронного способа обмена информацией, при соблюдении условий, изложенных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Порядка.

3.1 Обмен информацией осуществляется в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанной в соответствии с порядком, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 24 января 2008 года N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201) (далее - приказ ФТС России от 24 января 2008 года N 52);

3.2 Обмен информацией осуществляется с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (далее - ЭП) в порядке, определенном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, ст.3477; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65), в том числе с идентификацией в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

4. В случае возникновения нештатных ситуаций, препятствующих дальнейшему обмену сведениями в электронном виде, отсутствия у декларанта или перевозчика возможности осуществления обмена с таможенными органами сведениями и документами в электронном виде таможенные операции совершаются в общеустановленном порядке с использованием документов на бумажных носителях.

II. Использование ЕАИС таможенных органов при представлении таможенным органам документов и сведений в электронном виде

5. Электронная транзитная декларация, документы, представленные в виде электронных документов, а также сведения из документов, составленных в письменной форме, представленные в электронном виде, с использованием специализированных программных средств*, при соблюдении требований по обеспечению защиты информации, установленных законодательством Российской Федерации, представляются декларантами или перевозчиками по структуре и в форматах (далее - Требования к документам), определенных:

________________

* Программное обеспечение информационных систем, прошедших испытания в порядке, определенном приказом ФТС России от 24 января 2008 года N 52, или автоматизированной подсистемы ФТС России "Личный кабинет" (http://edata.customs.ru/ed).


Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 года N 254 "О структурах и форматах электронных копий таможенных документов" (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 13 ноября 2013 года);

альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, предусмотренным приказом ФТС России от 24 января 2008 года N 52.

С помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов, применяемых при регистрации прибытия, сведения, содержащиеся в электронной транзитной декларации, используются в качестве предварительной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в случае если представление предварительной информации является обязательным в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

6. Документы, содержащие графические элементы, которые не могут быть преобразованы в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров) (далее - графические документы), представляются в виде электронных образов, в том числе полученных путем сканирования бумажных носителей.

7. Сведения в электронных документах должны быть идентичны сведениям, содержащимся в оригиналах документов, копиях документов, заверенных в установленном порядке, в том числе в части языка, на котором последние заполнены, также допускается представление перевода указанных сведений с иностранного языка на русский.

При запросе таможенным органом в соответствии с пунктом 7 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст.6615) (далее - Кодекс) перевода сведений, содержащихся в документах, такие сведения предоставляются декларантами или перевозчиками по структуре и в форматах, соответствующих Требованиям к документам.

В случае если специализированное программное средство декларанта или перевозчика не позволяет сформировать документ на языке оригинала документа кириллицей или латиницей, допускается представление таких документов в виде графических документов в соответствии с пунктом 6 Порядка.

8. Представление таможенным органам документов, для которых в соответствии с Требованиями к документам определены структура и форматы, в виде графических документов запрещается, за исключением случая, указанного в пункте 7 Порядка.

9. Сведения, отраженные в электронных документах, указанных в пункте 5 Порядка, в том числе в графических документах (пункт 6 Порядка), заявляемые декларантом или перевозчиком таможенному органу, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются ЭП лица, представляющего документы и сведения в электронном виде.

10. Электронная транзитная декларация, электронные документы, на основании которых заполнена электронная транзитная декларация, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом или перевозчиком в электронном архиве документов декларанта (далее - ЭАДД), находящемся в ЕАИС таможенных органов, до подачи электронной транзитной декларации в таможенный орган.

Электронной транзитной декларации и каждому электронному документу, помещенному в ЭАДД, автоматически присваивается идентификационный номер (далее - ИН документа), который сообщается декларанту или перевозчику посредством направления электронного сообщения.

III. Использование ЕАИС таможенных органов при подаче, регистрации транзитной декларации и выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

11. Одновременно с электронной транзитной декларацией декларантом с использованием специализированных программных средств в таможенный орган представляются сведения в виде перечня о размещенном в ЭАДД документе (ИН документа) с указанием его реквизитов (номер, дата) и кода вида документа в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 года).

При подаче электронной транзитной декларации в ЕАИС таможенных органов в автоматическом режиме проводится форматный контроль (далее - ФК) соответствия электронной транзитной декларации структуре и форматам, соответствующим Требованиям к документам, а также проверка подлинности ЭП декларанта.

В случае выявления при ФК ошибок в электронной транзитной декларации декларанту из ЕАИС таможенных органов автоматически направляется электронное сообщение, содержащее перечень выявленных ошибок, для их устранения декларантом и повторной подачи электронной транзитной декларации.

12. Сведения об ИН электронной транзитной декларации могут быть представлены декларантом или перевозчиком в таможенный орган отправления следующими способами:

путем направления в ЕАИС таможенных органов электронного сообщения с помощью специализированных программных средств;

в устной форме;

в письменной форме;

с помощью мобильных электронных устройств;

с помощью устройств подвижной радиотелефонной связи.

13. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления, используя комплекс программных средств "Транзитные операции" ЕАИС таможенных органов (далее - штатные программные средства ЕАИС таможенных органов), после получения от декларанта либо перевозчика сведений об ИН осуществляет загрузку электронной транзитной декларации и электронных документов по ИН электронной транзитной декларации.

С момента загрузки таможенным органом отправления электронной таможенной декларации и электронных документов электронная таможенная декларация считается поданной.

После загрузки электронной таможенной декларации и электронных документов штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту таможенной процедуры таможенного транзита электронное сообщение, подписанное ЭП (далее - авторизованное электронное сообщение), содержащее дату и время подачи электронной транзитной декларации.

14. При отсутствии оснований для отказа в регистрации электронной транзитной декларации, установленных пунктом 9 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 438 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 8 ноября 2010 года) (далее - Порядок транзита), уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления с помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов регистрирует электронную транзитную декларацию в срок не более двух часов с момента ее подачи.

После регистрации таможенным органом отправления электронной транзитной декларации штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее регистрационный номер электронной транзитной декларации.

15. В случае принятия решения об отказе в регистрации электронной транзитной декларации в соответствии с пунктом 9 Порядка транзита, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления с помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов вносит в электронную транзитную декларацию сведения об отказе в регистрации электронной транзитной декларации.

После оформления отказа в регистрации штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее основания для отказа в регистрации электронной транзитной декларации.

16. Одновременно с направлением декларанту таможенной процедуры таможенного транзита авторизованного электронного сообщения, предусмотренного абзацем вторым пункта 14 Порядка, штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически осуществляется проверка выполнения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, установленных подпунктом 5 статьи 216 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 217 Кодекса.

17. Проверка выполнения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, установленных подпунктом 5 статьи 216 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 217 Кодекса, указанная в пункте 16 Порядка, не проводится в случаях, определенных пунктом 2 статьи 217 Кодекса, статьей 6 Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст.4475).

18. После осуществления проверки, указанной в пункте 16 Порядка, штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту таможенной процедуры таможенного транзита авторизованное электронное сообщение, содержащее в зависимости от результатов проверки следующую информацию:

1) об отсутствии в базе данных сведений о документе, подтверждающем предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - документ обеспечения);

2) о наступлении срока, указанного в документе обеспечения, по истечении которого невозможно использование данного документа для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров и необходимости представления действительного документа обеспечения;

3) о несоответствии сведений, указанных в документе обеспечения, сведениям, содержащимся в электронной транзитной декларации, и невозможности принятия этого документа обеспечения;

4) о недостаточности суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда исчисленный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, превышает сумму, указанную в документе обеспечения, не более чем на сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, действующему на день регистрации транзитной декларации, и необходимости предоставления документа обеспечения на недостающую сумму;

5) о наличии технических проблем, препятствующих автоматизированной обработке информации.

19. В случаях, если при перевозке товаров, в отношении которых требуется представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, когда такое перемещение допускается при наличии этих документов, у таможенных органов отсутствует возможность проверки таких документов с помощью информационных систем и информационных технологий, должностное лицо таможенного органа отправления с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов направляет декларанту запрос о представлении таких документов и сведений на бумажном носителе посредством авторизованного электронного сообщения, содержащего регистрационный номер электронной транзитной декларации и информацию о документах и сведениях, подлежащих представлению на бумажных носителях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»