Недействующий

     

Проект

     

Вносится Государственным Собранием -
Курултаем Республики Башкортостан

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

     

     

Статья 1


Внести в пункт 2 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2002, N 44, ст.4298; 2003, N 50, ст.4848; 2007, N 1, ст.46; 2009, N 52, ст.6453; 2011, N 11, ст.1495; N 50, ст.7362; 2012, N 49, ст.6752) изменение, заменив слова "двух тысяч пятисот рублей" словами "четырех тысяч рублей".

Статья 2


Внести в статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; N 44, ст.4298; 2003, N 50, ст.4847; 2007, N 26, ст.3089; 2008, N 20, ст.2259; 2012, N 49, ст.6752) следующие изменения:

1) в абзаце втором слова "одной тысячи" заменить словами "двух тысяч";

2) в примечании слова "одну тысячу" заменить словами "две тысячи".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"



Одним из квалифицирующих признаков, предусмотренных частью 2 статьи 158 (Кража) и иными статьями главы 21 (Преступления против собственности) Уголовного кодекса Российской Федерации, является причинение значительного ущерба гражданину. Проектом федерального закона в пункте 2 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается верхний предел суммы, ниже которой ущерб гражданину не признается значительным, увеличить с 2,5 тысячи до 4 тысяч рублей. Полагаем, что данное изменение будет способствовать обеспечению неотвратимости и справедливости уголовной ответственности, а также достижению таких целей уголовного наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Проектом также предусматривается внесение изменений в статью 7.27 (Мелкое хищение) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей (примечание к статье 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Последние изменения в примечание к указанной статье вносились Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". При этом реалии общественной жизни, а также повышение цен на предметы материального мира требуют соответствующего реагирования. В связи с этим предлагается установленный в примечании к статье 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер мелкого хищения увеличить с одной тысячи рублей до двух тысяч рублей.

Хищения занимают ведущее место в структуре преступлений (по данным Российской криминологической ассоциации). Данное обстоятельство в определенной степени связано и с существующими размерами мелкого хищения, значительного ущерба, причиненного преступлением.

Год

Количество
преступлений

В % ко
всем зарегистрированным
преступлениям

Количество
привлеченных к
ответственности

В % ко
всем привлеченным
к ответственности

1997

1424149

59,4

713182

52,0

1998

1539357

59,6

746902

50,4

1999

1848393

61,6

920076

53,6

2000

1733302

58,7

879306

50,5

2001

1724147

58,0

797622

48,5

2002

1375483

54,4

514002

40,9

2003

1646691

59,7

533462

43,1

2004

1891649

65,4

650006

53,2

2005

2367425

66,6

695304

53,6

2006

2535860

65,8

735076

54,0

2007

2327625

65,0

712092

54,0

2008

1999821

62,3

655173

52,2

2009

1798549

60,1

576506

47,3

2010

1603449

61,0

545616

49,1


В связи с этим проект согласуется с идеей необходимости обеспечения принципов справедливости, гуманности и экономии мер уголовной репрессии.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходования средств федерального бюджета.

Председатель
Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан
К.Толкачев

     

     

Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"



Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".

Законопроектом предлагается увеличить с одной тысячи до двух тысяч рублей размер мелкого хищения, ответственность за которое установлена статьёй 7.27 КоАП РФ, и тем самым декриминализировать деяния, предусмотренные статьями 158-160 УК РФ, если они совершены без отягчающих обстоятельств, а стоимость похищенного имущества не превышает двух тысяч рублей. Кроме того, установленную примечанием 2 к статье 158 УК РФ нижнюю границу значительного ущерба, причинённого гражданину, (квалифицирующий признак ряда преступлений, предусмотренных главой 21 УК РФ) предлагается повысить до четырёх тысяч рублей.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что такая корректировка размеров ущерба для целей хищения будет соответствовать реальному развитию социально-экономических отношений в обществе и способствовать обеспечению справедливости уголовной ответственности.

Представленный законопроект концептуально согласуется с обсуждаемой в настоящее время в судейском сообществе идеей о необходимости в целях обеспечения принципов справедливости, гуманности и экономии мер уголовной репрессии законодательно увеличить до трёх тысяч рублей размер мелкого хищения, признаваемого административным правонарушением.

Устанавливаемые и применяемые государством меры публично-правовой ответственности должны быть соразмерны степени общественной опасности совершённого правонарушения и значимости защищаемых интересов. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Поскольку меры уголовной ответственности являются исключительным средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения, их использование недопустимо в тех случаях, когда достаточно применения к виновному, например, мер административной ответственности.

Представленная законодательная инициатива отвечает указанным требованиям. С учётом изложенного концепция законопроекта поддерживается.

Вместе с тем необходимо отметить, что для внесения законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом, каковым является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, необходимо представить соответствующее решение этого органа (часть третья статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

А.А.Толкаченко

     

     

Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 7.27 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях", вносимый в Государственную Думу Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в пункт 2 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) в части увеличения размера значительного ущерба, связанного с совершением преступлений против собственности, который предлагается установить в размере не менее четырех тысяч рублей, и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в части увеличения размера мелкого хищения и нижнего предела наказания в виде административного штрафа до двух тысяч рублей.

Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагаемые изменения обусловлены необходимостью приведения положений уголовного и административного законодательства в части разграничения мер ответственности за хищения в соответствие с реалиями современной общественной жизни. Направленность законопроекта сомнений не вызывает.

Вместе с тем предлагаемые законопроектом размер значительного ущерба и предельная стоимость похищенного имущества для целей статьи 158 УК и статьи 7.27 КоАП соответственно должны основываться на анализе судебной практики по уголовным делам рассматриваемой категории, статистических данных, необходимых для установления эффективности уголовного закона.

Кроме того, определение значительного ущерба, причиненного гражданину, относится и к иным преступлениям против собственности (глава 21 УК).

Однако в пояснительной записке к законопроекту изменения обосновываются только применительно к краже.

Правительство Российской Федерации считает необходимым доработать законопроект с учетом изложенных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Приходько




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 14.01.2015

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»