РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ

ПРИКАЗ

от 23 марта 2001 года N 39

Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений

(с изменениями на 6 июля 2001 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Роспатента от 6 июля 2001 года N 91.

____________________________________________________________________


В целях совершенствования методического обеспечения экспертизы заявленных обозначений

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (далее Рекомендации).

2. Отделу по обеспечению деятельности Высшей патентной палаты Роспатента (Кононенко Ю.В.), Апелляционной палате (Оловянников Д.Л.) и Федеральному институту промышленной собственности (Ашихин А.Н.):

2.1. Использовать в работе Рекомендации;

2.2. Подготовить и представить мне предложения по внесению изменений и дополнений в Рекомендации по результатам практики их использования, содержащие предлагаемый к внесению в Рекомендации текст изменений (дополнений), описания примеров и соответствующие обоснования. Срок: IV квартал 2001 года.

2.3. Руководство по методике государственной экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков и выдачу свидетельств на товарные знаки, М., ВНИИПИ, 1990 год и Инструкцию по государственной экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и выдачу свидетельств на товарные знаки от 06.03.80 использовать в работе только по заявкам на товарные знаки, поданным до даты введения в действие Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам 29.10.95* , зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.95, регистрационный номер N 989, опубликованных в бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации (апрель 1996 года), с изменениями, внесенным приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 19.12.97 N 212, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.01.98, регистрационный N 1453, опубликованным в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 3 (февраль 1998 года).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 29.11.95". - Примечание изготовителя базы данных.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор
А.Д.Корчагин

     

     

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Роспатента
от 22 марта 2001 года N 39

     

Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений

(с изменениями на 6 июля 2001 года)

     

     

1. Введение


Настоящие Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (далее Рекомендации) разработаны с целью методического обеспечения экспертизы заявленных обозначений в части, касающейся применения положений статей 1, 6, 10 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон).

Предлагаемые в Рекомендациях методические подходы определены с учетом практики экспертизы, сложившейся в Федеральном институте промышленной собственности (далее - Институт), практики рассмотрения возражений в Апелляционной палате Роспатента, жалоб в Высшей патентной палате Роспатента и международного опыта решения рассмотренных в Рекомендациях вопросов.

Рекомендации могут быть использованы экспертами, научными сотрудниками и другими специалистами Роспатента и подведомственных ему организаций, деятельность которых связана с рассмотрением вопросов предоставления правовой охраны товарным знакам и знакам обслуживания.

Положения Рекомендаций изложены в виде описания методических подходов, которые могут быть использованы при применении указанных выше отдельных статей Закона и соответствующих им норм Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее - Правила ТЗ).

В Рекомендациях освещены следующие вопросы.

Особенности экспертизы заявленных обозначений, содержащих или представляющих собой:

- описательные элементы (пункт 2.2);

- фамилии (пункт 2.3);

- географические названия (пункт 2.4);

- обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначений товаров определенного вида (пункт 2.5);

- буквы и/или цифры (пункт 2.6);

- объемные (пункт 2.7), звуковые (пункт 2.8) обозначения и обозначения движущегося изображения (пункт 2.9);

- флаги, гербы и т.д. (пункт 2.10).

Признание элементов обозначений неохраняемыми (пункт 2.11).

Особенности экспертизы заявленных обозначений:

- ложных или способных ввести в заблуждение (пункт 3);

- противоречащих принципам морали (пункт 4).

Внесение дополнений, уточнений и исправлений в материалы заявки (пункт 5).

2. Особенности экспертизы обозначений, содержащих описательные элементы, фамилии, географические названия, обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначений товаров определенного вида и другие

     

     

2.1. Общие положения


Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) согласно определению, содержащемуся в статье 1 Закона, должен обладать способностью "отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц" (далее - производителей, изготовителей).

Заявляемому обозначению, не обладающему различительной способностью, согласно пункту 1 статья 6 Закона не может быть предоставлена правовая охрана.

Различительная способность может быть свойственна заявленному обозначению либо приобретена им в результате его использования.

Если заявленному обозначению не свойственна различительная способность, ему в соответствии со статьей 6 quinquis (с) Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция) может быть предоставлена правовая охрана при условии, если представленные заявителем материалы будут подтверждать то, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в результата его использования до даты подачи заявки.

Такие материалы могут быть представлены заявителем в качестве доводов для преодоления мотивов отказа в регистрации заявленного обозначения в связи с отсутствием различительной способности, приведенных в запросе экспертизы.

При оценке наличия приобретенной различительной способности заявленного обозначения во внимание могут быть приняты в целом или в части следующие сведения, подтверждающие то, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования до даты подачи заявки:

- объемы производств и продаж товаров, маркированных заявленным обозначением;

- территории реализации товаров, маркированных заявленным обозначением;

- длительность использования заявленного обозначения для маркировки товаров (услуг), указанных в заявке;

- объемы затрат на рекламу товаров (услуг), маркированных заявленным обозначением;

- сведения о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и производителе маркированных им товаров, включая результаты социологических опросов;

- сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, маркированных заявленным обозначением;

- сведения об экспонировании на выставках в Российской Федерации и за ее пределами товаров, маркированных заявленным обозначением;

а также иные сведения.

2.2. Описательные обозначения и особенности их экспертизы


Заявляемые на регистрацию обозначения могут включать описательные элементы или состоять из них.

Описательные элементы - это обозначения, используемые для указания вида товара, описания характеристик товара и сведений об изготовителе.

К описательным элементам относятся словесные элементы, подпадающие под понятия, перечисленные в абзаце шестом пункта 1 статьи 6 Закона: "указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта". В соответствии с пунктом 2.3 (1.5) Правил ТЗ к таким элементам, в частности, могут быть отнесены "простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указания свойств товаров (в том числе носящих хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара". К числу описательных элементов относится также подпадающее под указанное в абзаце шестом пункта 2.3 (1.1) Правил ТЗ понятие "общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров", а также могут относиться подпадающие под указанное в той же норме понятие "общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры" (например, САНЭПИДЕМСТАНЦИЯ, АЭС).

Заявленным обозначениям, состоящим только из описательных элементов, не предоставляется правовая охрана, а производителям - исключительное право на их использование, т.к. у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые описывают товар. Такие обозначения называются описательными.

Следует, однако, различать обозначения описательные и обозначения, вызывающие в сознании потребителя представление о производимых товарах через ассоциации. Последним может быть предоставлена правовая охрана. Если в процессе экспертизы возникает вопрос - является ли элемент описательным, целесообразно исходить из следующего.

В том случае, когда для того, чтобы сформулировать описательную характеристику товара или характеристику сведений об изготовителе, нужны дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, можно признать, что анализируемый элемент не является описательным.

Подтверждением описательности могут быть положительные ответы на следующие вопросы:

(1) Понятен ли рядовому потребителю смысл элемента без дополнительных рассуждений и домысливания?

(2) Воспринимается ли рядовым потребителем элемент как прямо (не через ассоциации) описывающий вид, характеристики товара, сведения об изготовителе?

Так, например, не может быть признан описательным словесный элемент "СТЕКЛОШПАТ", заявленный в отношении товара "шпатлевка" по той причине, что рядовому потребителю смысл обозначения "СТЕКЛОШПАТ" вряд ли может быть понятен. Толкование смысла обозначения требует рассуждений, домысливания, которые могут быть различными. Например, можно предположить, что это - шпатлевка, в состав которой входит стекло, или что это - шпатлевка, состоящая из стекла и полевого шпата, или что это - шпатлевка, предназначенная для шпатлевания поверхности стекла, или что это - шпатлевка, предназначенная для шпатлевания щелей, образуемых оконным стеклом и рамой и т.д.

Вместе с тем может быть признан описательным элемент, который, хотя и отличается от описательного элемента орфографией, но может быть воспринят потребителем как описательный. Например, указание "100% хлоп" следует признать описательным, т.к. оно может восприниматься также как "100% хлопок".

Для установления (подтверждения) того, что элемент является описательным, можно использовать любую информацию, касающуюся семантики анализируемого словесного элемента: энциклопедии, справочники, в том числе и специальную, в частности, техническую литературу, толковые и другие словари, сведения, полученные из баз данных, сети ИНТЕРНЕТ.

Элементу, который исходя из вышеизложенного может быть отнесен к описательным, может быть предоставлена правовая охрана, если представленные заявителем материалы подтверждают то, что заявленный описательный элемент воспринимался потребителем как обозначение товаров производителя до даты подачи заявки. В качестве такого подтверждения могут быть представлены сведения, указанные в пункте 2.1 Рекомендаций.

Обозначения относятся к описательным и в том случае, если они содержат доминирующие описательные элементы. Таким обозначениям в соответствии с абзацем восьмым пункта 14.4.1 Правил ТЗ не может быть предоставлена правовая охрана.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Роспатента от 6 июля 2001 года N 91. - См. предыдущую редакцию)

Если заявленное обозначение включает не доминирующие описательные элементы, следует оценивать его различительную способность в целом, без разделения на составные части. Заявленному обозначению, которое обладает различительной способностью, но при этом включает не доминирующие описательные элементы, может быть предоставлена правовая охрана при условии указания описательных элементов в качестве неохраняемых (см. пункт 2.11 Рекомендаций).

В случае, если, описательный элемент является элементом заявленного обозначения, и заявителем представлены материалы, подтверждающие то, что описательный элемент воспринимался потребителем как обозначение- товаров производителя до даты подачи заявки, заявленному обозначению может быть предоставлена правовая охрана без указания описательного элемента в качестве неохраняемого.

2.3. Особенности экспертизы обозначений, состоящих из фамилии или включающих фамилию


В соответствии с абзацами первым, пятым пункта 2 статьи 7 Закона не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие фамилии, псевдонимы и производные от них известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации.

Регистрация обозначений, воспроизводящих иные фамилии, псевдонимы (далее - фамилии) в качестве товарных знаков может быть произведена, если обозначение, состоящее из фамилии или включающее фамилию, обладает различительной способностью и не способно ввести в заблуждение потребителя относительно производителя.

В процессе экспертизы обозначений, состоящих из фамилии или включающих фамилию, целесообразно использовать информацию, содержащуюся в энциклопедиях, толковых и других словарях, в том числе словарях имен и фамилий, справочниках, в частности, именных телефонных справочниках, сети ИНТЕРНЕТ, данных переписи, если таковые имеются.

С помощью источников информации можно установить, не подпадает ли заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение, состоящее из фамилии или включающее фамилию, под действие следующих законодательных положений:

- абзацев первого, пятого пункта 2 статьи 7 Закона, т.е. не является ли обозначение, воспроизводящее фамилию, достоянием истории и культуры РФ (например, обозначение "Чайковский");

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»