Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2014 года N 536-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Доступная среда в Ярославской области" на 2014 - 2018 годы

(с изменениями на 7 мая 2018 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 26.02.2015 N 186-п, от 26.04.2016 N 500-п, от 30.12.2016 N 1368-п, от 07.05.2018 N 345-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Доступная среда в Ярославской области" на 2014 - 2018 годы.


(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 26.04.2016 N 500-п, от 30.12.2016 N 1368-п)


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, семейной и демографической политики.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 07.05.2018 N 345-п)


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 04.06.2014 N 536-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 30.12.2016 N 1368-п, от 07.05.2018 N 345-п)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - ДТСПН ЯО), директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04

Куратор Государственной программы

заместитель Председателя Правительства области Селезнев Игорь Юрьевич, тел. (4852) 40-14-83

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 07.05.2018 N 345-п)

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2018 годы

Цель Государственной программы

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Ярославской области

Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников

всего по Государственной программе -

538,07457 млн. руб., в том числе:

2014 год - 291,60814 млн. руб.,

из них областной бюджет - 170,05896 млн. руб.;

2015 год - 98,11628 млн. руб.,

из них областной бюджет - 39,49723 млн. руб.;

2016 год - 65,74908 млн. руб.,

из них областной бюджет - 34,94151 млн. руб.;

2017 год - 51,19314 млн. руб.,

из них областной бюджет - 31,5469 млн. руб.;

2018 год - 31,40793 млн. руб.,

из них областной бюджет - 15,94569 млн. руб.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 07.05.2018 N 345-п)

Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы:

Региональная программа "Доступная среда"

ДТСПН ЯО, директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04;

первый заместитель директора ДТСПН ЯО Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/tmpPages/programs.aspx



I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


1. Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".


2. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.


В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" (далее - Конвенция ООН), что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.


В положениях Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, ограничивающих доступность среды жизнедеятельности, должны распространяться в частности:


- на здания, дороги, транспорт и другие объекты;


- на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов;


- на информационные, коммуникационные и другие службы.


Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.


Доступность среды жизнедеятельности зависит от степени доступа к ней следующих групп населения:


- люди с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления);


- люди с нарушением функции органа зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;


- люди с нарушением функции органов слуха и речи;


- люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.


Также к МГН можно отнести престарелых людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и других лиц.


Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.


Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на недостаточном уровне.


3. В Ярославской области проживают более 119000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом "детский церебральный паралич"), около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), более 3000 инвалидов с дефектами органа зрения, более 2000 инвалидов по слуху и речи.


Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других МГН на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований области с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов объектов.


В настоящее время на территории области наблюдается стабилизация роста инвалидизации населения.


Процесс стабилизации ситуации выражается в следующем:


- отмечается уменьшение количества повторных освидетельствований как среди взрослого, так и среди детского населения. Соотношение освидетельствования взрослого и детского населения практически не меняется;


- выросли показатели реабилитации для взрослого населения, но снизились для категории детей-инвалидов;


- суммарный показатель утяжеления групп инвалидности меняется незначительно и имеет тенденцию к медленному снижению;


- отмечается снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.


Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышению уровня их социально-экономического положения.


Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается неприспособленной для инвалидов.


Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе, информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний, социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.


Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других МГН жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации.


Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), из-за невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусов, звуковых и световых указателей) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Ярославской области.


4. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации (независимо от организационно-правовых форм) должны обеспечивать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможность беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.


Исходя из положений указанного Федерального закона одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Ярославской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.


В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нацеленными на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других МГН при посещении административных зданий и служебных помещений, проведен мониторинг на территории муниципальных образований области. По итогам мониторинга выявлены основные проблемы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»