____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 июня 2020 года на основании
приказа Минтруда России от 26 декабря 2019 года N 832н
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый* профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
________________
* Приложение в формате PDF см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
М.А.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 сентября 2015 года,
регистрационный N 38993
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 8 сентября 2015 года N 608н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
514 | |
Регистрационный номер |
Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании | 01.004 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ |
2310 | Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования | 2320 | Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
2351 | Специалисты по методике обучения | - | - |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
85.21 | Образование профессиональное среднее |
85.22.1 | Образование высшее - бакалавриат |
85.22.2 | Образование высшее - специалитет |
85.22.3 | Образование высшее - магистратура |
85.23 | Подготовка кадров высшей квалификации |
85.30 | Обучение профессиональное |
85.42 | Образование профессиональное дополнительное |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации | 6 | Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП | A/01.6 | 6.1 |
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации | A/02.6 | 6.1 | |||
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП | A/03.6 | 6.2 | |||
B | Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности | 6 | Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих | B/01.6 | 6.1 |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся | B/02.6 | 6.1 | |||
Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса | B/03.6 | 6.2 | |||
C | Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО | 6 | Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО | C/01.6 | 6.1 |
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии | C/02.6 | 6.1 | |||
D | Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО | 6 | Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования (ВО) | D/01.6 | 6.1 |
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии | D/02.6 | 6.1 | |||
E | Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) | 6 | Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора | E/01.6 | 6.1 |
Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) | E/02.6 | 6.1 | |||
F | Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации | 6 | Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и (или) дополнительного профессионального образования (ДПО) и (или) профессионального обучения | F/01.6 | 6.3 |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения | F/02.6 | 6.3 | |||
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик | F/03.6 | 6.3 | |||
G | Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП | 7 | Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП | G/01.7 | 7.3 |
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП | G/02.7 | 7.3 | |||
H | Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации <3> | 7 | Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) ДПП | H/01.6 | 6.2 |
Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации | H/02.6 | 6.2 | |||
Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий <4> | H/03.7 | 7.1 | |||
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) ДПП | H/04.7 | 7.1 | |||
I | Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации <5> | 8 | Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП | I/01.7 | 7.2 |
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и (или) ДПП | I/02.7 | 7.3 | |||
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП | I/03.7 | 7.2 | |||
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП | I/04.8 | 8.1 | |||
J | Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации | 8 | Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП | J/01.7 | 7.3 |
Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и (или) ДПП | J/02.8 | 8.2 | |||
Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану | J/03.8 | 8.2 | |||
Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов | J/04.8 | 8.2 | |||
Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану | J/05.8 | 8.2 | |||
Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП | J/06.8 | 8.3 |
Наименование | Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Преподаватель |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года |
Требования к опыту практической работы | Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <6> Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности <8> |
Другие характеристики | - |