Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2013 года N 1122-П


Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2024 годы"

(с изменениями на 28 декабря 2020 года)

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 20.03.2014 N 215-П, от 29.09.2014 N 782-П, от 10.02.2015 N 112-П, от 05.05.2015 N 381-П, от 31.07.2015 N 713-П, от 10.12.2015 N 1183-П, от 25.03.2016 N 261-П, от 29.03.2016 N 270-П, от 16.09.2016 N 870-П, от 27.10.2016 N 1030-П, от 14.04.2017 N 332-П, от 19.06.2017 N 596-П, от 23.08.2017 N 872-П, от 23.10.2017 N 1104-П, от 20.12.2017 N 1324-П, от 07.03.2018 N 236-П, от 11.07.2018 N 736-П, от 15.04.2019 N 388-П, от 24.04.2019 N 446-П, от 31.05.2019 N 572-П, от 15.08.2019 N 896-П, от 05.02.2020 N 95-П, от 06.04.2020 N 395-П, от 25.05.2020 N 643-П, от 02.11.2020 N 1262-П, от 14.12.2020 N 1433-П, от 28.12.2020 N 1553-П)




В целях совершенствования программно-целевого планирования, в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2013 года N 960-П "О государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2024 годы".


(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 11.07.2018 N 736-П, от 05.02.2020 N 95-П)


2. Утратил силу. - Постановление Правительства ЯНАО от 05.02.2020 N 95-П.



Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН

Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2024 годы"



Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 декабря 2013 года N 1122-П

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 20.03.2014 N 215-П, от 29.09.2014 N 782-П, от 10.02.2015 N 112-П, от 05.05.2015 N 381-П, от 31.07.2015 N 713-П, от 10.12.2015 N 1183-П, от 25.03.2016 N 261-П, от 29.03.2016 N 270-П, от 16.09.2016 N 870-П, от 27.10.2016 N 1030-П, от 14.04.2017 N 332-П, от 19.06.2017 N 596-П, от 23.08.2017 N 872-П, от 23.10.2017 N 1104-П, от 20.12.2017 N 1324-П, от 07.03.2018 N 236-П, от 11.07.2018 N 736-П, от 15.04.2019 N 388-П, от 24.04.2019 N 446-П, от 31.05.2019 N 572-П, от 15.08.2019 N 896-П, от 05.02.2020 N 95-П, от 06.04.2020 N 395-П, от 25.05.2020 N 643-П, от 02.11.2020 N 1262-П, от 14.12.2020 N 1433-П, от 28.12.2020 N 1553-П)

Паспорт Государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.03.2016 N 261-П)

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа

Соисполнители Государственной программы

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа;

департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 14.04.2017 N 332-П, от 15.04.2019 N 388-П)

Участники Государственной программы

отсутствуют

Цели Государственной программы

сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия как фактора социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа

Задачи Государственной программы

1. Сохранение культурного и исторического наследия Ямало-Ненецкого автономного округа. Повышение культурной грамотности населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Поддержка и развитие художественно-творческой деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.

3. Расширение сети учреждений культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Поддержка и социальная защита работников государственных учреждений культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальных учреждений культуры и искусства в Ямало-Ненецком автономном округе.

5. Повышение эффективности управления в сфере культуры и искусства.

6. Обеспечение реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации:

1) в сфере культуры, искусства и кинематографии;

2) по надзору в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, реализации специальных разрешительных и иных регулятивных функций и полномочий.

7. Обеспечение нормативных правовых, экономических, организационных, информационных условий реализации Государственной программы.

8. Государственная охрана, сохранение объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П)

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2024 годы

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 11.07.2018 N 736-П, от 05.02.2020 N 95-П)

Показатели Государственной программы

1) отношение средней заработной платы работников учреждений культуры и искусства к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе;

2) количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)

Подпрограммы

1. Сохранение культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, информационно-аналитическое обеспечение отрасли в Ямало-Ненецком автономном округе.

2. Поддержка творческих инициатив, развитие профессионального искусства и народного творчества в Ямало-Ненецком автономном округе.

3. Строительство объектов культуры в Ямало-Ненецком автономном округе.

4. Обеспечение мер социальной поддержки в сфере культуры в Ямало-Ненецком автономном округе.

5. Государственная охрана, сохранение объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа.

6. Обеспечение реализации Государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П)

Финансовое обеспечение Государственной программы (тыс. руб.)

(в ред. постановления Правительства ЯНАО

от 05.02.2020 N 95-П)

Общий объем финансирования - 22926770

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению, - 22926770

(в том числе средств федерального бюджета - 85508)

Объем внебюджетных средств - 0

2014 год - 1756208

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

1756208

(в том числе средства федерального бюджета - 23408)

0

2015 год - 987275

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

987275

(в том числе средства федерального бюджета - 3478)

0

2016 год - 979328

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

979328

(в том числе средства федерального бюджета - 2194)

0

2017 год - 1116512 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

1116512 (в том числе средства федерального бюджета - 1674)

0

2018 год - 2377143 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

2377143 (в том числе средства федерального бюджета - 2778)

0

2019 год - 2680141

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

2680141

(в том числе средства федерального бюджета - 20746)

0

2020 год - 2723479

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

2723479

(в том числе средства федерального бюджета - 10402)

0

2021 год - 3476338

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

3476338 (в том числе средства федерального бюджета - 15336)

0

2022 год - 2532204

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

2532204 (в том числе средства федерального бюджета - 5164)

0

2023 год - 2164471

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

2164471 (в том числе средства федерального бюджета - 164)

0

2024 год - 2133671

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

2133671 (в том числе средства федерального бюджета - 164)

0

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

реализация Государственной программы позволит к 2024 году достичь следующих конечных результатов:

1. Увеличить число посещений организаций культуры.

2. Увеличить число обращений к цифровым ресурсам культуры.

3. Оказать адресную целевую поддержку творчески одаренным детям и молодежи, социально значимым культурным инициативам, проектам и программам.

4. Сформировать полноценную инфраструктуру отрасли, соответствующей современным условиям жизни.

5. Повысить уровень заработной платы работников культуры.

6. Модернизировать культурное обслуживание жителей села при сохранении историко-культурной среды территорий - мест формирования традиционной культуры.

7. Сохранить объекты культурного наследия, расположенные на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П, от 05.02.2020 N 95-П)

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 07.03.2018 N 236-П)

1. Состояние отрасли

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)



Для предоставления услуг культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) действует разветвленная сеть учреждений культуры, которая включает 221 учреждение культуры с учетом филиалов, среди которых 85 общедоступных библиотек; 73 учреждения культурно-досугового типа (центры национальных культур, дома культуры, молодежные и культурно-досуговые центры, дома ремесел и др.); 40 образовательных организаций культуры и искусства; 19 музеев; 3 парка, 1 концертная организация. Из общего числа учреждений статус юридического лица имеют 92 учреждения культуры.


По состоянию на 01 января 2018 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 4 454 человека, из них 2 958 человек - работники учреждений культуры, 1 496 человек - работники образовательных организаций сферы "Культура".


Развитие сферы культуры с 2010 по 2018 годы определялось задачами реализации Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, достигнуты следующие результаты:


- сохранена социальная направленность культуры, обеспечивающая доступность и качество услуг, в целом уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры по итогам 2017 года составил 83%;


- бюджетные средства автономного округа сконцентрированы на наиболее приоритетных направлениях культурной политики, отвечающих стратегическим целям развития отрасли;


- оказана финансовая поддержка всем муниципальным образованиям в автономном округе путем предоставления субсидий на развитие сферы культуры по 4-м направлениям: строительство муниципальных объектов, модернизация общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений, детских школ искусств, проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия;


- 39% школ искусств автономного округа оснащены современным материально-техническим оборудованием, что позволяет повысить качество подготовки обучающихся;


- за последние три года повысили свою квалификацию 2 303 человека, что составляет 59% от общего количества специалистов сферы культуры автономного округа.


Значительных результатов удалось достичь по улучшению состояния материально-технической базы учреждений культуры автономного округа: введены в эксплуатацию Школа искусств в г. Губкинском на 500 мест, детская школа искусств в г. Тарко-Сале на 500 мест, Парк Победы в г. Салехарде, сельский дом культуры в с. Панаевск (Ямальский район), Дом культуры "Нефтяник" в г. Губкинском на 691 место, реконструкция ГДК "Октябрь" в г. Новом Уренгое. Проведен капитальный ремонт и полное внутреннее переустройство здания государственного бюджетного учреждения автономного округа "Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Национальная библиотека автономного округа). С региональной библиотеки стартовал пилотный проект "Новая библиотека Ямала", цель которой переформатировать библиотеки в современные центры самообразования и молодежных коммуникаций.


При поддержке Фонда кино за счет средств федерального бюджета в рамках мероприятия "Обеспечение цифрового кинопоказа в населенных пунктах с числом жителей до 100 тысяч чел." оснащены современным кинооборудованием Городской Дом культуры "30 лет Победы" в г. Лабытнанги и Досуговый Центр "Вынгапур", г. Ноябрьск. В 2018 году выделены средства на оснащение кинозала в пос. Уренгой Пуровского района. В г. Губкинском открыт кинозал за счет средств окружного бюджета.


С 2014 года начата реализация проекта по приобретению и установке в сельских поселениях модульных конструкций, в которых размещаются учреждения культурно-досугового типа и библиотеки. На сегодняшний день модульные конструкции установлены на территории 5 сельских поселений: с. Антипаюта, с. Находка (Тазовский район), пос. Зеленый Яр (Приуральский район), с. Кутопьюган (Надымский район), с. Овгорт (Шурышкарский район). Это комфортные, укомплектованные всем необходимым оборудованием современные клубы, где созданы все условия для организации досуга населения и воспитания подрастающего поколения. Реализация данного проекта позволила снять многолетнюю проблему ветхих и аварийных зданий учреждений культуры в этих населенных пунктах.


В целях укрепления материально-технической базы сельских учреждений культуры, расширения спектра и повышения качества культурных услуг, их социальной значимости и влияния на создание культурной среды с 2010 года в сельских населенных пунктах региона реализуется проект по созданию модельных учреждений культуры. По состоянию на 01 января 2018 года создано 29 модельных учреждений культуры (в т.ч. 12 модельных сельских Домов культуры, 15 модельных сельских библиотек, 2 модельные Детские школы искусств).


За данный период времени качественно улучшена материально-техническая база государственных учреждений культуры:


- в рамках исполнения антитеррористического законодательства завершается оснащение объектов государственных учреждений культуры автономного округа современными инженерно-техническими средствами и системами, обеспечивающими недопущение бесконтрольного проникновения на объекты;


- доля музеев и библиотек, подключенных к Интернету, составляет 100%;


- доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах, в 2017 году составила 100%;


- доля оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, составила 68,4%;


- доля музеев и библиотек, обеспеченных персональными компьютерами и программным обеспечением для ведения электронных баз данных, составляет 100%;


- представительство на корпоративном информационно-библиотечном портале автономного округа имеют 78% общедоступных библиотек региона;


- доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, составила 100%;


- 7 общедоступных библиотек предоставляют доступ к собственным полнотекстовым документам через Интернет;


- 14 библиотек в статусе юридических лиц из 18 предоставляют общественный доступ к ресурсам Национальной библиотеки автономного округа;


- открыт Региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина на базе Национальной библиотеки автономного округа и точки доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина на базе 12 библиотек. Объем библиотечного фонда автономного округа по итогам 2017 года составляет 1 693,715 тыс. экз.


За период 2015 - 2017 годов 8 объектов культуры, в которых расположено 5 государственных учреждений культуры, смогли повысить уровень доступности своих объектов для инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению: приобретены два мобильный подъемника, 2 откидных пандуса, оборудование для дублирования и усиления необходимой звуковой информацией для инвалидов по слуху, принтер Брайля.


В общедоступных библиотеках созданы условия для получения особыми группами пользователей библиотечных услуг: сформирован специализированный библиотечный фонд, осуществляется библиотечное обслуживание (в том числе на дому), библиотеки оборудованы специализированным оборудованием. С каждым годом все большее внимание уделяется организации мероприятий по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также мероприятий, доступных для восприятия данной категории населения.


Сохраняется стабильным и повышается количество посещений музеев - на одного жителя в год - 0,81. В 2017 году количество выставочных проектов, организованных на базе государственных и муниципальных музеев автономного округа, достигло 1 155 выставок.


Ведется активная систематическая работа по сохранению и популяризации фольклора народов, проживающих на территории автономного округа, возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, сохранению и пополнению музейного, библиотечного и художественного фондов автономного округа.


Согласно статье 18 Закона автономного округа от 27 апреля 2011 года N 38-ЗАО "О культуре в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон о культуре) и статье 21 Закона автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" социальная поддержка работников государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства автономного округа реализуется путем предоставления единовременного и ежемесячного пособий молодым специалистам, единовременного пособия при назначении трудовой пенсии по старости работникам, компенсационной выплаты на оздоровление.


За период действия Закона о культуре (с января 2012 года) объем средств окружного бюджета, направленный на оказание мер социальной поддержки, составил 286 051 тыс. рублей. Меры социальной поддержки с 2016 года получает каждый 12 работник сферы.


Реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку и поощрение деятелей культуры и искусства, а также учреждений культуры за реализацию инновационных проектов в области культуры. Это ежегодные награждения знаком "Мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел Ямало-Ненецкого автономного округа" и знаком "Серебряная гагара" за выдающийся вклад в развитие культуры Ямала, специальной профессиональной премией в сфере культуры "Событие года", премией за высокие профессиональные достижения лучшим педагогическим работникам образовательных организаций культуры и искусства автономного округа и специальной премией Губернатора автономного округа "За успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера", премией творческим коллективам с присвоением статуса "Губернаторский".


Приоритетным направлением отрасли остается развитие кадрового потенциала. В целях обеспечения отрасли квалифицированными специалистами в автономном округе с 2017 года открыта библиотечная специализация "Библиотековедение" на базе Ямальского многопрофильного колледжа, для повышения престижа работников культуры организуются конкурсы профессионального мастерства для молодых специалистов ("Библиотекарь года", "Лучший музейный работник", конкурс Клубных работников); осуществляется сотрудничество с Саратовской государственной консерваторией им. Собинова, в рамках которого предусмотрены целевое обучение одаренных детей Ямала в консерватории и организация выездных курсов повышения квалификации для преподавателей школ искусств на базе муниципальных образований в автономном округе.


Разработан и утвержден целый ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию норм Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Приоритетным направлением совершенствования законодательной базы в сфере управления объектами культурного наследия автономного округа является разработка нормативных актов об утверждении границ их территорий и зон охраны. На сегодняшний день утверждены границы территорий 60% объектов культурного наследия.

2. Актуальные проблемы отрасли


В рамках Государственной программы необходимо решить следующие проблемы.


Сложившаяся территориальная диспропорция в предоставлении современных услуг культуры на территории автономного округа, а именно:


- отсутствие качественной и доступной культурной жизни в большинстве отдаленных поселков автономного округа из-за неудовлетворительного состояния инфраструктуры, что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;


- недостаточное осуществление гастрольной деятельности самодеятельных и профессиональных коллективов из-за финансового дефицита, сложной транспортной инфраструктуры, что приводит к снижению культурного обслуживания сельского населения;


- несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, дефицит квалифицированных кадров, владеющих новыми информационными технологиями.


Устаревшая и изношенная материально-техническая база ряда учреждений культуры по-прежнему не позволяет внедрять современные формы работы, информационные технологии, а также привлекать в отрасль молодые кадры. Требуют безотлагательного решения вопросы по реконструкции зданий Культурно-спортивного комплекса "Ямал" в г. Ноябрьске, спортивно-оздоровительного комплекса "Геолог" в г. Салехарде, Дома культуры "Победа" в г. Надыме; а также сельских домов культуры и библиотек на территории сельских районов автономного округа (с. Горки Шурышкарского района, с. Аксарка, с. Белоярск, с. Катравож Приуральского района, пос. Тазовский Тазовского района, пос. Ханымей, пос. Пурпе Пуровского района, с. Мыс Каменный Ямальского района).


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)


Образовательные организации сферы культуры и искусства продолжают нуждаться в обновлении музыкальных инструментов, которые в настоящее время имеют большой износ, в свето- и звукооборудовании, соответствующем современным требованиям сценического искусства.


Музейные фонды остро нуждаются в реставрации уникальных предметов историко-культурного наследия и создании страховых копий подлинных предметов, архивной и музейной документации. Грамотное и планомерное пополнение фондов музеев затруднено в связи с отсутствием гарантированного финансирования комплектования их фондов, а также отсутствием специально оборудованных музейных фондохранилищ.


Также по причине отсутствия хранилища не обеспечены нормативные условия хранения высокохудожественного фонда уникальных образцов народных художественных промыслов и ремесел государственного бюджетного учреждения культуры автономного округа "Окружной Дом ремесел".


В автономном округе практически не используется туристический потенциал историко-культурного наследия, несмотря на большой интерес туристов к прошлому народов Крайнего Севера. Чтобы превратить памятник истории и культуры в общедоступный объект и включить его в круг туристического показа, необходимо продолжить работы по реставрации памятников истории и культуры, разработке проектов границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия автономного округа.


Недостаточный уровень трудовой мотивации работников культуры и, как следствие, низкий потенциал их управленческого состава. Внедрение новых принципов оплаты труда в отрасли создало условия для поощрения работников с учетом результатов их труда, но, к сожалению, не привело к повышению заинтересованности работников в качестве предоставляемых государственных (муниципальных) услуг. Устранение существующих недостатков требует проведения дальнейшей работы по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, созданию механизмов стимулирования к повышению качества оказываемых услуг, внедрению "эффективного контракта" с работниками, поэтапному повышению оплаты труда в соответствии с показателями дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 28 февраля 2013 года N 96-РП.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 375 "О проведении в Российской Федерации Года культуры" департаментом культуры автономного округа совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти автономного округа и государственными учреждениями культуры разработан перечень мероприятий, приуроченных к проведению Года культуры в 2014 году.


Запланированные мероприятия внесут значительный вклад в развитие культуры автономного округа, что в целом будет способствовать улучшению качества жизни населения автономного округа.


Многообразие направлений в курируемой сфере делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.


Реализация Государственной программы позволит оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения автономного округа ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал одаренных детей и молодежи.

3. Задачи Государственной программы


1. Сохранение культурного и исторического наследия автономного округа. Повышение культурной грамотности населения автономного округа.


2. Поддержка и развитие художественно-творческой деятельности в автономном округе.


3. Расширение сети учреждений культуры автономного округа.


4. Поддержка и социальная защита работников государственных учреждений культуры и искусства автономного округа и муниципальных учреждений культуры и искусства в автономном округе.


5. Повышение эффективности управления в сфере культуры и искусства.


6. Обеспечение реализации полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации:


- в сфере культуры, искусства и кинематографии;


- по надзору в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, реализации специальных разрешительных и иных регулятивных функций, и полномочий.


7. Обеспечение нормативных правовых, экономических, организационных, информационных условий реализации Государственной программы.


8. Государственная охрана, сохранение объектов культурного наследия автономного округа.

4. Показатели Государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)



1. Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры и искусства к средней заработной плате в автономном округе.


2. Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года.

5. Сроки реализации Государственной программы


Общий срок реализации Государственной программы рассчитан на период 2014 - 2024 годов.


(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 11.07.2018 N 736-П, от 05.02.2020 N 95-П)

6. Приоритетные направления Государственной программы


Государственная программа будет осуществляться в соответствии с приоритетами, определенными Основами государственной культурной политики, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, а также задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ N 204). Сведения о реализуемых региональных проектах представлены в приложении N 5 к Государственной программе.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)


Приоритетными направлениями Государственной программы являются:


- формирование гармонично развитой личности;


- укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;


- создание условий для воспитания граждан;


- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;


- передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;


- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;


- обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.

II. Перечень мероприятий Государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П)



Задачи Государственной программы будут решаться в рамках шести подпрограмм:


1. Сохранение культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, информационно-аналитическое обеспечение отрасли в автономном округе.


2. Поддержка творческих инициатив, развитие профессионального искусства и народного творчества в автономном округе.


3. Строительство объектов культуры автономного округа.


4. Обеспечение мер социальной поддержки в сфере культуры в автономном округе.


5. Государственная охрана, сохранение объектов культурного наследия автономного округа.


6. Обеспечение реализации Государственной программы.


Цели, задачи и мероприятия охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений развития отрасли "Культура" по всем направлениям и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов Государственной программы.


Структура Государственной программы представлена в приложении N 1 к Государственной программе.


Детализированный перечень мероприятий подпрограмм Государственной программы на 2014 год и затраты на их реализацию представлены в приложении N 3 к Государственной программе.

III. Перечень показателей Государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 29.09.2014 N 782-П)



Сведения о показателях Государственной программы представлены в приложении N 2 к Государственной программе.

Методика по расчету показателей Государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)

1. Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры и искусства к средней заработной плате в автономном округе

Единица измерения

%

Определение показателя

Отношение средней заработной платы в отрасли "Культура" к средней заработной плате по экономике региона

Алгоритм формирования показателя

V = СРк / СРэ * 100%

Наименования и определения базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Перевыполнение планового значения показателя является положительной динамикой, невыполнение - отрицательной

Средняя заработная плата в отрасли "Культура"

СРк

Средняя заработная плата по экономике региона

СРэ

Источник информации для расчета (определения) показателя

Росстат

2. Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года

Единица измерения

%

Определение показателя

Отношение количества посещений организаций культуры в текущем году к количеству посещений в 2010 году

Алгоритм формирования показателя

V = Nт / Nб * 100%

Наименования и определения базовых показателей

Буквенное обозначение в формуле расчета

Перевыполнение планового значения показателя является положительной динамикой, невыполнение - отрицательной

Количество посещений организаций культуры в текущем году

Количество посещений организаций культуры в 2010 году

Источник информации для расчета (определения) показателя

Форма статистической отчетности 6-НК;

форма статистической отчетности 7-НК;

форма статистической отчетности 8-НК;

форма государственной статистической отчетности 12-НК

IV. Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих Государственной программе

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 06.04.2020 N 395-П)

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.04.2017 N 332-П)



Межбюджетные трансферты из окружного бюджета в форме субсидий предоставляются муниципальным образованиям (муниципальному району, городскому и муниципальному округу) в автономном округе на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в автономном округе в рамках Подпрограммы 1, Подпрограммы 2, Подпрограммы 3, Подпрограммы 5.


(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П, от 28.12.2020 N 1553-П)


Главными распорядителями средств окружного бюджета являются:


- департамент культуры автономного округа (ответственный исполнитель Государственной программы);


- служба государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа (ответственный исполнитель Подпрограммы 5);


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П)


- департамент международных и внешнеэкономических связей автономного округа (соисполнитель основного мероприятия Подпрограммы 1);


- департамент строительства и жилищной политики автономного округа (соисполнитель Подпрограммы 3).


Условия предоставления и методики расчета межбюджетных субсидий представлены в рамках раздела IV вышеуказанных подпрограмм.


Общий объем субсидий из окружного бюджета бюджету муниципального образования в автономном округе в целях реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы) рассчитывается путем суммирования объемов субсидий, предусмотренных бюджету муниципального образования в автономном округе в рамках вышеуказанных подпрограмм.

V. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)



Реализация Государственной программы позволит к 2024 году достичь следующих конечных результатов:


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 05.02.2020 N 95-П)


1. Увеличить число посещений организаций культуры.


2. Увеличить число обращений к цифровым ресурсам культуры.


3. Оказать адресную целевую поддержку творчески одаренным детям и молодежи, социально значимым культурным инициативам, проектам и программам.


4. Сформировать полноценную инфраструктуру отрасли, соответствующей современным условиям жизни.


5. Повысить уровень заработной платы работников культуры.


6. Модернизировать культурное обслуживание жителей села при сохранении историко-культурной среды территорий - мест формирования традиционной культуры.


7. Сохранить объекты культурного наследия, расположенные на территории автономного округа.

Подпрограммы Государственной программы

Подпрограмма "Сохранение культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, информационно-аналитическое обеспечение отрасли в Ямало-Ненецком автономном округе"

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 20.03.2014 N 215-П, от 29.09.2014 N 782-П, от 10.02.2015 N 112-П, от 05.05.2015 N 381-П, от 10.12.2015 N 1183-П, от 25.03.2016 N 261-П, от 29.03.2016 N 270-П, от 16.09.2016 N 870-П, от 14.04.2017 N 332-П, от 19.06.2017 N 596-П, от 23.08.2017 N 872-П, от 23.10.2017 N 1104-П, от 20.12.2017 N 1324-П, от 07.03.2018 N 236-П, от 11.07.2018 N 736-П, от 15.04.2019 N 388-П, от 24.04.2019 N 446-П, от 31.05.2019 N 572-П, от 15.08.2019 N 896-П, от 05.02.2020 N 95-П, от 06.04.2020 N 395-П, от 02.11.2020 N 1262-П, от 28.12.2020 N 1553-П)

Паспорт Подпрограммы 1

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П)

Ответственный исполнитель Подпрограммы 1

департамент культуры автономного округа

Соисполнитель Подпрограммы 1

служба государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа

Участник Подпрограммы 1

отсутствует

Цель Подпрограммы 1

сохранение культурного и исторического наследия автономного округа, повышение культурной грамотности населения автономного округа

Задачи Подпрограммы 1

1. Обеспечение современных условий для информационно-библиотечного обслуживания населения автономного округа.

2. Обеспечение единого информационного музейного пространства автономного округа, совершенствование музейной деятельности.

3. Информационно-аналитическое обеспечение отрасли.

4. Реализация прочих мероприятий в сфере культуры

Сроки реализации Подпрограммы 1

2014 - 2024 годы

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 11.07.2018 N 736-П, от 05.02.2020 N 95-П)

Показатели

Подпрограммы 1

1.1. Прирост посещений общедоступных (публичных) библиотек.

1.2. Прирост посещений музеев

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)

Мероприятия Подпрограммы 1

основные мероприятия:

1. Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (на период 2014 - 2017 годов).

2. Развитие библиотечного и музейного дела.

3. Осуществление информационного, аналитического и экспертного обеспечения мониторинга качества, статистики отрасли культуры автономного округа.

А1. Региональный проект "Культурная среда".

А2. Региональный проект "Творческие люди".

А3. Региональный проект "Цифровая культура"

мероприятия, реализуемые за счет обеспечивающей программы, отсутствуют

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 388-П)

Финансовое обеспечение Подпрограммы 1 (тыс. руб.)

(в ред. постановления Правительства ЯНАО

от 05.02.2020 N 95-П)

Общий объем финансирования - 3459465

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

Объем финансирования Подпрограммы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению, - 3459465 (в том числе средства федерального бюджета - 38176)

Объем внебюджетных средств - 0

2014 год - 201410

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

201410

(в том числе средства федерального бюджета - 934)

0

2015 год - 195996

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

195996

(в том числе средства федерального бюджета - 541)

0

2016 год - 199657

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

199657

(в том числе средства федерального бюджета - 533)

0

2017 год - 267328

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

267328

(в том числе средства федерального бюджета - 152)

0

2018 год - 289932

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

289932

(в том числе средства федерального бюджета -

1016)

0

2019 год - 343160

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

343160

(в том числе средства федерального бюджета - 10000)

0

2020 год - 401263

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

401263

(в том числе средства федерального бюджета - 10000)

0

2021 год - 397801

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

397801

(в том числе средства федерального бюджета - 10000)

0

2022 год - 396346

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

396346

(в том числе средства федерального бюджета - 5000)

0

2023 год - 383286

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

383286

(в том числе средства федерального бюджета - 0)

0

2024 год - 383286

(в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0)

383286

(в том числе средства федерального бюджета - 0)

0

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 1

реализация Подпрограммы 1 позволит к 2024 году достичь следующих конечных результатов:

- создать на базе муниципальных центральных библиотек не менее 6 муниципальных библиотек, соответствующих Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки;

- обновить книжные фонды государственной и муниципальных библиотек;

- повысить число посетителей музеев на 12%, число посетителей библиотек - на 15%;

- обеспечить повышение качества оказываемых музейных и библиотечных услуг для всех категорий населения;

- увеличить долю представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов совокупного основного фонда музеев автономного округа до 30%;

- увеличить число обращений к цифровым ресурсам культуры, в том числе за счет создания выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 05.02.2020 N 95-П)

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития автономного округа

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 10.02.2015 N 112-П)



Подпрограмма 1 направлена на решение задачи 1 "Сохранение культурного и исторического наследия автономного округа. Повышение культурной грамотности населения автономного округа" Государственной программы.


Целью Подпрограммы 1 является сохранение культурного и исторического наследия автономного округа. Повышение культурной грамотности населения автономного округа.


Достижение цели Подпрограммы 1, а также цели и задач Государственной программы в целом будет обеспечено посредством реализации мероприятий, направленных на решение следующих задач:


1. Утратил силу с 1 января 2018 года. - Постановление Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П;


2. обеспечение современных условий для информационно-библиотечного обслуживания населения автономного округа;


3. обеспечение единого информационного музейного пространства автономного округа, совершенствование музейной деятельности;


4. информационно-аналитическое обеспечение отрасли;


5. реализация прочих мероприятий в сфере культуры.


Абзацы девятый - тридцатый утратили силу с 1 января 2018 года. - Постановление Правительства ЯНАО от 20.12.2017 N 1324-П.


Одним из приоритетных направлений, определенных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, является улучшение условий жизни населения автономного округа.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.04.2017 N 332-П)


Современное понимание роли и значения культуры в решении данной задачи требует перехода к качественно новому развитию библиотечного и музейного дела.


Сложившаяся на сегодняшний день неоднородность обеспечения населения автономного округа услугами в сфере культуры свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют неодинаково развитую инфраструктуру учреждений культуры. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями.


Программно-целевое планирование на протяжении последних лет осуществлялось в рамках окружных целевых программ "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)", "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)". Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных проблем в сфере культурного развития, связанных с созданием условий для сохранения и развития культуры как фактора социально-экономического развития региона, а также создание равных возможностей доступа к культурным ценностям населению автономного округа.


Библиотеки Ямала являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства региона и реализации прав граждан на доступ к информации.


Библиотечная система автономного округа насчитывает 80 библиотек, относящихся к ведению органов государственной и муниципальной власти. К сети публичных библиотек относится 1 государственная и 79 муниципальных библиотек, из которых 17 специализированных детских и 38 сельских. В структуре сети учреждений, осуществляющих библиотечное обслуживание населения - 63 библиотеки объединены в библиотечные системы, 17 являются самостоятельными.


Средствами окружной целевой программы проведена целенаправленная работа с целью обеспечения современных условий для информационно-библиотечного обслуживания населения автономного округа.


Библиотечный фонд автономного округа составляет свыше 1,6 миллиона изданий. В настоящий момент информационно-библиотечным обслуживанием охвачено 149,9 тысяч человек или 28% населения, число посещений библиотек округа составляет 938,3 тысяч, пользователям библиотек ежегодно выдается более 2,5 тысяч печатных, электронных и аудиовизуальных документов.


Достаточно успешно в библиотеках автономного округа ведется работа по созданию единого информационного ресурса, который размещен на корпоративном информационно-библиотечном портале и доступен как населению автономного округа, так и пользователям, проживающим за пределами Ямала. На корпоративном информационно-библиотечном портале формируется электронная библиотека, включающая в себя книги и периодические издания разных лет, а также размещен электронный каталог, созданием которого успешно занимаются государственная и муниципальные библиотеки.


Общий объем собственных баз данных библиотек автономного округа составляет более 900 тыс. единиц записей. В рамках программы ведется ретроконверсия традиционных каталогов в электронную форму, оцифровка печатных документов и краеведческой литературы. Положено начало формирования Сводного электронного каталога, начата работа по интеграции библиотечных ресурсов в российские и международные информационные сети.


Для создания электронного каталога и других баз данных библиотеки используют специализированное программное обеспечение АБИС "ИРБИС".


В целом по итогам 2012 года сводный электронный каталог автономного округа значительно увеличился и составил 1 520 тыс. записей (в 2011 году - 817 тыс. записей), что составляет 95% от совокупного библиотечного фонда автономного округа.


С целью подключения к сети интернет всех муниципальных библиотек и обеспечения их современной компьютерной техникой для создания пользовательских мест, в 2013 году планируется использовать средства окружной долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 14 февраля 2011 года N 73-П, что, при условии стопроцентного финансирования, позволит закрыть вопрос с обеспечением муниципальных библиотек современными средствами доступа к информации.


Продолжается процесс создания в библиотеках округа собственных web-сайтов. Сегодня достаточно большая часть населения не только имеет опыт регулярного присутствия в Интернете, но и опыт пользования многими сайтами, поэтому их создание открывает для библиотек большие возможности в части внедрения и совершенствования библиотечных услуг, оказываемых пользователям с помощью современных информационных технологий. По итогам 2012 года свои сайты ведут 10 центральных библиотек автономного округа. Процесс, как правило, осложняется отсутствием во многих библиотеках, прежде всего сельских, специалистов имеющих профессиональные навыки ориентирования в современном информационном пространстве.


Сегодня в библиотеках округа, особенно в сельских, территориально удаленных районах, кадровая проблема стоит достаточно остро. Так, из общего числа библиотечных специалистов (381 человек) высшее профессиональное (библиотечное) образование имеют лишь 12%, среднее специальное образование - 17%. Только 132 сотрудника имеют подготовку по использованию информационно-коммуникационных технологий.


Проблема частично решалась в рамках мероприятий по повышению квалификации библиотечных специалистов, которые проводились за счет средств окружной долгосрочной целевой программы в сфере культуры, однако ограниченность, а иногда отсутствие средств на обучение и переподготовку библиотечных кадров в муниципальных бюджетах, а также непривлекательность отдаленных сельских поселений для молодых специалистов, продолжает осложнять решение кадровых вопросов.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.04.2017 N 332-П)


Успешная деятельность библиотек также во многом зависит от состояния материально-технической базы, оснащенности библиотек современными техническими средствами и средствами связи.


По данным показателям многие муниципальные библиотеки не отвечают современным требованиям, предъявляемым к обслуживанию пользователей и хранению фондов. Помещения 16 библиотек автономного округа нуждаются в капитальном ремонте, 4 находятся в аварийном состоянии. Многие библиотеки испытывают недостаток площадей, что приводит к снижению качества библиотечного обслуживания.


Из общего количества библиотек 72 оснащены компьютерной техникой и 66 - копировально-множительной техникой. 60 библиотек телефонизированы, 49 подключены к сети интернет. Компьютерный парк библиотек составляет 587 единиц техники, из них 171 компьютер установлен для пользователей, из них лишь 102 компьютера имеют выход в интернет. Из общего количества компьютерной техники 100 единиц требуют ремонта или списания.


Модернизация библиотечных учреждений, их переоснащение - одно из приоритетных направлений развития. В рамках программно-целевого планирования в сфере культуры ежегодно финансируются проекты по созданию на селе модельных сельских библиотек. В 2012 году успешно проведена модернизация муниципальных библиотек пос. Харсаим Приуральского района, пос. Уренгой Пуровского района, с. Красноселькуп Красноселькупского района. Всего за счет средств программы и местных бюджетов в сельских территориях автономного округа создано 7 модельных библиотек, оснащенных необходимым оборудованием и доступом к современным средствам связи.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.04.2017 N 332-П)


Остается низким показатель книгообеспеченности в автономном округе, он ниже нормативного показателя и составляет в среднем 2,7 книги на 1 жителя, показатель по Российской Федерации составляет 6,4 книги (норматив 5 томов на одного жителя в городе и 7 на селе). За счет выделения дополнительных бюджетных ассигнований в период 2010 - 2012 годы удалось значительно улучшить показатель "Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения", по итогам 2012 года он составил 253 единиц. Данный показатель с 2010 года имеет положительную динамику, превышает общероссийский и показатель по субъектам Уральского федерального округа (за 2011 год: 122 экземпляров книг - общероссийский показатель, 131 экземпляров книг - по Уральскому федеральному округу, автономного округа - 202 экземпляров книг).


Однако все еще продолжает оставаться ниже общероссийского показатель "Обновляемость фондов библиотек", что вызвано недостаточным объемом ассигнований на комплектование библиотечных фондов, направляемых из средств муниципальных бюджетов, а также необратимого процесса списания книжных фондов по причине их морального и физического устаревания, только в 2012 году списано порядка 88 тыс. экземпляров книг.


Решение многих заявленных проблем и перспективных направлений развития будет решаться и в рамках государственного задания государственного бюджетного учреждения автономного округа "Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа". Так, повышение квалификации кадров будет осуществляться путем организации курсовых переподготовок специалистов, проведения методических консультаций и стажировок на базе Национальной библиотеки, а также путем издания методических сборников различной тематики.


Пополнение электронной библиотеки на корпоративном портале позволит решить проблему доступности для населения накопленных в фондах библиотек Ямала краеведческих материалов, а приобретение в фонды, наряду с печатными, электронных изданий послужит привлечению в стены библиотек современных пользователей, в том числе молодежи.


Пополнению фондов государственной и муниципальных библиотек, в том числе изданиями на национальных языках, будет способствовать поступление обязательного экземпляра документов, а также комплектование муниципальных библиотек через обменно-резервный фонд Национальной библиотеки.


Привлечение пользователей и пропаганда чтения и книги будет осуществляться путем проведения для населения культурно-массовых мероприятий (окружной фестиваль Ямальской книги), а также различных виртуальных конкурсов и викторин: "Я и моя семья", "Патриот Ямала - патриот России" и других.


Таким образом, на текущий период основными направлениями развития библиотечного дела по-прежнему остаются информатизация библиотечных учреждений, создание сводного библиотечно-информационного ресурса автономного округа, совершенствование библиотечно-информационных услуг для населения, модернизация сельских библиотек.


Развитие музейной отрасли в РФ сейчас является одним из ключевых вопросов, на которых сосредоточено внимание не только Президиума Союза музеев России, но и Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.


В современной культуре музей - один из ведущих центров гуманитарного становления личности. Именно он представляет собой коммуникационный канал, связывающий мир современного человека и историко-культурным континуумом. Привычное представление о музее как о застывшем во времени компоненте культуры, хранилище коллекций предметов, которые больше не востребованы жизнью и являются лишь знаками безвозвратно ушедших времен, сегодня уже не актуально. Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей. Специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры.


Музейная система автономного округа насчитывает 20 учреждений культуры музейного типа, относящихся к ведению органов государственной и муниципальной власти. К сети данных учреждений относится 1 государственный и 19 муниципальных музеев, из которых 4 являются филиалами.


Совокупный музейный фонд автономного округа составляет свыше 240 тысяч единиц хранения. Сводный электронный каталог музеев автономного округа по состоянию на 01 января 2013 года составил 205 тыс. предметов, что соответствует 85% от общего объема музейных фондов, из них цифровое изображение имеют 70 тыс. предметов, в том числе доступных в сети Интернет - 4,2 тыс. изображений. Из 20 музейных учреждений автономного округа представительство в интернете имеют 13 музеев.


Одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений музейной работы является образовательная деятельность. Спрос на информацию и образовательные услуги позволяет выстраивать систему музейной коммуникации, отталкиваясь непосредственно от позиции и предпочтений посетителя, влиять на формирование у посетителей ценностного отношения к природному, историческому и культурному наследию города, округа, региона, страны. В рабочем арсенале музеев округа - более 50 образовательных программ, количество их участников в год в среднем насчитывает 10 тыс. человек.


На сегодняшний день между Министерством культуры Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации заключается соглашение о сотрудничестве в части использования образовательных музейных программ в учебном плане общеобразовательных учебных заведений России.


Важнейшим условием успешной музейной деятельности является доступность музейных услуг. В 2012 году было зарегистрировано 168,2 тыс. посещений, это означает, что каждый третий житель округа за год посетил музей. В индивидуальном порядке музеи Ямала посетили 74,2 тыс. человек, а в составе экскурсий 94,4 тыс. человек, из них экскурсионным обслуживанием в возрасте до 18 лет было охвачено 63 тыс. человек.


В 2012 году было проведено 646 выставок, что на 41 единицу больше, чем в 2011 году. Количество посещений выставок вне музеев составило 225 тыс. человек, что свидетельствует о возросшем росте интереса публики к мобильным выставочным проектам (в 2011 году - 129,5 тыс. человек). Активизация и поддержка на региональном уровне выставочного обмена между музеями региона, страны, в частности, разработка и активное внедрение практики "передвижных выставок", централизованный сбор информации и данных изучения зрительских предпочтений являются актуальным направлением в развитие музейного дела. Востребованными формами выставочной деятельности являются мобильные выставки, выставочный обмен и прием выставок из сторонних музеев. Также не менее актуальным является создание цифровых ресурсов на основе собраний музеев и организация доступа к ним граждан как посредством сети Интернет, так и через создание, развитие и методическую поддержку "виртуальных музеев". Для этого также необходима техническая и технологическая модернизация экспозиционной деятельности музеев.


Для музеев округа по-прежнему характерна проблема обеспеченности помещениями - общая для всех учреждений культуры автономного округа. Из 20 музеев лишь семь располагаются в специально построенных зданиях. Все остальные музеи, располагаясь в приспособленных зданиях, занимают только часть здания. Учитывая ежегодный прирост музейных фондов автономного округа, назревает проблема, связанная с недостатком фондовых площадей.


Проблемой также является нехватка помещений для фондохранилищ и их несоответствие имеющимся требованиям хранения предметов, комплексное хранение экспонатов из разных материалов, которое приводит к разрушению и деформации, устаревшее в отдельных музеях экспозиционно-выставочное оборудование и оборудование для хранилищ фондов, а также нехватка площадей для организации образовательных программ приводит к неполноценной работе музеев.


Недостаточное бюджетное финансирование музейной отрасли отрицательно сказывается на состоянии безопасности и сохранности музейных фондов, уровне научно-исследовательской и научно-просветительной деятельности. Большинство муниципальных музеев не обеспечены техническими средствами охраны и пожаротушения, нуждаются в обновлении и построении новых современных стационарных экспозиций. Музейная сеть слабо оснащена специализированным фондовым и экспозиционно-выставочным оборудованием, компьютерной техникой. Замедлился процесс пополнения фондовых собраний и музейных коллекций. Более 8 тыс. музейных предметов требуют реставрации.


Еще одним важным направлением в современных условиях сохранения музейных фондов должно стать эффективное сочетание новейших методов исследования, консервации и реставрации. Реставрационная деятельность позволяет не только сохранить памятник, но и выявить его историко-культурную и художественную значимость.


Будущее наших музеев непосредственно зависит от решения задачи обеспечения музейной отрасли квалифицированными кадрами. Остро не хватает музейных специалистов всех профилей. В ближайшее время необходимо привести систему подготовки и переподготовки специалистов в соответствие с потребностями современной музейной деятельности. Наряду с укреплением кадрового состава музеев профильными специалистами - историками, искусствоведами, биологами и т.д., в музей должны быть привлечены люди, обладающие знаниями и навыками менеджмента и маркетинга. Растет потребность в специалистах, обладающих новыми для музея компетенциями: туроператор, социальный технолог, менеджер проектов.


Важным фактором, способствующим привлечению в музеи высококвалифицированных специалистов, должно стать увеличение средней заработной платы музейных работников до уровня не ниже средней в соответствующем субъекте Российской Федерации. Важную роль в росте профессионального уровня музейных работников призвана сыграть государственная поддержка повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В практику необходимо ввести профильные стажировки в крупнейших отечественных музеях и грантовую поддержку командировок музейных сотрудников для изучения зарубежного опыта.


В приоритетные направления сохранения и развития музейного дела на период до 2024 года должны быть положены следующие мероприятия:


(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 11.07.2018 N 736-П, от 05.02.2020 N 95-П)


- создание условий для надлежащего хранения предметов Музейного фонда Российской Федерации, в том числе и с помощью строительства современного музейно-выставочного и депозитарно-реставрационного центра с зонами открытого хранения;


- обеспечение музеев высокотехнологичными системами безопасности и современным оборудованием для экспозиционно-выставочной и фондовохранительской деятельности, в т.ч. использование в музейной практике высокотехнологичных средств маркировки и автоматизированного учета музейных предметов;


- разработка и внедрение технических средств для создания долговременных условий сохранности недвижимых памятников (системы обеспечения климата, системы мониторинга условий сохранности с архивацией результатов);


- оснащение музея оборудованием, обеспечивающим возможность их посещения и участия в музейных программах людей с ограниченными возможностями.


Кроме того, в части информатизации отрасли и обеспечения равного доступа к культурным ценностям населения, в том числе в рамках выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности в сфере культуры автономного округа, утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 28 февраля 2013 года N 96-РП, необходимо продолжение работы по оцифровке фондовых собраний музеев округа (разработка и создание информационного портала музеев округа, в числе которых: создание виртуальных 3D-туров по экспозициям музеев округа, процесс включения в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, виртуальные музеи и т.п.).


Решение части заявленных проблем будет решаться в рамках государственного задания государственного бюджетного учреждения автономного округа "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского", а именно путем обеспечения сохранения и популяризации культурного наследия посредством формирования электронных баз данных, выполнения работ по комплектованию музейных фондов, организации доступа граждан к музейным ценностям через экскурсии и предоставление доступа к ресурсам виртуального зала. Также разработаны мероприятия для совершенствования музейной деятельности, в рамках которых предусмотрено оказание справочно-информационных, экспертно-консультативных, научно-методических услуг, разработка методических изданий, создание полиграфической и мультимедийной продукции.


На текущий период основными задачами развития музейного дела продолжают оставаться информатизация музейных учреждений, создание и совершенствование на основе современных технологических средств системы комплексной защиты и безопасности музейных фондов, развитие и укрепление материально-технической базы.


Информационно-аналитическое обеспечение отрасли. Реализация данного мероприятия предполагается совместно с государственным казенным учреждением автономного округа "Информационно-аналитический центр".


Данное мероприятие направлено на повышение качества и доступности государственных услуг, информационного, аналитического и экспертного обеспечения мониторинга качества, статистики отрасли культуры автономного округа, а также повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного.


В соответствии с приоритетами, определенными Основами государственной культурной политики, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, на библиотеки и музейные учреждения в большей мере возлагается миссия по формированию гармонично развитой личности, реализация ценностно-ориентированной государственной культурной политики, опирающейся на традиционные духовные ценности, обеспечение использования исторического и культурного наследия для воспитания и образования подрастающего поколения.


(абзац введен постановлением Правительства ЯНАО от 23.08.2017 N 872-П)

II. Перечень мероприятий Подпрограммы 1

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 05.02.2020 N 95-П)



Мероприятия Подпрограммы 1 сгруппированы по основным мероприятиям в соответствии с поставленной целью и обозначенными тактическими задачами.


Основное мероприятие 2. Развитие библиотечного и музейного дела.


Для обеспечения современных условий для информационно-библиотечного обслуживания населения автономного округа, создания единого информационного музейного пространства автономного округа, совершенствования музейной деятельности в рамках данного основного мероприятия будут реализованы следующие мероприятия:


2.1. Комплектование государственных и муниципальных библиотек, в том числе обеспечение сохранности библиотечных фондов автономного округа как части культурного наследия и информационного ресурса автономного округа и России, в том числе организация деятельности по сохранению книжных памятников Российской Федерации и обязательного экземпляра.


2.2. Поддержка Национальной программы чтения (проведение акций, конкурсов, фестивалей, праздников книги и других мероприятий, направленных на пропаганду чтения среди населения, на возрождение семейного чтения, на развитие и поддержку русского языка).


2.2-1. Обеспечение прав на доступ к библиотечным услугам особых групп пользователей (посредством формирования специализированного фонда литературы, в том числе на электронных носителях, приобретения тифломагнитол, поддержки проектов по библиотечному обслуживанию отдельных категорий населения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста, молодежи; обеспечения работы разнопрофильных библиотечных центров и т.д.).


2.3. Укрепление материально-технической базы библиотек, направленное на сглаживание диспропорции в развитии культуры в городских и сельских поселениях, в том числе реализация проектов "Модельная сельская библиотека", "Новая библиотека Ямала".


2.4. Развитие информационно-библиотечного обслуживания населения на базе государственного бюджетного учреждения автономного округа "Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Национальная библиотека автономного округа) осуществляется в рамках государственного задания и предусматривает:


- формирование библиотечного фонда Национальной библиотеки автономного округа и выдачу документов в пользование;


- выполнение справок, в том числе в электронном виде;


- предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг;


- создание информационной базы данных и предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату, базам данных Национальной библиотеки автономного округа;


- консультационно-методическое обеспечение муниципальных библиотек автономного округа;


- организацию и проведение окружных методических, информационных и общекультурных мероприятий;


- издание библиографических и методических пособий в области библиотечного дела;


- формирование системы и рассылку обязательного экземпляра документов автономного округа в центральные муниципальные библиотеки;


- помощь в комплектовании фондов муниципальных библиотек автономного округа через обменно-резервный фонд Национальной библиотеки автономного округа.


Развитие корпоративной сети библиотек автономного округа. Формирование и сохранение окружного электронного банка данных, что предусматривает:


- пополнение окружного электронного каталога и его интеграцию в общероссийский каталог (поддержка технического и программного обеспечения, создание краеведческих электронных ресурсов, создание окружного страхового фонда документов, консервация библиотечных фондов, создание копий на цифровых и микроносителях);


- развитие корпоративной сети библиотек (внедрение информационных форм работы с пользователями, организация курсов повышения квалификации специалистов по работе с информационно-коммуникационными технологиями в библиотечной сфере, организация виртуальных и профессиональных конкурсов, участие во всероссийских и международных семинарах, конференциях и др.);


- обеспечение сохранности книжных памятников (организация семинаров по организации работы с книжными памятниками, оснащение специализированной мебелью, средствами по соблюдению особого климатического режима в фондохранилищах и т.д.).


В результате реализации данных мероприятий ожидается:


1) обеспечение свободного доступа населения к информации, в том числе посредством современных систем связи (подключение всех библиотечных учреждений автономного округа к сети Интернет, создание библиотечных сайтов);


2) модернизация информационной деятельности библиотек, создание собственных электронных ресурсов и их интеграция в общероссийскую информационную структуру;


3) совершенствование системы библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения (инвалидов, детей и юношества);


4) повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек автономного округа.


2.5. Поддержка передвижных, выставочных музейных проектов (в т.ч. культурный обмен между музеями автономного округа).


2.5-1. Обеспечение прав на доступ к музейным услугам особых групп пользователей.


2.6. Обеспечение сохранности и популяризация культурного наследия, совершенствование музейной деятельности на базе государственного бюджетного учреждения автономного округа "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского" (далее - музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского), что предусматривает:


- публичный показ музейных предметов, музейных коллекций;


- создание экспозиций (выставок), организация выездных выставок;


- организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, конкурсов (в т.ч. направленных на создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и молодежи), проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам, памятным датам и знаменательным событиям международного, российского и окружного значения;


- проведение окружного музейного фестиваля, конкурсов профессионального мастерства и конкурсов музейных учреждений, мастер-классов, семинаров, научно-практических конференций и других научно-образовательных мероприятий;


- проведение научных экспедиций;


- создание информационно-рекламной, полиграфической, мультимедийной продукции;


- издание научно-популярных, справочных, методических материалов для оказания справочно-информационных, экспертно-консультативных и научно-методических услуг;


- формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций;


- пополнение государственной части музейного фонда Российской Федерации произведениями народных художественных промыслов и ремесел (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 года N 2800-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года");


- информатизацию музеев, ведение электронного каталога музейного фонда автономного округа (совершенствование единой региональной системы учета музейных фондов, внедрение новых информационных технологий представления музейных экспозиций и уникальных коллекций);


- проведение окружных курсов, семинаров и тренингов по музейной деятельности.


При осуществлении достижения поставленных в разделе целей ожидается:


1) создание условий для популяризации и обеспечения равного доступа всех категорий населения к культурному наследию автономного округа, представление его в сети Интернет;


2) развитие новых форм музейной деятельности, расширение социальной функции музеев автономного округа;


3) сохранение фондовых коллекций музеев, обеспечение безопасности и сохранности музейного фонда автономного округа, перевод основного музейного фонда в цифровой формат;


4) введение в научный оборот дополнительного числа экспонатов, повышение уровня краеведческих знаний у посетителей музеев;


5) преодоление существующего отставания музеев в использовании современных информационных технологий и создании электронных продуктов культуры.


2.7. Бюджетные ассигнования, зарезервированные в целях финансового обеспечения целевых расходов.


2.8. Субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку отрасли культуры.


Основное мероприятие 3. Осуществление информационного, аналитического и экспертного обеспечения мониторинга качества, статистики отрасли культуры автономного округа.


Реализация данного мероприятия предполагается совместно с государственным казенным учреждением автономного округа "Информационно-аналитический центр".


Данное мероприятие направлено на повышение качества и доступности государственных услуг, информационного, аналитического и экспертного обеспечения мониторинга качества, статистики отрасли культуры автономного округа, а также повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа.


Реализация мероприятия предполагает осуществление государственным казенным учреждением автономного округа "Информационно-аналитический центр" следующих видов деятельности:


- сбор, концентрация, систематизация и анализ информации в сфере культуры на окружном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях;


- формирование государственной статистической отчетности, ее консолидация и анализ;


- проведение социологических, культурологических и других исследований по вопросам культуры;


- разработка, приобретение, внедрение специализированного программного обеспечения для нужд сферы культуры;


- создание, наполнение и сопровождение информационных баз данных по направлениям культуры и искусства, объектов культурного наследия, внедрение баз данных в деятельность учреждений культуры и органов управления сферы культуры;


- контроль за соблюдением учреждениями культуры области единых стандартов в информационных системах и форматах данных;


- разработка рекомендаций по развитию отрасли "Культура";


- подготовка к изданию аналитических сборников, справочников и других информационных материалов.


Основное мероприятие А1. Региональный проект "Культурная среда".


А1.1. Реализация проекта "Новая библиотека Ямала". Основным принципом проекта является превращение традиционной библиотеки в учреждение с современными информационными услугами и цифровыми технологиями, приведение муниципальных библиотек в соответствие с Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки, утвержденным решением Коллегии Минкультуры России от 06 декабря 2014 года N 21. Проект будет реализован на базе 6 центральных муниципальных библиотек.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 06.04.2020 N 395-П)


Основное мероприятие А2. Региональный проект "Творческие люди".


А2.1. Проведение выставок ведущих федеральных и региональных музеев.


Во исполнение подпункта "а" пункта 12 Указа Президента РФ N 204 необходимо создать условия для укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации. В рамках данного мероприятия ежегодно будут организованы выставочные проекты ведущих федеральных и региональных музеев на базе музеев автономного округа. У населения автономного округа появится возможность приобщиться к лучшим образцам отечественной культуры, историческому наследию России.


Основное мероприятие А3. Региональный проект "Цифровая культура".


А3.1. Реализация выставочных проектов, снабженных мультимедиа-гидами по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о предмете с использованием технологии дополненной реальности. Сведения о реализуемых региональных проектах представлены в приложении N 5 к Государственной программе.


В целях увеличения к 2024 году числа обращений к цифровым ресурсам культуры в 5 раз в автономном округе планируется реализовать выставочные проекты, снабженные цифровыми гидами в формате дополненной реальности на базе музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского, в муниципальных музейных учреждениях будет обеспечено использование мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о предметах с использованием технологии дополненной реальности.


Перечень мероприятий Подпрограммы 1 и затраты на их реализацию приведены в таблице 1.

Таблица 1. Перечень мероприятий Подпрограммы 1 и затраты на их реализацию



Таблица 1

N п/п

Наименование ответственных исполнителей (соисполнителей) Подпрограммы 1

Затраты на реализацию подпрограммных мероприятий (тыс. руб.)

всего

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020

год

2021 год

2022

год

2023 год

2024

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Подпрограмма 1 "Сохранение культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, информационно-аналитическое обеспечение отрасли в Ямало-Ненецком автономном округе" (всего)

3459465

201410

195996

199657

267328

289932

343160

401263

397801

396346

383286

383286

2

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа (соисполнитель) (всего)

4507

0

0

0

4507

0

0

0

0

0

0

0

3

Департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа (соисполнитель) (всего)

4940

0

0

0

4940

0

0

0

0

0

0

0

4

Департамент культуры автономного округа (всего), в том числе

3450018

201410

195996

199657

257881

289932

343160

401263

397801

396346

383286

383286

5

Государственное бюджетное учреждение автономного округа "Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа" (всего)

476004

28090

29321

27652

42212

44125

49931

50782

50681

51070

51070

51070

6

Государственное бюджетное учреждение автономного округа "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского" (всего)

2299204

140220

135819

138739

187579

210957

240271

251584

247068

248989

248989

248989

7

Государственное казенное учреждение автономного округа "Информационно-аналитический центр" (всего)

299984

18688

21230

25631

23438

25860

28162

29730

30885

32120

32120

32120

8

Основное мероприятие 1. Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия

18663

3506

2858

2852

9447

0

0

0

0

0

0

0

9

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа

4507

0

0

0

4507

0

0

0

0

0

0

0

10

Департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа

4940

0

0

0

4940

0

0

0

0

0

0

0

11

Департамент культуры автономного округа

9216

3506

2858

2852

0

0

0

0

0

0

0

0

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2024 годы" (с изменениями на 28 декабря 2020 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2024 годы" (с изменениями на 28 декабря 2020 года)

Номер документа: 1122-П

Вид документа: Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Принявший орган: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа

Статус: Действующий

Опубликован: "Красный Север", спецвыпуск N 88/6, 30.12.2013 (постановление, программа (до паспорта подпрограммы 5)), "Красный Север", спецвыпуск N 88/7, 30.12.2013 (программа (до конца)), Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 05.01.2014.
Дата принятия: 25 декабря 2013

Дата редакции: 28 декабря 2020