ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от "____"____________ 201__ года N ___
Об утверждении Положения о единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
В целях совершенствования гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые:
изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации
1.1. Положение о единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации (далее - Положение) разработано с целью формирования основ её создания и обеспечения функционирования как одной из основных задач, определенных основами государственной политики в области обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности населения Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации (далее - СНЛК).
1.3. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и представляет совокупность пунктов наблюдения и лабораторного контроля, созданных на базе самостоятельных учреждений и организаций (далее - учреждений СНЛК), выполняющих функции наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации.
1.4. Общее руководство СНЛК осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
1.5. Непосредственное руководство учреждениями СНЛК в соответствии с ведомственной принадлежностью осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Научно-методическое обеспечение деятельности учреждений, входящих в СНЛК, осуществляют организации и учреждения научно-технического и производственного профиля.
1.6. МЧС России, его территориальные органы, совместно с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (органами управления ГО), организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в состав СНЛК на подведомственной территории, контролируют состояние готовности СНЛК к выполнению основных задач и функций, осуществляют непосредственное руководство их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2.1. СНЛК предназначена для обнаружения и идентификации различных видов загрязнения и заражения объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами на территории Российской Федерации.
2.2. Основными задачами СНЛК являются:
наблюдение (мониторинг) и лабораторный контроль состояния радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановки на территории Российской Федерации;
участие в мирное и военное время в мероприятиях по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, вызванных зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными (далее - РВ), отравляющими (далее - ОВ), аварийно химически опасными (далее - АХОВ) веществами и биологическими средствами (далее - БС).
2.3. Основными функциями СНЛК являются:
своевременное обнаружение радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, диагностика заразных, в том числе особо опасных, болезней человека, животных и растений;
организация и проведение радиационной, химической и биологической (эпидемиологической) разведки для выявления и установления границ территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;
установление наличия и вида возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений;
осуществление сбора, обобщения и анализа информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
оценка и прогнозирование дальнейшего развития радиационной, химической и биологической обстановки;
подготовка предложений органам государственной власти и органам местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;
организация и обеспечение готовности учреждений, входящих в СНЛК, к проведению мероприятий по локализации и ликвидации очагов радиационного, химического, биологического и иного заражения;
проведение лабораторных индикационных исследований различных материалов из объектов окружающей среды с целью обнаружения возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, а также лабораторных диагностических микробиологических исследований клинического материала от больных людей (подозрительных на инфекционное заболевание), животных и растений;
измерение мощности амбиентного эквивалента дозы ионизирующих излучений (далее - МАЭД) на местности;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды и установление радионуклидного состава исследуемых проб;
установление наличия в объектах окружающей среды возбудителей болезней растений, на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;
отбор и доставка проб для проведения экспертизы и исследований по определению их загрязненности РВ, зараженности ОВ, АХОВ и БС;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы на загрязненность РВ, зараженность ОВ, АХОВ и БС;
проведение длительных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, флоры и фауны на стационарных контрольных участках;
совершенствование методов и технических средств наблюдения и лабораторного контроля;
обеспечение подготовки специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения и диагностике БС, работающих в учреждениях, входящих в СНЛК.
3.1. СНЛК состоит из территориальных и функциональных сетей, отдельных учреждений соответствующего профиля и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
3.2. Территориальные сети СНЛК создаются в субъектах Российской Федерации для наблюдения и лабораторного контроля в пределах их территорий. В территориальные сети СНЛК включаются учреждения и организации независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории субъекта Российской Федерации.
Организация, состав сил и средств территориальных сетей СНЛК, а также функции и порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.3. Состав и структура функциональных сетей СНЛК определяются создающими их федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией "Росатом".
Функциональные сети СНЛК работают в тесном взаимодействии с территориальными сетями СНЛК.
3.4. Координация деятельности СНЛК осуществляется координационными органами.
Координационными органами СНЛК являются:
на федеральном уровне - МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, подведомственных организаций и основных функций, выполняемых ими в рамках СНЛК;
на межрегиональном уровне - региональные центры МЧС России;
на региональном и муниципальном уровнях - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации совместно с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
на объектом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
4.1. К силам и средствам СНЛК относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций научно-технического и производственного профиля независимо от форм собственности, включенные в структуру СНЛК с учетом их компетенции, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации.
4.2. Состав и структура сил и средств функциональных сетей СНЛК, в том числе сил постоянной готовности, определяется и формируется создающими их федеральными органам исполнительной власти, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны и защиты населения и согласовывается с МЧС России:
4.2.1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
4.2.1.1. ФКУ "Центр Антистихия" МЧС России:
организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности СНЛК по вопросам проведения наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью (зараженностью) продуктов питания, сырья животного и растительного происхождения, объектов окружающей среды потенциально опасными в радиационном, химическом и микробиологическом отношении продуктами и веществами;
разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
организация взаимодействия и координация деятельности учреждений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам создания и функционирования СНЛК;
развитие и совершенствование методов и способов контроля и прогнозирования радиационной, химической и биологической обстановки;
сбор, анализ и обобщение информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении объектов окружающей среды на территории Российской Федерации;
прогнозирование радиационной, химической, эпидемиологической и эпизоотической обстановки и разработка предложений по ее нормализации;
организация выполнения силами СНЛК оперативного радиационного, химического, биологического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;
проведение контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения и др.;
организация и координация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов СНЛК;
участие в международных программах и мероприятиях по интеркалибровке дозиметрической и химической измерительной аппаратуры.
4.2.1.2. Химико-радиометрические лаборатории МЧС России:
проведение радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения и др.
4.2.2. Министерство здравоохранения Российской Федерации:
4.2.2.1. Федеральное медико-биологическое агентство (далее - ФМБА России):
проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, силами создаваемых на их базе формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);
установление в объектах окружающей среды и среды обитания наличия ОВ, АХОВ и проведение их идентификации;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды (воздух, вода, почва) продуктов питания, а также в патологических материалах взятых от людей и животных;
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
проведение экспертизы продуктов питания на наличие РВ, ОВ, АХОВ с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
измерение мощности дозы в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды, пробах продовольствия, сырья животного и растительного происхождения на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
установление границ зон радиоактивного загрязнения и химического заражения;
измерение характеристик источников ионизирующих излучений в объектах окружающей среды;