Порядок планирования и проведения внутренних аудитов
Настоящий Порядок планирования и проведения внутренних аудитов (далее - Порядок) разработан отделом качества Управления правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация).
Вводится впервые после утверждения Руководителем Росаккредитации. Срок действия Порядка неограничен.
Основными целями внутренних аудитов системы менеджмента Росаккредитации являются:
оценка уровня соответствия системы менеджмента качества Росаккредитации требованиям заданных критериев в соответствии с требованиями законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, национальными и международными стандартами, применяемыми в деятельности Росаккредитации и иными международными требованиям.
оценка соблюдения требований системы менеджмента Росаккредитации, отраженных в документах системы менеджмента Росаккредитации, Политике в области качества Федеральной службы по аккредитации и Целях Федеральной службы по аккредитации в области качества;
определение результативности и эффективности системы менеджмента Росаккредитации;
определение направлений совершенствования системы менеджмента Росаккредитации, включая выработку комплекса корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних аудитов и контроль эффективности корректирующих и предупреждающих действий.
Настоящий Порядок описывает цели и методы проведения внутренних аудитов системы менеджмента Росаккредитации, распределение ответственности и полномочий.
Положения Порядка применимы в деятельности при планировании, подготовке и проведении внутренних аудитов в структурных подразделениях, территориальных управлениях Росаккредитации.
Требования данной процедуры являются обязательными для исполнения структурными подразделениями и территориальными управлениями Росаккредитации и не распространяются для внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В настоящем Порядке использованы ссылки на нормативные документы:
ГОСТ ISO 9000 (ISO 9000) "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь";
ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001) "Системы менеджмента качества. Требования";
ГОСТ Р ИСО 19011 (ISO 19011) "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента";
Руководящие документы IAF, ILAC;
Положение о Федеральной службе по аккредитации;
Положение о территориальном органе Федеральной службы по аккредитации;
Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе по аккредитации (далее - Инструкция по делопроизводству), утвержденная Приказом Федеральной службы по аккредитации от 24 июня 2014 года N 2040;
Номенклатура дел Федеральной службы по аккредитации (далее - Номенклатура дел);
Руководство по системе менеджмента;
Процедура по управлению документацией;
Процедура управления корректирующими и предупреждающими действиями.
В настоящем Порядке применяются термины, определения и сокращения, представленные в нормативных документах, упомянутых в пункте 3 Порядка, а также:
ФГИС Росаккредитации (далее - ФГИС) - Федеральная государственная информационная система в области аккредитации;
Система менеджмента Росаккредитации - СМ;
Представитель Росаккредитации по вопросам обеспечения системы менеджмента - ПСМ.
Программа аудита - совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
План аудита - описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.
5.1. Настоящий Порядок определяет:
организацию деятельности по планированию и проведению внутренних аудитов СМ, а также взаимодействие персонала в рамках данного процесса;
содержание и последовательность этапов проведения внутренних аудитов СМ, требования к их выполнению;
требования к оформлению результатов внутренних аудитов СМ;
требования к анализу полученных результатов;
требования к хранению отчетных документов;
требования к компетентности внутренних аудиторов;
распределение ответственности персонала на всех этапах внутреннего аудита СМ;
Основанием для инициирования внутреннего аудита СМ является:
программа внутренних аудитов СМ;
изменения в процессах и документах СМ;
несоответствия, выявленные в повседневной деятельности и при внешних аудитах.
5,2. Внутренний аудит СМ проводится в соответствии с планом проведения внутреннего аудита СМ (далее - План аудита).
Этапы проведения внутренних аудитов СМ представлены на Схеме 1.
Схема 1
Этапы проведения внутренних аудитов СМ
7.1. Проведение внутренних аудитов СМ осуществляется в соответствии с Программой внутренних аудитов СМ Федеральной службы по аккредитации (далее - Программа аудита) и Планами аудитов. Форма Программы аудита представлена в Приложении 1 к настоящему Порядку. Форма Плана аудита представлена в Приложении 2 к настоящему Порядку.
7.2. При составлении Программы аудита учитываются:
место и значимость процессов, предполагаемых к внутреннему аудиту СМ;
результаты предыдущих внутренних аудитов СМ;
результаты анализа деятельности Росаккредитации за прошедший период со стороны руководства;
данные систематического мониторинга функционирования СМ.
Программа аудита должна включать в себя информацию и ресурсы, необходимые для организации внутренних аудитов СМ и их результативного и эффективного проведения в установленные временные сроки, а также может включать в себя следующее:
цели для программы аудита и отдельных аудитов;
объем/количество/типы/места проведения аудитов;
процедуры программы аудита;
критерии аудита;
методы аудита;
формирование группы (групп) по аудиту;
необходимые ресурсы, включая расходы на командировки и размещение аудиторов;
процессы, связанные с соблюдением конфиденциальности, обеспечением защиты информации.
7.3. Периодичность и объём внутренних аудитов СМ определяется в том числе с учетом результатов предыдущих аудитов.
7.4. Ответственность за общее руководство разработкой и согласованием программы внутренних аудитов СМ лежит на ПСМ. Планирование внутренних аудитов СМ может осуществляться в рамках общего планирования деятельности Росаккредитации на предстоящий период.
7.5. Программа аудита утверждается Руководителем Росаккредитации на каждый календарный год. После утверждения Программы аудита её электронный экземпляр размещается в сетевой папке Росаккредитации, если ПСМ не принято иное решение в целях обеспечения конфиденциальности.
7.6. План аудита составляется на основании Программы аудиа не позднее 30 дней до начала внутреннего аудита СМ.
8.1. Для проведения внутренних аудитов СМ формируется группа внутреннего аудита. В группу внутреннего аудита может входить один или несколько внутренних аудиторов. Один из внутренних аудиторов в группе внутреннего аудита, как правило, назначается руководителем группы внутреннего аудита. Группа внутреннего аудита может включать в себя аудиторов-стажеров. Внутренними аудиторами являются сотрудники отдела качества Управления правового обеспечения и международного сотрудничества, прошедшие внутреннее обучение основам организации и проведения внутренних аудитов системы менеджмента и/или имеющие опыт в проведении аудитов систем менеджмента органов по оценке соответствия.
Руководитель группы внутреннего аудита составляет План аудита, согласовывает его с начальником отдела качества, утверждает у ПСМ и утвержденный План аудита направляет в структурное подразделение или территориальное управление Росаккредитации.
8.2. План аудита должен включать в себя или содержать ссылки на: цели аудита;
область аудита;
критерии аудита и ссылочные документы;
места проведения аудита, даты, ожидаемое время и продолжительность намеченных мероприятий по аудиту, включая совещания;
используемые при проведении аудита методы, включая объем или степень выборочного контроля, необходимого для получения достаточных свидетельств аудита, и проект программы выборочного контроля, если она применяется;
роли и обязанности членов группы по аудиту, а также сопровождающих лиц и наблюдателей;
распределение соответствующих ресурсов по "критичным местам" проведения аудита.
При необходимости в План аудита следует также включить:
определение представителей проверяемого структурного подразделения, территориального управления Росаккредитации для участия в аудите;
содержание отчета по аудиту;
материально-техническое обеспечение и коммуникационные средства, включая средства и необходимые подготовительные мероприятия на местах проверяемых подразделений;