ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 31 декабря 2015 года N 680

Об утверждении Официальной статистической методологии формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-ой Международной конференцией статистиков труда



В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420,

приказываю:

Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-ой Международной конференцией статистиков труда.

Руководитель
А.Е.Суринов

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 31 декабря 2015 года N 680

     

Официальная статистическая методология формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-ой Международной конференцией статистиков труда



Настоящая Официальная статистическая методология формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-ой Международной конференцией статистиков труда, разработана в целях формирования показателей, характеризующих трудовую деятельность и недоиспользование рабочей силы.

При подготовке Методологии были использованы рекомендации 19-ой Международной конференция статистиков труда (октябрь 2013 года, г.Женева) в форме резолюции I "Резолюции о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы" (далее - Резолюция I).

В рамках данной Методологии предложены подходы по применению обновленных стандартов в области статистики труда и система показателей для разработки данных в 2016-2017 году.

Общие положения


Международные конференции статистиков труда (МКСТ), организуемые Международной организацией труда (МОТ), утверждают стандарты в области статистики труда. 19-ая Международная конференция статистиков труда приняла существенно обновленные стандарты в области статистики труда в форме Резолюции I.

________________

http://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/meetings-and-events/international-conference-of-labour-statisticians/19/WCMS_230304/lang--en/index.htm.


Резолюция I заменила следующие документы, которые составляли основу международных стандартов в области статистики экономической активности населения, занятости, безработицы и неполной занятости:

- Резолюцию о статистике экономически активного населения, занятости, безработицы и неполной занятости, принятую 13-й Международной конференцией статистиков труда (1982 год), с поправкой к пункту 5, принятой 18-й Конференцией (2008 год);

- пункты 8_1 и 9_1 Резолюции об измерении неполной и неадекватной занятости, принятой 16-й Конференцией (1998 год),

- Руководящие принципы, касающиеся учета в статистике занятости и безработицы лиц, длительное время отсутствующих на работе, принятые 16-й Конференцией (1998 год),

- Руководящие принципы о влиянии программ содействия трудоустройству на измерение занятости и безработицы, принятые 14-й Конференцией (1987 год).

Принципиальное отличие обновленных международных стандартов в области статистики труда, принятых 19-ой МКСТ (МОТ, октябрь 2013), состоит в том, что вместо концепции экономической активности введена концепция участия в трудовой деятельности и концепция недоиспользования рабочей силы.

Резолюция I (пункт 1) устанавливает новые стандарты статистики труда, в частности:

- введено статистическое понятие "трудовая деятельность";

- содержатся рабочие концепции, определения и рекомендации в отношении:

- разных категорий трудовой деятельности, называемых формами трудовой деятельности;

- связанных с ними классификаций населения в зависимости от статуса участия в составе рабочей силы и основной трудовой деятельности;

- показателей недоиспользования рабочей силы;

- приведены рекомендации по структуре и периодичности подготовки и предоставления пользователям статистической информации об участии в различных формах трудовой деятельности, объемах трудовой деятельности, о занятости, безработице и потенциальной рабочей силе, о положении на рынке труда отдельных категорий населения.

Цели статистики трудовой деятельности, в том числе рабочей силы, определены в Резолюции I (пункт 3) как:

- мониторинг рынков труда и недоиспользования рабочей силы, включая безработицу, с целью разработки, реализации и оценки экономической и социальной политики и программ, касающихся создания рабочих мест, образования доходов и развития профессиональных навыков и квалификаций, в том числе профессионально-технического обучения и подготовки, и связанной с ними политики обеспечения достойного труда;

- комплексное измерение участия во всех формах трудовой деятельности с целью оценки объема трудовой деятельности или трудовой составляющей в национальных счетах производства, включая существующие "сателлитные" счета, а также вклада всех форм трудовой деятельности в экономическое развитие, доходы домашних хозяйств и благосостояние отдельных лиц и всего общества;

- оценка участия в различных формах трудовой деятельности таких групп населения, как женщины и мужчины, молодежь, дети, мигранты и другие группы, представляющие особый интерес с точки зрения политики, а также изучение взаимосвязи между разными формами трудовой деятельности и их социально-экономическими результатами.

1. Понятия, определения и классификации

1.1. Понятие трудовой деятельности


В соответствии с положениями пункта 6 Резолюции I, трудовая деятельность означает любую деятельность, осуществляемую лицами любого пола и возраста в целях производства товаров или оказания услуг для использования другими лицами или для собственного использования. Понятие "трудовая деятельность" соответствует общей границе производственной деятельности, сформулированной в Системе национальных счетов 2008 года (СНС 2008) и ее концепции экономических единиц, среди которых различаются:

- рыночные единицы (т.е. корпорации, квазикорпорации и некорпорированные рыночные предприятия домашних хозяйств);

________________

Включающие в качестве подгруппы единицы неформального сектора.


- нерыночные единицы (т.е. государственный сектор и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства);

- домашние хозяйства, производящие товары или услуги для собственного конечного использования.

Трудовая деятельность может осуществляться в экономических единицах любого типа.

Выделяются пять взаимоисключающих форм трудовой деятельности в соответствии с пунктом 7 Резолюции I для самостоятельного измерения каждой из них. Эти формы трудовой деятельности определяются на основе предполагаемого назначения продукции (для собственного конечного использования либо для использования другими лицами, т.е. другими экономическими единицами) и характера сделки, лежащей в основе обмена (денежных или неденежных операций и трансфертов):

- трудовая деятельность по производству товаров и услуг для собственного использования означает производство товаров и услуг для собственного конечного использования;

- занятость означает трудовую деятельность, выполняемую в обмен на оплату или прибыль;

- неоплачиваемый труд стажеров или лиц, проходящих профессионально-техническую подготовку означает трудовую деятельность, выполняемую безвозмездно в интересах других лиц в целях приобретения трудового опыта или профессиональных навыков;

- трудовая деятельность волонтеров означает необязательную трудовую деятельность, выполняемую безвозмездно в интересах других лиц;

- другие виды трудовой деятельности (такие, как неоплачиваемые общественные услуги и работа, выполняемая в местах лишения свободы по решению суда или аналогичного органа, либо неоплачиваемая военная или альтернативная гражданская служба, т.е. обязательные работы, выполняемые безвозмездно в интересах других лиц, которые могут учитываться в качестве отдельной формы трудовой деятельности с целью их измерения).

________________

Значение понятия приведено в целях настоящей методологии.


Производство товаров для собственного использования, занятость, неоплачиваемый труд стажеров или лиц, проходящих профессионально-техническую подготовку, часть трудовой деятельности волонтеров и "другие формы трудовой деятельности" находятся в границах сферы производства согласно СНС 2008. Оказание услуг для собственного использования и остальная часть трудовой деятельности волонтеров находятся за пределами границы сферы производства согласно СНС 2008, однако в пределах общей границы производственной деятельности.

1.2. Статистические единицы


В Резолюции I (пункт 12) определены статистические единицы, которые должны применяться странами для целей сбора и представления статистических данных о различных формах трудовой деятельности. Это - число лиц или численность, рабочие места или виды трудовой деятельности (виды работ), а также единицы времени.

Число лиц или численность - основная единица, которая характеризует занятость населения в каждой форме трудовой деятельности.

Рабочее место или работа определяются, как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы.

Термин "рабочее место" используется в отношении занятости, т.е. трудовой деятельности, выполняемой в обмен на оплату или прибыль. Лицо может занимать одно или несколько рабочих мест.

В случае занятия нескольких рабочих мест, основным рабочим местом является место с наибольшей продолжительностью рабочего времени (данный подход определения основной работы отличается от подхода, применявшегося в соответствии с прежними стандартами, когда основной работой считалась та работа, которую сам респондент считал таковой).

Для всех остальных форм трудовой деятельности термин "рабочее место" не применяется.

Если статистическая единица относится к производству товаров и услуг для собственного использования, к неоплачиваемому труду стажеров и лиц, проходящих профессионально-техническую подготовку, и к работе волонтеров, то она определяется как "работа".

Единицы времени используются для формирования статистических данных об объеме трудовой деятельности в отношении каждой из форм трудовой деятельности или любой их комбинации. Этими единицами могут быть короткие промежутки времени, такие как часы, или длительные, такие как половина дня, дни, недели или месяцы.

1.3. Классификации населения

1.3.1. Лица могут быть классифицированы, исходя из короткого учетного периода, в зависимости от их статуса участия в составе рабочей силы как:

- занятые,

- безработные,

- лица, не входящие в состав рабочей силы, в том числе лица, относящиеся к потенциальной рабочей силе.

Занятые и безработные в сумме составляют рабочую силу.

Лица, не входящие в состав рабочей силы (пункт 16 Резолюции I), - это лица обследуемого возраста (см. пункт 1.3.3, 2 абзац), которые в течение короткого учетного периода не являлись ни занятыми, ни безработными.

________________

Понятие приведено в целях настоящей методологии.


Все три категории статуса рабочей силы являются взаимоисключающими и исчерпывающими: занятость имеет приоритет по отношению к двум другим категориям, а безработица имеет приоритет по отношению к лицам, не входящим в состав рабочей силы.

1.3.2. Лица могут быть классифицированы (пункт 17 Резолюции I) в соответствии с одной из следующих форм их основной трудовой деятельности по отношению к короткому или длительному учетному периоду:

- преимущественно участвующие в трудовой деятельности по производству товаров и услуг для собственного использования;

- преимущественно участвующие в занятости;

- преимущественно выполняющие неоплачиваемую работу стажеров или лиц, проходящих профессионально-техническую подготовку;

- преимущественно выполняющие трудовую деятельность волонтеров;

- преимущественно занятые другими формами трудовой деятельности.

При определении основной трудовой деятельности приоритет отдается любой трудовой деятельности по сравнению с непродуктивной деятельностью, а среди различных форм трудовой деятельности - той, что лицо самостоятельно выбирает как основную форму деятельности.

________________

Введение соответствующего вопроса в форму федерального статистического наблюдения планируется Росстатом с 2017 года.

1.3.3. Возрастные ограничения. В соответствии с Резолюцией I (пункт 64) национальная система статистики трудовой деятельности, в принципе, должна охватывать деятельность населения всех возрастных групп. Вместе с тем, для решения различных задач в области политики отдельную статистику необходимо формировать в отношении населения трудоспособного возраста (working-age population), под которым понимается следующее. Нижний возрастной предел должен быть установлен с учетом минимального возраста приема на работу и исключений, предусмотренных национальным законодательством или нормативно-правовыми актами, либо с учетом возраста окончания обязательного школьного обучения. Верхний возрастной предел не должен устанавливаться в целях обеспечения полного охвата трудовой деятельности взрослого населения (пункт 65 Резолюции I).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»