МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от "___" _____________ 2014 года N ____
В соответствии с частью 7 статьи 9 и частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366) и пунктом 2 перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года N 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2056),
приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека прилагаемые особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Министр
М.А.Топилин
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от ____________ ____ года N _____
1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее соответственно - рабочие места, члены экипажа, суда) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда с учетом настоящих Особенностей.
________________
Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 года N 31689).
2. Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, должны пройти аварийно-спасательную подготовку, инструктаж по эксплуатации бортовых систем жизнеобеспечения и предполетный медицинский осмотр в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и федеральными авиационными правилами.
3. Деятельность экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется под контролем представителя работодателя.
4. В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия) могут быть включены представители федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" и Профсоюза летного состава России.
5. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов проводятся до и после запуска двигателей (в том числе при работе вспомогательной силовой установки и включенной системе кондиционирования воздуха) для получения фоновых показателей и на всех этапах полета (взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, посадка) в эксплуатационном режиме, определенном руководствами по летной и технической эксплуатации конкретного типа судна, а также во время предполетных и послеполетных работ.
6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах членов летных экипажей судов допускается проводить во время специального полета без пассажиров продолжительностью не менее 2-х часов.
При этом взлет должен производиться с максимальным допустимым взлетным весом, а исследования (испытания) и измерения в вредных и (или) опасных факторов производственной среды горизонтальном полете должны проводиться на максимальном и крейсерском эшелонах полетов.
7. Рабочие места однотипных воздушных судов (одного и того же проекта), построенных на одном предприятии, имеющих одни и те же механизмы и системы, технологическое оборудование, численность членов экипажа (далее - однотипные суда), на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса признаются аналогичными при условии, что такие воздушные суда не являются однотипными судами различной модификации.
8. Допускается проведение специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями в отношении аналогичных рабочих мест, указанных в пункте 7 настоящих Особенностей, при этом данными работодателями создается единая комиссия, в состав которой включаются представители всех работодателей, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, включая специалистов по охране труда, представители выборных органов первичных профсоюзных организаций или иных представительных органов работников данных работодателей.
9. По решению комиссии специальная оценка условий труда может проводиться:
а) у работодателя, имеющего от 2 до 5 однотипных судов одной модификации - на одном из таких однотипных судов;
б) у работодателя, имеющего более 5 однотипных судов одной модификации - на 20% от общего количества таких однотипных судов, но не менее чем на 2 судах.
10. В случаях, указанных в пункте 8 настоящих Особенностей, по решению комиссии специальная оценка условий труда проводится:
а) при наличии у работодателей от 2 до 5 однотипных судов одной модификации - на одном из таких однотипных судов;
б) при наличии у работодателей более 5 однотипных судов одной модификации - на 20% от общего количества таких однотипных судов, но не менее чем на 2 судах.
11. При наличии результатов специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с пунктом 8 настоящих Особенностей, комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, может быть принято решение об использовании в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды результатов таких исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в отношении рабочих мест членов летных экипажей судов того же типа и модификации во время специального полета согласно пункту 6 настоящих Особенностей.
При этом использование результатов указанных исследований (испытаний) и измерений допускается в случае, если техническая и технологическая оснащенность судна полностью соответствует характеристикам типа и модификации судна, указанным в документации завода-изготовителя.
12. Результаты проведения специальной оценки условий труда действуют на весь период эксплуатации типа судна.
13. Обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах подлежат следующие параметры микроклимата: температура и влажность воздуха.
14. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в дополнение к производственным факторам, указанным в части первой статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условии труда", подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366.
а) барометрическое давление;
б) напряженность трудового процесса:
- нагрузка на вестибулярный анализатор (ускорения: угловые, прямолинейные, Кориолиса; турбулентность; необычная пространственная ориентировка; измененная гравитация);
- пересечение часовых поясов в течение рабочего дня;
- нагрузка на слуховой анализатор при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов (для членов летного экипажа судна);
- количество посадок за смену.
На рабочих местах судов с максимальным эшелоном полета выше 7000 метров в обязательном порядке подлежит исследованиям (испытаниям) и измерениям ионизирующие излучения.
15. При проведении исследований (испытаний) и измерений показателей уровня шума на рабочих местах членов летного экипажа судна учитывается следующее:
а) дополнительная акустическая нагрузка в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена принимается равной 12 дБА;
б) длительность периода активного прослушивания эфира и речевого радиообмена принимается равной 50% полетного времени;
________________
Для целей настоящих Особенностей полетное время принимается равным 8 часам, полетная смена - 12 часам.
в) длительность периода воздействия уровня звука с учетом авиагарнитуры принимается равной 50% полетного времени.
16. Среднее значение уровня звука для членов летного экипажа судна определяется как среднее арифметическое по формуле:
, дБА (1),
где
, , , ... - измеренные уровни, дБА;
n - число измерений;
- акустическая нагрузка в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена, равная 12 дБА.
17. При проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах исследования (испытания) и измерения неионизирующих излучений осуществляются с включенным метеорологическим радиолокатором с учетом диапазонов электромагнитных излучения радиочастотного диапазона, указанных в эксплуатационной документации судна.
18. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества.
19. Отнесение условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда при воздействии барометрического давления осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Особенностям.
20. Отнесение условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса осуществляется в соответствии с приложением N 2 к настоящим Особенностям.
21. В дополнение к сведениям, указываемым в отчете о проведении специальной оценки условий труда, приводятся следующие данные:
________________
а) наименование и бортовой (заводской) номер судна;
б) наименование и номера двигателей и вспомогательной силовой установки;
в) наработка планера и двигателей судна, дата последнего капитального ремонта;
г) тип применяемого топлива и смазочных масел (для химического фактора);
д) этап полета (взлет - набор высоты, горизонтальный полет, снижение - посадка) и фактическое значение измеряемого параметра.
Отнесение условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации при воздействии барометрического давления в зависимости от высоты полета
________________
Значения указаны для крейсерского эшелона полета воздушного судна.
Наименование типа | Класс (подкласс) условий труда | ||
воздушного судна | допустимый | вредный | |
гражданской авиации | 2 | 3.1 | 3.2 |
Для воздушных судов с герметичной кабиной | до 999 м | от 1000м до 3999 м | свыше 4000 м |
Для воздушных судов с негерметичной кабиной | до 499 м | от 500м до 999 м | свыше 1000 м |