МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 декабря 2014 года N 2156

Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе



В соответствии с частью 5 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч.1), ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30 (ч.1), ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930, 2933; N 26 (ч.1), ст.3388; N 30 (ч.1), ст.426)

приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года N 166 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе" (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2012 года, регистрационный N 23920).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П.Ивлиева.

Министр
В.Р.Мединский


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

15 января 2015 года,

регистрационный N 35546

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
 Министерства культуры
Российской Федерации
от 12 декабря 2014 года N 2156

     
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" (далее - программа "Музыкальный фольклор") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в области искусств при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области ансамблевого пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

- подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

- обеспечения преемственности программы "Музыкальный фольклор" и основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области музыкального искусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы "Музыкальный фольклор" для детей, поступивших в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (далее - образовательная организация), в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Музыкальный фольклор" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы "Музыкальный фольклор" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на 1 год.

1.6. Образовательная организация имеет право реализовывать программу "Музыкальный фольклор" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе "Музыкальный фольклор" образовательная организация проводит индивидуальный отбор детей с целью выявления лиц, имеющих необходимые творческие способности и физические данные. Индивидуальный отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением.

1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Музыкальный фольклор", разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.

II. Используемые сокращения

2.1. В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

программа "Музыкальный фольклор" - дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор";

ОП - образовательная программа.

III. Требования к минимуму содержания программы "Музыкальный фольклор"

3.1. Минимум содержания программы "Музыкальный фольклор" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Музыкальный фольклор" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;

- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы "Музыкальный фольклор" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

- знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных жанров народной музыки;

- знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей фольклорного коллектива;

б) инструментального:

- знаний основного репертуара народного инструмента;

- знаний различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»