Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 августа 2015 года N ГД-18-3/1039

О функционировании магазинов беспошлинной торговли



Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо* в отношении вопросов, регламентирующих порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли (далее - МБТ), и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Из указанного выше письма следует, что ФТС России предлагается передать в аренду земельные участки для строительства сети МБТ, которое будет осуществляться за счет средств арендаторов. Предполагается, что договоры аренды будут заключаться при условии перечисления арендатором в федеральный бюджет 5% от оборота товаров в МБТ.

В рассматриваемой ситуации следует отметить, что налогообложение операций определяется в зависимости от условий заключенных договоров. При этом для оценки налоговых последствий вопрос правовой квалификации сделки, а также анализ условий заключенного договора имеет первостепенное значение. До момента свершения сделки и анализа имеющихся документов, необходимых для оценки налоговых последствий по конкретной сделке, рассмотрение вопроса по существу не представляется возможным.

Вместе с тем, сообщаем, что в отношении налога на прибыль организаций специальных льгот и преференций для МБТ положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не установлено.

Что касается налога на добавленную стоимость (далее - НДС), то необходимо учитывать следующее.

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению НДС предоставление организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, за которые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами взимаются пошлины и сборы.

На основании пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля признается природным ресурсом.

Учитывая изложенное, арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, налогообложению НДС не подлежит.

Согласно подпункту 18 пункта 2 статьи 149 Кодекса операции по реализации на территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) налогоплательщику, осуществляющему указанные операции, к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Кроме того, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 151 Кодекса при помещении товаров под таможенные процедуры беспошлинной торговли НДС при ввозе этих товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не уплачивается.

Учитывая изложенное, при ввозе товаров, помещенных под таможенные процедуры беспошлинной торговли, а также при реализации товаров на территории Российской Федерации, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли, НДС не исчисляется и в бюджет не уплачивается.

В этой связи ФНС России отмечает, что формирование новой сети МБТ на сухопутных границах Российской Федерации может способствовать созданию условий для увеличения объемов ввозимых товаров, помещаемых под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли, в отношении которых НДС и таможенные пошлины не уплачиваются. В свою очередь, такое решение может привести к сокращению импорта аналогичных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и НДС при ввозе и, как следствие, возможному уменьшению налоговой базы при ввозе указанных товаров на территорию Российской Федерации и, соответственно, снижению поступлений от налоговых платежей в федеральный бюджет, уплачиваемых при ввозе на территорию Российской Федерации.

Кроме того, с точки зрения покупательной способности товары (как импортного, так и российского производства), реализуемые в новой сети МБТ, по ценам, не включающим таможенные пошлины и налоги, могут быть более привлекательны, по сравнению с аналогичными товарами, реализуемыми на территории Российской Федерации вне зоны МБТ по ценам, включающим соответствующие НДС, что потенциально может привести к оттоку покупателей, так как товары, реализуемые в сети МБТ будут дешевле по сравнению с аналогичными товарами, не помещенными под таможенную процедуру МБТ, реализуемыми на территории Российской Федерации. При таких условиях может снизиться конкурентоспособность товаров, реализуемых на территории Российской Федерации, в связи с чем будет возникать тенденция к сокращению объема продаж таких товаров, что также может негативно сказаться на росте налоговой базы по НДС и, как следствие на поступления от НДС в федеральный бюджет.

Учитывая вышеизложенное, создание сети МБТ на сухопутных границах Российской Федерации потенциально может привести к сокращению поступлений в федеральный бюджет, однако, в связи с отсутствием данных о количестве МБТ и предполагаемого объема товарооборота в них, дать оценку таких потерь не представляется возможным.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.Ю.Григоренко

     

     

Приложение

     

Федеральная служба безопасности Российской Федерации
СЛУЖБА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПИСЬМО

от 17 июля 2015 года N 8/К/7-6226

О функционировании магазинов беспошлинной торговли



Во исполнение поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 21 мая 2014 года N ИШ-П4-3719 и 31 октября 2014 года N ИШ-П4-8191 Федеральная таможенная служба РФ инициировала процедуру формирования принципиально новой сети магазинов беспошлинной торговли (далее - МБТ) на сухопутных границах Российской Федерации. При этом основным аргументом в пользу достижения максимального экономического эффекта при создании и дальнейшем эффективном функционировании МБТ приводится увеличение ассортимента товаров российских производителей, что помимо повышения бюджетных отчислений будет способствовать улучшению имиджа страны.

В этой связи ФТС России предлагает выделить земельные участки под строительство МБТ в железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска для их последующей передачи в оперативное управление таможенным органам. В последующем Служба организует передачу таких участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ в аренду для строительства МБТ, которое будет осуществляться за счёт средств арендаторов.

Предполагается, что заключение договоров аренды будет происходить с исполнителями при условии их обязательства по перечислению в федеральный бюджет 5% от оборота товаров в магазинах, а также по включению в ассортимент МБТ отечественных товаров с обеспечением доли их продаж не менее 30%.

Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, инициатива ФТС России противоречит действующему российскому законодательству, потребует внесения существенных изменений в нормативные правовые акты, а также создаст предпосылки к возникновению ущерба экономической безопасности Российской Федерации.

Учитывая изложенное, просим вас сообщить о нормативно-правовой базе, регламентирующей порядок функционирования МБТ, а также о наличии факторов, препятствующих их открытию в железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска.

Заместитель руководителя Службы -
начальник Управления
В.Г.Воронин




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»