Недействующий

     

Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 7 августа 2015 года N 08-1228

О направлении рекомендаций

____________________________________________________________________
Отозвано на основании
письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
 Минобрнауки России от 20 сентября 2016 года N 08-1954

____________________________________________________________________



Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - методические рекомендации), разработанные Российской академией образования.

Просим довести до сведения руководителей общеобразовательных организаций информацию о разработанных методических рекомендациях.

Директор Департамента
А.В.Зырянова

     

     

Приложение

     

Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования



С 1 сентября 2015 года во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации в штатном режиме вводится федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт). Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644, и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Данные материалы адресованы педагогическим работникам, родителям обучающихся, руководителям образовательных организаций, а также представителям органов государственно-общественного управления школ, общественных организаций.

Методические рекомендации могут быть использованы при организации разъяснительной работы с участниками образовательных отношений, при разработке как основной образовательной программы в целом, так и отдельных ее компонентов, локальных актов по основным вопросам организации образовательной деятельности и другой предусмотренной Стандартом документации.

1. Что такое "основное общее образование"


Основное общее образование является одним из уровней общего образования (наряду с уровнями дошкольного, начального общего и среднего общего образования) и направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

2. Где и в какой форме можно получить основное общее образование?


Основное общее образование можно получить:

в образовательной организации в очной, очно-заочной, заочной форме;

вне образовательной организации - в семье (семейное образование) (статьи 17 и 63 Федерального закона N 273-ФЗ).

Кроме того, обучающимся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ).

3. Какой срок установлен для получения основного общего образования в Российской Федерации?


В соответствии с пунктом 2 Стандарта, срок получения основного общего образования составляет пять лет.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования увеличивается не более чем на один год.

4. Каков порядок применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации основной общеобразовательной программы?


Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года N 2.

5. Обязан ли педагогический работник при переходе на Стандарт пройти повышение квалификации?


Согласно пункту 22 Стандарта непрерывное профессиональное развитие работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должно обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. Педагогический работник обязан систематически повышать свой профессиональный уровень (пункт 7 части 1 статьи 48 Федерального закона 273-ФЗ).

На основании статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодателю предоставлено право определять необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ. При этом, согласно части 2 статьи 197 ТК РФ, право работников на дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

В договоре (в том числе трудовом договоре) могут, к примеру, содержаться:

обязанности работодателя по обеспечению реализации требований Стандарта к уровню квалификации педагогического работника, к непрерывности его профессионального развития путем освоения дополнительных профессиональных программ; по предоставлению в соответствии со статьей 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работнику, направляемому на дополнительное профессиональное образование.

6. Каким образом в Стандарте учтены национальные и этнокультурные особенности народов России?


Стандарт учитывает национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Учебные планы основных образовательных программ основного общего образования должны обеспечивать возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливать количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Кроме того, согласно Стандарту предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" является обязательной. Изучение данной предметной области должно обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область может быть реализована через включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей, а также учебный предмет по выбору участников образовательных отношений и в рамках внеурочной деятельности.

7. Какие предметные области являются обязательными при реализации Стандарта?


В соответствии со Стандартом обязательными являются следующие предметные области:

"Филология" (учебные предметы "Русский язык. Родной язык", "Литература. Родная литература", "Иностранный язык. Второй иностранный язык");

"Общественнонаучные предметы" (учебные предметы "История России", "Всеобщая история", "Обществознание", "География");

"Математика и информатика" (учебные предметы "Математика", "Алгебра", "Геометрия", "Информатика");

"Основы духовно-нравственной культуры народов России";

"Естественнонаучные предметы" (учебные предметы "Физика", "Биология", "Химия");

"Искусство" (учебные предметы "Изобразительное искусство", "Музыка");

"Технология" (учебный предмет "Технология");

"Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" (учебные предметы "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности").

8. Является ли обязательным изучение второго иностранного языка?


Стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области "Филология") вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе.

9. Какой нормативный документ регламентирует порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основной образовательной программе основного общего образования?


Организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательной программе основного общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1015.

10. Что такое сетевая форма реализации общеобразовательной программы?


Сетевая форма реализации образовательной программы предполагает совместную реализацию образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением, при необходимости, организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется образовательными организациями на основании договора (статья 15 Федерального закона 273-ФЗ).

11. На основе каких нормативных документов разрабатываются рабочие программы учебных предметов?


Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных рабочих программ учебных предметов).

Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов (пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ)

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.

12. Что должны включать в себя рабочие программы учебных предметов и курсов?


Рабочие программы учебных предметов и курсов в соответствии со Стандартом должны содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

общую характеристику учебного предмета, курса;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; перечень лабораторных работ, опытов, демонстраций, экскурсий, проектов (в зависимости от специфики учебного предмета). Объем времени, выделяемый на изучение учебного предмета, определяется с учетом примерного учебного плана основного общего образования, различные варианты которого включены в примерную основную образовательную программу основного общего образования.

13. На основании каких нормативных документов разрабатывается учебный план?


Учебный план является одним из основных механизмов реализации основной образовательной программы и определяет общий объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных учебных планов).

Согласно Стандарту учебный план должен включать количество учебных занятий за 5 лет (с 5 по 9 классы) в объеме не менее 5267 и не более 6020 часов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»