Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации
(постатейный)


Автор: Рыжаков А.П. заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала ЧУ ВО "Международный юридический институт"

Комментарий к статье 1

1. Осуществление правосудия только судом - это принцип, положение, отражающие сущность и демократизм российского арбитражного процесса.

2. Согласно ч.1 ст.118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, входящим в судебную систему Российской Федерации. К числу таковых относятся и арбитражные суды.

3. Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118 Конституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия арбитражным судом.

________________

По аналогии с толкованием гражданско-процессуального института. См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С.282.

4. Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами. У арбитражных судов трехуровневая система, которую составляют:

- арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

- арбитражные апелляционные суды;

- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

- специализированные арбитражные суды (ст.3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

________________

См.: Собр.законодательства РФ. - 1995. - N 18. - Ст.1589.

5. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, признается Верховный Суд РФ. Однако он не отнесен ст.3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к числу судов, которые составляют систему арбитражных судов в Российской Федерации. В то же время именно он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

6. В каждом субъекте Российской Федерации действует один арбитражный суд области (республики, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа). Федеральным законом установлен состав судебных округов, где дополнительно созданы федеральные арбитражные суды округов, которые являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов, принятых нижестоящими арбитражными судами в первой и апелляционной инстанциях, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

7. В Российской Федерации действуют Арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа и Центрального округа (ст.24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

8. Приведенный перечень арбитражных судов исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды правосудия не осуществляют.

9. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом, не допускается (ч.1 ст.4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

________________

См.: Собр.законодательства РФ. - 1997. - N 1. - Ст.1.

10. В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" одним из путей осуществления правосудия является разрешение споров и рассмотрение в судебных заседаниях гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.

________________

См.: Собр.законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст.898.

11. Под понятием правосудия, использованном в к.с., понимается деятельность арбитражного суда по рассмотрению подведомственных ему дел, в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, в процессе которого дело разрешается по существу.

12. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Деятельность арбитражных судов урегулирована Арбитражным процессуальным кодексом, а деятельность судов общей юрисдикции - Гражданским процессуальным кодексом.

13. Арбитражный процесс осуществляется только арбитражными судами в лице судей, исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей (ч.1 ст.1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

14. Судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Для кандидатов в судьи вышестоящих судов требования несколько иные. Так, судьей арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее семи лет, а судьей Верховного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее десяти лет (ст.ст.4, 4.1 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

________________

См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - N 30. - Ст.1792.

15. Судьи арбитражных судов округов, специализированных арбитражных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда РФ (ч.ч.1-3 ст.6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Сам же Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность также Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ч.2 ст.6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

16. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч.3 ст.6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

17. Председатели, заместители председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч.7 ст.6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

18. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане - лица, наделенные в порядке, установленном Федеральным законом от 30 мая 2001 года N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (ч.1 ст.1 Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации").

________________

См.: Собр.законодательства РФ. - 2001. - N 23. - Ст.2288.

19. Арбитражными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет, если они:

а) не имеют судимости;

б) не совершили поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

в) дееспособны;

г) не замещают государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъектов Российской Федерации, должность государственной гражданской службы Российской Федерации, или же муниципальную должность (должность муниципальной службы);

д) не являются судьей, прокурором, военнослужащим, следователем, адвокатом, нотариусом, лицом, принадлежащим к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

е) не состоят на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах (ст.2 Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации").

20. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном настоящим АПК РФ. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу (ч.2 ст.1 Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации").

21. См. также комментарий ст.ст.17, 27-33, 135 АПК РФ.

Комментарий к статье 2

1. Формулируя задачи судопроизводства в арбитражных судах, законодатель в к.с. закрепил цели, стоящие перед всем арбитражным процессом.

2. Комплексный анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что у арбитражного процесса имеется два вида целей:

Непосредственные цели:

а) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть более высокого уровня:

а) укрепление законности;

б) предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

в) формирование уважительного отношения к закону и суду;

г) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

3. Соблюдение процессуальных сроков судом не является самостоятельной целью судопроизводства в арбитражных судах и направлено на обеспечение стабильности и определенности как в спорных материальных правоотношениях, так и в возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях, в рамках выполнения задачи по осуществлению справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

________________

См.: О процессуальных сроках: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 года N 99 // Вестник экономического правосудия РФ. - 2014. - N 3.

4. В соответствии со ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это означает, что государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Данная обязанность вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в ст.ст.8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также в п.2, подп."а" п.3 ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах.

5. Согласно п.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита - полной и эффективной, если допущена судебная ошибка.

________________

См.: По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Конституционного суда РФ от 3 февраля 1998 года N 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1998. N 3.

6. В соответствии со ст.31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре судебная власть в Российской Федерации выступает одним из гарантов прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищает эти права и свободы посредством пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

________________

См.: О некоторых вопросах деятельности арбитражных судов в связи с принятием Основ законодательства РФ о культуре: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 февраля 1993 года N С-8/ОСЗ-67.

7. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для арбитражных судов как одной из ветвей власти заключается в повышении эффективности правосудия.

________________

См.: О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики: Информационно-методическое письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 1997 года N 6 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1997. N 5.

8. В целях решения задач арбитражного судопроизводства, а также создания условий для более полного осуществления конституционного права на судебную защиту, наряду с первой и апелляционной инстанциями в АПК РФ Российской Федерации предусмотрены кассационная и надзорная инстанции.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs