Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (постатейный)
Предметом регулирования комментируемого Закона являются отношения, возникающие в связи с проведением спецоценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года, фактически она является дальнейшим продолжением и развитием аттестации рабочих мест.
До принятия комментируемого закона в РФ предусматривалось три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными факторами:
- аттестация рабочих мест;
- специальная оценка условий труда;
- государственная экспертиза.
По результатам аттестации рабочих мест сотрудникам организаций сокращалась продолжительность рабочего времени, устанавливались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, выплачивались компенсации. Специальная оценка условий труда проводилась в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России по дополнительным тарифам. Государственную экспертизу проводил Роструд.
Специальная оценка условий - это комплекс последовательно выполняемых мероприятий с целью идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня воздействия установленных опасных факторов. Поэтому можно сказать, что специальная оценка труда объединила все вышеназванные процедуры: исследования рабочих мест проводится однократно и результаты используются для:
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- установления предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций для сотрудников;
- проведения предварительных и периодических медосмотров;
- установления дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ;
- расчета скидки (надбавки) к страховому тарифу взносов на "травматизм"
- подготовки статистической отчетности об условиях труда.
Комментируемый Закон предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявить и оценить вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах.
Методика перехода к спецоценке условий труда предусматривает:
- идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- проведение измерений и оценок уровней указанных факторов;
- распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные, допустимые, вредные, опасные);
- использование для спецоценки результатов производственного контроля.
Специальная оценка условий труда проводится на основании гражданско-правового договора, заключенного между работодателем и специализированной организацией. В соответствии с комментируемым Законом, в спецоценке условий труда участвуют три стороны:
- работодатель;
- организация, привлекаемая для проведения спецоценки условий труда;
- работник.
Каждая из сторон на время проведения спецоценки условий труда наделяется правами и обязанностями.
1. Комментируемая статья определяет круг источников права, регулирующих отношения, возникающие в сфере спецоценки условий труда. Иерархия, приведенная в статье, довольно традиционна для любой отрасли российского права. Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим спецоценку условий труда, является ТК РФ. Его юридическая роль состоит в следующем:
- разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений. В ходе указанного разграничения система и порядок проведения спецоценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организация контроля качества проведения спецоценки условий труда отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст.6);
- закреплено право работника на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о спецоценке условий труда (ст.21);
- установлена обязанность работодателя исполнять требования законодательства о спецоценке условий труда (ст.22);
- со специальной оценкой условий труда связаны такие правовые институты трудового права, как сокращенная продолжительность рабочего времени (ст.92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.117) и т.п.
Следующим в перечне нормативных правовых актов, регулирующих вопросы спецоценки условий труда, назван комментируемый Закон. Он вступил в силу 1 января 2014 года (за исключением ст.28) и направлен на комплексное регулирование правоотношений, круг которых очерчен в ст.1 комментируемого Закона. Этот нормативный правовой акт является базовым, именно он содержит главные законодательные определения многих понятий, конкретизирует формулировки ТК РФ относительно прав и обязанностей работника и работодателя в сфере спецоценки условий труда, регулирует деятельность организаций, проводящих указанную оценку, и пр.
Бесспорно, особая роль комментируемого Закона подтверждается и ч.2 комментируемой статьи, предусматривающей, что нормы иных правовых актов, принятых в указанной сфере, должны соответствовать положениям ТК РФ и комментируемого Закона. Это достаточно традиционный подход, реализуемый законодателем во всех относительно узких отраслях правового регулирования. Базовый закон всегда наделяется более высокой юридической силой по сравнению с другими законами (хотя формально для этого нет убедительных оснований, но есть причины юридико-технического характера). В случае обнаруженного противоречия правоприменитель должен руководствоваться правовым актом большей юридической силы. В отношении судов такая обязанность прямо предусмотрена в п.7 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
2. Иными правовыми источниками, содержащими нормы о спецоценке условий труда, могут быть федеральные законы и иные нормативные акты РФ, под которыми понимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч.1 ст.90 Конституции РФ. Согласно ч.2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В ч.3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.
Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч.3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
3. Часть 3 комментируемой статьи содержит традиционную формулировку, согласно которой при конкуренции норм, регулирующих спецоценку условий труда, применению подлежит международный договор.
Согласно ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров (23 мая 1969 года) под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Сходная формулировка применяется отечественным законодателем: согласно ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" термин "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Как следует из п.3 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для РФ, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. Суды, как указано в п.4 данного постановления, должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (правило ст.24 Венской конвенции о праве международных договоров).
Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст.6 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации":
- подписания договора;
- обмена документами, образующими договор;
- ратификации договора;
- утверждения договора;
- принятия договора;
- присоединения к договору;
- применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
Также международный договор подлежит применению при рассмотрении и разрешении дела судом, если данный договор вступил в силу в отношении РФ.
1. В рассматриваемой статье дано ключевое для комментируемого Закона определение спецоценки условий труда, которая представляет собой единый комплекс последовательных мероприятий. Указанные мероприятия относятся к одному из двух видов деятельности:
- идентификации определенных факторов производственной среды и трудового процесса;
- оценке уровня воздействия указанных факторов на работника.
При этом важно учесть следующее:
1) идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов являются процессы сопоставления и установления совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
2) идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку условий труда (см. комментарий к ст.10 Закона);
3) все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям;
4) исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей спецоценку условий труда (см. комментарий к ст.12 Закона).
Как следует из приказа Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н, выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:
- технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
- технологической документации, характеристик технологического процесса;
- должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
- проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
- характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
- деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
- результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.
Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.
Оценка условий труда проводится с соблюдением установленных методов и правил. Ее главная цель - установить, насколько те или иные производственные факторы отклоняются от установленных нормативов. В комментируемой статье оговорено, что нормативы (гигиенические нормативы) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Речь идет о санитарно-эпидемиологическом нормировании, в котором можно выделить следующие подгруппы нормативных актов:
1) акты, нормирующие проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию предприятий: