МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 августа 2014 года N 15-3/10/П-4574

О разработке проекта государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015-2017 годы



Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет актуализированную типовую государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмму государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.

В соответствии с п.12 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 года N 3 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять необходимые меры по подготовке и утверждению программ субъектов Российской Федерации, направленных на улучшение условий и охраны труда, на основе актуализированной Минтрудом России соответствующей типовой программы.

В этой связи необходимо в срок до 1 октября 2014 года обеспечить разработку проекта государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015-2017 годы либо проект нормативного акта субъекта Российской Федерации по внесению изменений в действующую государственную программу (подпрограмму государственной программы) субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда (далее - проект) на основе актуализированной Минтрудом России соответствующей типовой программы и проинформировать Минтруд России о выполнении указанного поручения Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан в целях подготовки доклада в Правительство Российской Федерации.

Одновременно информируем, что согласование проектов будет проводиться Департаментом условий и охраны труда.

Графики приема представителей субъектов Российской Федерации сотрудниками Минтруда России будут сообщены дополнительно.

Первый заместитель
Министра труда и социальной защиты
Российской Федерации
С.Ф.Вельмяйкин

     

     

Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015-2017 годы

Общие положения


Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путем реализации системы мер, направленных на улучшение условий и охраны труда.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 года программы (комплекс мероприятий) субъектов Российской Федерации в области улучшения условий и охраны труда могут реализовываться в форме:

________________

Действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 приостановлено до 1 января 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 1-ФЗ.


- государственной программы субъекта Российской Федерации;

- подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации (далее - подпрограмма), основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий государственных программ. Подпрограммы могут содержать ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

________________

Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 года N 15-3-2597 "О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации".


Данная типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда должна способствовать унификации программных документов в этой сфере и служить основой для их разработки.

В государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмму) по улучшению условий и охраны труда (далее - Государственная программа (подпрограмма)) рекомендуется включать следующие разделы:

________________

Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда носит рекомендательный характер.

При наличии ведомственных целевых программ и (или) выделении основных мероприятий в рамках подпрограммы их характеристика содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия. Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи Государственной программы (подпрограммы).

а) паспорт Государственной программы (подпрограммы);

б) характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Государственной программы (подпрограммы), включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;

в) приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы (подпрограммы), цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание ожидаемых результатов, сроков и контрольных этапов реализации Государственной программы (подпрограммы);

г) перечень и описание программных мероприятий по этапам реализации Государственной программы, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия;

д) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы (подпрограммы) (в случае наличия);

е) информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы (подпрограммы);

ж) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (подпрограммы);

з) анализ рисков реализации Государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками.

и) методика оценки эффективности программы.

Государственная программа (подпрограмма), как правило, содержит (в указанной последовательности):

- титульный лист;

- паспорт;

- содержательную часть;

- приложения.

Паспорт Государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда

Наименование

 

Утверждающий нормативный правовой акт

________________

В соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственная программа (подпрограмма) утверждается постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.


Исполнитель

Участники

Программно-целевые инструменты государственной программы (подпрограммы)

Цели

Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Задачи

1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения.

3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.

5. Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда.

6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

________________

При разработке Государственной программы (подпрограммы) в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.


Целевые индикаторы (показатели)

1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;

1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров.

2. Динамика оценки условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест;

2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.

3. Условия труда:

3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;

3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.

________________

Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в п.п.2.2, к 2018 году рекомендуется установить  на уровне 98%.


Сроки реализации

20__-20__ годы

________________
      При наличии этапов Государственной программы (подпрограммы) указать их название и сроки реализации.

Объемы бюджетных ассигнований

Общий объем бюджетных ассигнований _____,

в том числе, за счет средств:

     федерального бюджета _____;

     бюджета субъекта Российской Федерации ____;

     бюджетов муниципальных образований _____;

в тыс. рублей на весь срок ее реализации,

в том числе по годам:

     20__ год - _____;

     20__ год - _____;

     ……………………

     20__ год - _____

________________
      В том числе финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц

Общий объем финансирования из внебюджетных источников _______

в том числе:

Фонда социального страхования Российской Федерации _____;

государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций ______;

работодателей ______

в тыс. рублей на весь срок ее реализации,

в том числе по годам:

      20__ год - _____;

     20__ год - _____;

     …………………..

     20__ год - ______

________________

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными в пределах 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 года N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").

В случае, если нормы регионального законодательства о разработке и реализации Государственной программы (подпрограммы) содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков").

Ожидаемые результаты реализации

     

     

1. Характеристика сферы реализации государственной программы (подпрограммы), описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития


Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в (указать субъект Российской Федерации) имеют следующую динамику (таблицы 1-4).

Таблица 1

     
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009-2013 годах (по данным территориальных органов Роструда)

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

     

     

Таблица 2

     
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009-2013 годах (по данным территориальных органов ФСС РФ)

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

     

     

Таблица 3

     
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным территориальных органов ФСС РФ)

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

     

     

Таблица 4

     
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009-2013 годах (по данным органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения)

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»