Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет виды пожарной охраной в РФ, называя среди них государственную противопожарную службу, а также муниципальную, ведомственную, частную и добровольную пожарную охрану. Устанавливая в абз.7 ч.1 ст.1 Закона, что пожарная охрана - это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ, в ст.5 законодатель определяет ее на виды исходя из критерия субъекта осуществления.

Итак, государственная противопожарная служба - составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства (ч.1 ст.5 Закона). Состоит из федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ. Подробнее о данном виде пожарной охраны в РФ см. комментарий к ст.5 Закона.


Муниципальная пожарная охрана - созданная на территории муниципального образования система органов, подразделений и организаций, призванная обеспечивать пожарную безопасность на местном уровне. Подробнее см. комментарий к ст.11.1 Закона.


Ведомственная пожарная охрана - вид пожарной охраны, органы управления и подразделения которой созданы федеральными органами исполнительной власти или организациями в целях обеспечения пожарной безопасности. В настоящее время в РФ существует множество подразделений ведомственной пожарной охраны, например в Вооруженных силах РФ, в Главном управлении специальных программ Президента РФ, на железнодорожном транспорте, в уголовно-исполнительной системе, в Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России и др. (см. комментарий к ст.12 Закона).


Частная пожарная охрана. В 2004 году законодатель предусмотрел создание нового вида пожарной охраны на территории Российской Федерации. Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и в организациях, а действует на основании нормативов численности и технической оснащенности, установленных ее собственником самостоятельно. В настоящее время в РФ действуют пожарно-газоспасательная служба ОАО "Архангельский ЦБК", ООО "Центр-Спас", ООО "Пожарная охрана "Иркутскэнерго", ОАО "Тяжмаш" и др. Подробнее см. комментарий к ст.12.1 Закона.


Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических, юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров, а также проведении аварийно-спасательных работ (ст.2 ФЗ "О добровольной пожарной охране"). Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) (официальный сайт: URL: http://www.vdpo.ru/) - это не только крупнейшая в России общественная организация, ведущая организационно-массовую работу по формированию общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечению граждан к предупреждению и тушению пожаров, но и одна из крупнейших и разветвленных производственно-сбытовых сетей противопожарной продукции. ВДПО сегодня - это:


- свыше 210 тысяч членов ВДПО;

- 81 региональное отделение в субъектах РФ;

- свыше 8 тысяч штатных работников в организациях и на предприятиях системы ВДПО;

- 850 местных (городских, районных) отделений ВДПО, в том числе 22 в закрытых административно-территориальных образованиях;

- Тольяттинский завод противопожарного оборудования ВДПО (выпуск порошковых огнетушителей, адсорберов, средств эвакуации и наборов автомобилиста);

- научно-исследовательский институт ВДПО ОПБ с филиалами в крупнейших субъектах РФ;

- Издательский дом ВДПО.

________________

См. URL: http://www.fire.mchs.gov.ru/Pozharnaja_ohrana_Rossii/Dobrovolnaja_pozharnaja_ohrana


Подробнее об их деятельности см. комментарий к ст.13 комментируемого Закона.

2. В соответствии с ч.2 ст.5 комментируемого Закона основными задачами пожарной охраны в РФ являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров (т.е. принятие совокупности превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий - абз.15 ч.1 ст.1 Закона, например, противопожарная пропаганда, обучение мерам пожарной безопасности);

- спасение людей и имущества при пожарах (изоляция людей от источника опасности, эвакуация из закрытых помещений, содействие максимально возможному ограждению имущества граждан и организаций от уничтожения при пожаре, предотвращение дальнейшего распространения огня и др.);

- оказание первой помощи - т.е. помощи, которая оказывается гражданам при несчастных случаях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью и сопровождающихся отсутствием сознания, остановкой дыхания и кровообращения, наружными кровотечениями, травмами различных областей тела, ожогами, эффектами воздействия высоких температур, теплового излучения и др. (ст.31 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 года N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи");

- проведение спасательных работ (т.е. осуществление действия по спасению людей, имущества и доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций - ч.2 ст.22 Закона).

Кроме того, к иным задачам пожарной охраны в РФ, не названным в комментируемой статье можно отнести реализацию мер пожарной безопасности в лесах, а также выполнение работ и оказание услуг (в частности производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции; выполнение проектных, изыскательских работ; проведение научно-технического консультирования и экспертизы; испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность; огнезащитные и трубо-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты; ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств - ст.24 комментируемого Закона).

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что пожарная охрана не привлекается к действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков. Данное положение Закона обеспечивает разделение полномочий между органами и подразделениями пожарной охраны и правоохранительными органами. К ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков могут привлекаться органы полиции, военнослужащие, соединения и воинские части внутренних войск МВД РФ, органы ФСБ и др., тогда как задачами пожарной охраны является именно предотвращение последствий, связанных с пожарами и нарушениями правил противопожарной безопасности. Если подразделения пожарной охраны будут привлекаться к урегулированию конфликтов или ликвидации массовых беспорядков, это может создать угрозу выполнению ее непосредственных задач вследствие отвлечения личного состава на решение вопросов, не входящих в ее компетенцию. Таким образом, используя находящиеся в распоряжении подразделений и органов пожарной охраны силы и средства, достигаются задачи обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.