ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2014 года N 5-17

О внесении изменений и дополнений в Положение о технической инспекции труда, утвержденное постановлением Исполкома ФНПР от 19.12.2005 N 7-6

(с изменениями на 15 ноября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Исполкома ФНПР от 15 ноября 2022 года N 13-7.

____________________________________________________________________



1. Внести изменения и дополнения в Положение о технической инспекции труда, утвержденное постановлением Исполкома ФНПР от 19.12.2005 N 7-6, и утвердить его в новой редакции (прилагается).

2. Внести изменения и дополнения в формы к Положению о технической инспекции труда и утвердить их в новой редакции:

19-ТИ - отчет о работе технического (главного технического) инспектора труда, технических инспекций труда (приложение N 1);

1-ТИ - представление об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда, окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, специальной оценке условий труда (приложение N 2);

2-ТИ - требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении норм законодательства об охране труда, окружающей среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, специальной оценке условий труда (приложение N 3);

3-ТИ - требование о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (приложение N 4);

3. Оставить без изменения форму удостоверения технического (главного технического) инспектора труда (приложение N 5).

4. Руководителям общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных, межрегиональных объединений организаций профсоюзов обеспечить своевременное представление отчетов по форме 19-ТИ в Техническую инспекцию труда ФНПР в электронной форме.

Приложение
к постановлению
Исполнительного комитета ФНПР
от 13 октября 2014 года N 5-17
(В редакции, введенной в действие
постановлением Исполкома ФНПР
от 15 ноября 2022 года N 13-7
. -
См. предыдущую редакцию)

     

     Положение о технической инспекции труда

     

     

     1. Общие положения

1.1. Положение о технической инспекции труда* разработано на основании и в соответствии с Уставом ФНПР, федеральными законами: "Трудовой кодекс Российской Федерации"; "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; "О специальной оценке условий труда"; "Об охране окружающей среды", а также другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

________________

* Далее по тексту "Положение".

1.2. Положение распространяется на все членские организации ФНПР.

1.3. Положение определяет основные цели, задачи, права и обязанности, организационное строение и организацию деятельности технической инспекции труда.

1.4. Техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, объединяемых ФНПР, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами ФНПР, общероссийских, межрегиональных профсоюзов, территориальных, межрегиональных объединений организаций профсоюзов и настоящим Положением.

1.5. Техническая инспекция труда работает в непосредственном контакте с выборными органами соответствующих первичных профсоюзных организаций, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами, у которых в уставной деятельности отражены вопросы охраны труда и окружающей среды.

1.6. Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами законодательной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими функции в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями.

1.7. На основании и в соответствии с настоящим Положением общероссийские, межрегиональные профсоюзы могут разрабатывать и принимать свои положения о технической инспекции труда, учитывающие отраслевые особенности.

При этом форма 19-ТИ - отчет о работе технического (главного технического) инспектора труда, технических инспекций труда членских организаций ФНПР (приложение N 5 к настоящему Положению) является обязательной и не подлежит изменению. При необходимости проведения дополнительного анализа, а также учета, связанного с осуществлением деятельности по охране труда, в т.ч. профсоюзных активистов, членские организации ФНПР могут, кроме прилагаемой формы 19-ТИ, вводить дополнительную форму отчетности для внутреннего пользования.

1.8. Технические (главные технические) инспекторы труда имеют удостоверение единого образца, а также используют единые формы 1-ТИ - представление, 2-ТИ - требование о привлечении к ответственности, 3-ТИ - требование о приостановке работ и 19-ТИ - отчет о работе технического (главного технического) инспектора труда, технических инспекций труда.

     2. Цели и задачи технической инспекции труда

2.1. Основной целью технической инспекции труда является обеспечение профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда (включая специальную оценку условий труда), охране окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюзов.

В контрольной деятельности инспекций большую часть проверок должны составлять проверки тематического характера.

2.2. Основные задачи технической инспекции труда:

- защита законных прав и интересов членов профсоюзов в сфере охраны труда;

- выявление и предупреждение нарушений правил и норм охраны и условий труда на рабочих местах;

- принятие мер инспекторского контроля, предусмотренных законодательством;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений в сфере охраны труда для принятия необходимых мер государственного воздействия, в т.ч. превентивного характера;

- участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве, анализ их причин, разработка предложений по предупреждению таких случаев;

- обеспечение членов профсоюзов информацией по соблюдению положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в сфере охраны труда.

     3. Организационное строение технической инспекции труда

3.1. Техническая инспекция труда подразделяется на:

- Техническую инспекцию труда ФНПР;

- технические инспекции труда общероссийских, межрегиональных профсоюзов и их территориальных организаций;

- технические инспекции труда территориальных, межрегиональных объединений организаций профсоюзов.

3.2. Техническая инспекция труда находится в подчинении соответствующих профсоюзных органов, которые самостоятельно принимают решение об организации работы технической инспекции труда, определяют структуру, штатную численность и должностные оклады, другие виды социально-бытового обеспечения, порядок приема их на работу и увольнения, конкретизируют их права и обязанности по осуществлению возложенных на них функций.

3.3. Технические (главные технические) инспекторы труда общероссийских, межрегиональных профсоюзов и их территориальных организаций, территориальных, межрегиональных объединений организаций профсоюзов имеют равные права.

Территориальные, межрегиональные объединения организаций профсоюзов координируют деятельность технических инспекторов труда, работающих в соответствующем регионе, при решении стоящих перед инспекцией задач и оказывают помощь общероссийским профсоюзам в т.ч. в подборе кадров технических инспекторов труда.

Неправомерные действия (бездействие) технического (главного технического) инспектора труда могут быть обжалованы в выборном профсоюзном органе, в ведении которого находится технический (главный технический) инспектор труда, или в судебном порядке.

3.4. Техническими (главными техническими) инспекторами труда, как правило, должны быть лица с высшим техническим образованием, имеющие стаж практической работы в соответствующей отрасли не менее трех лет.

Технические (главные технические) инспекторы труда, после утверждения в должности в установленном порядке, проходят специальное обучение в системе непрерывного образования по охране труда, а также не реже одного раза в три года проходят обучение (повышение квалификации) по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда и выдачей соответствующего удостоверения.

3.5. Руководители технических инспекций труда общероссийского объединения профсоюзов (ФНПР), общероссийского профсоюза, межрегионального и их территориальных организаций, а также территориального, межрегионального объединения организаций профсоюзов являются главными техническими инспекторами труда соответствующей профсоюзной организации. Заместители руководителей соответствующих технических инспекций труда являются заместителями главных технических инспекторов труда.

3.6. Главный технический инспектор труда осуществляет следующие основные функции:

3.6.1. Руководит работой технической инспекции труда, а также контролирует выполнение возложенных на неё задач.

3.6.2. Определяет основные направления деятельности технической инспекции труда, организует их обеспечение, в т.ч. методическое.

3.6.3. Рассматривает спорные вопросы, связанные с действиями (бездействием), а также обжалованием решений технических инспекторов труда, в необходимых случаях отменяет решения последних или выносит их на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа.

3.6.4. Осуществляет подбор и расстановку кадров технической инспекции труда.

3.6.5. Организует подготовку необходимых анализов и отчетов по форме 19-ТИ о результатах деятельности технической инспекции труда и представляет их вместе с пояснительной запиской (пояснениями и примерами по каждому пункту данной формы) в установленном порядке в вышестоящий профсоюзный орган.

3.6.6. Организует обучение и повышение квалификации технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов.

3.6.7. Организует проведение тематических семинаров для технических инспекторов труда.

3.7. Разногласия между главными техническими инспекторами труда общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных, межрегиональных объединений организаций профсоюзов разрешаются главным техническим инспектором труда ФНПР.

3.8. Для повышения эффективности и координации деятельности технических инспекций труда, обмена опытом работы по контролю за соблюдением законодательства в области охраны труда и окружающей среды могут создаваться территориальные общественные советы технической инспекции труда из числа технических (главных технических) инспекторов труда общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных, межрегиональных объединений организаций профсоюзов, с участием представителей органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по согласованию.

     4. Функции технической инспекции труда

4.1. Технические инспекции труда в пределах своих полномочий, в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

4.1.1. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с охраной труда, включая специальную оценку и государственную экспертизу условий труда, а также норм права в сфере охраны окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.1.2. Принимают участие в разработке и формировании федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ по вопросам улучшения условий и охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.

4.1.3. Вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, специальной оценки условий труда, предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

4.1.4. Анализируют и обобщают результаты применения норм федерального и регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, и вносят предложения по их совершенствованию.

4.1.5. Оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям по вопросам, касающимся условий и охраны труда, здоровья и снижения уровней профессиональных рисков работников, а также окружающей среды и формирования соответствующих предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.

4.1.6. Информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.1.7 Участвуют в распространении знаний в области охраны труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.1.8. Проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие обязательного сертификата или декларации о соответствии.

4.1.9. Рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.1.10. Совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, а также за проведением специальной оценки условий труда.

Контролируют выполнение предъявленных работодателям требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, а также направленных работодателям представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4.1.11. Оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов.

4.1.12. Пропагандируют через средства массовой информации передовой опыт по профилактике производственного травматизма, улучшению условий, охраны труда и обеспечению экологической безопасности.

4.1.13. Сообщают в общероссийское объединение профсоюзов о смертельных и групповых несчастных случаях.

     5. Права технических (главных технических) инспекторов труда

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»