ПИСЬМО
от 13 октября 2014 года N 03-06-05-02/51308
[Об индексации ставок водного налога]
Минфин России рассмотрел письмо по вопросу индексации ставок водного налога и сообщает следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2014 года N 1841-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации", подготовленный во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-1558 по итогам совещания по вопросу определения основных подходов к формированию бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 годы, а также в целях реализации одобренных Правительством Российской Федерации Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Данные положения включены в законопроект в целях приведения уровня налоговой нагрузки на пользователей водными объектами к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года - году вступления в силу главы 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Водный налог", поскольку тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2005 года увеличились более чем в 6 раз, а ставки водного налога в течение 2006-2013 годов не пересматривались, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов и, кроме того, к снижению заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования. При этом величина государственных дотаций хозяйствующим субъектам за указанный период системно увеличивалась.
Законопроектом предусматривается ежегодная индексация действующих в настоящее время ставок водного налога по всем видам водопользования, начиная с 2015 года, на коэффициент, учитывающий поэтапное (за 11 лет) приведение налоговой нагрузки к уровню 2004 года и предусматривающий ежегодную индексацию ставок водного налога на 15 процентов.
В 2015 году действующие в настоящее время ставки водного налога будут применяться с повышающим коэффициентом 1,15, в 2016 году - с коэффициентом 1,32, в 2017 году - с коэффициентом 1,52, в 2018 году - с коэффициентом 1,75, в 2019 году - с коэффициентом 2,01, в 2020 году - с коэффициентом 2,31, в 2021-2025 годах - соответственно 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65.
Учитывая фактическую динамику изменения индекса потребительских цен за 2006-2013 годы, предусмотренная законопроектом индексация ставок водного налога не окажет существенного влияния на величину налоговой нагрузки в несырьевых отраслях экономики, а также на размер тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, поскольку доля водного налога в указанных тарифах крайне низка и в стоимости конечной продукции различных категорий водопользователей составляет в среднем от сотых долей процента до 1-1,5 процентов.
Таким образом, предлагаемая в законопроекте индексация ставок водного налога не окажет воздействия на состояние, возможности и результаты ведения социально-экономической деятельности генерирующих компаний и не может являться основанием для сокращения инвестиционных программ и мероприятий по обеспечению безопасности и надежности энергоснабжения потребителей.
С.Д.Шаталов
ИНТЕР РАО ЕЭС
ПИСЬМО
от 10 сентября 2014 года N ИН/КБ/538
Об увеличении ставок водного налога и ставок за водопользование
Минфином России разработан и 20.08.2014 опубликован на едином портале regulation.gov.ru проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - законопроект), в соответствии с которыми увеличиваются ставки водного налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Кроме того, на едином портале regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства Российской Федерации "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - проект постановления), согласно которому предусматривается увеличение ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Для генерирующих компаний, являющихся крупнейшими промышленными водопользователями, такое повышение приведет к дополнительному изъятию у генерирующих компаний существенных финансовых ресурсов, что несет в себе риски сокращения инвестиционных программ и мероприятий по обеспечению безопасности и надежности энергоснабжения потребителей.
Необходимо отметить, что указанные выше изменения нормативных правовых актов не гармонизированы с законодательством, определяющим порядок установления тарифов для генерирующих компаний. Так, в соответствии с п.42 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, индексация регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков в целях продажи по регулируемым договорам не производится при установлении их на 2014 и 2015 годы.
Кроме того, действующая редакция Формул индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемых в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядка их применения, а также порядка установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, которые утверждены приказом ФСТ России от 30.10.2009 N 268-э/1 (далее - Формулы индексации), не предусматривает учет изменения ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, при расчете тарифов для тепловых электростанций.
В настоящее время в ФСТ России рассматривается проект изменений в Формулы индексации. Компаниями Группы "Интер РАО" подготовлены и направлены в ФСТ России предложения о внесении изменений в проект приказа ФСТ России, в соответствии с которыми при установлении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию учитывалось бы увеличение ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами. Однако на сегодняшний день окончательного решения по данному вопросу ФСТ России не принято.
В целях минимизации негативных последствий увеличения ставок водного налога и платы за водопользование для генерирующих компаний просим Вас рассмотреть возможность корректировки законопроекта и проекта постановления в части изменения срока вступления в силу норм, в соответствии с которыми происходит увеличение ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами, на 01.01.2016.
Председатель Правления
Б.Ю.Ковальчук
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка