ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2012 года N 563-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 07.04.2014 N 139-пп, от 26.12.2016 N 481-пп)

В целях повышения качества, доступности услуг в сфере культуры и их конкурентоспособности, формирования имиджа Белгородчины как одного из культурных центров Центрально-Черноземного региона Правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить Стратегию развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия, прилагается).

2. Управлению культуры Белгородской области (Курганский С.И.) обеспечить реализацию Стратегии.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов учитывать положения Стратегии при разработке стратегий, концепций, программ, планов действий в сфере культуры.

4. Департаменту внутренней и кадровой политики области (Сергачев В.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.

(п. 4 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 07.04.2014 N 139-пп)

5. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики области (Павлова О.А.).

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 26.12.2016 N 481-пп)

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта начиная с 2014 года, об исполнении постановления - к 15 марта 2018 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 24 декабря 2012 года N 563-пп

     

 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

 (в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 07.04.2014 N 139-пп, от 26.12.2016 N 481-пп)


      1. Введение


В условиях модернизации российского государства актуализируется проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики, соответствующей социокультурному вектору развития страны и способствующей политической стабильности, успеху социально-экономических преобразований, укреплению гражданского общества.

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения и результатов социальной деятельности людей рассматривается как главный движущий фактор в формировании солидарного и конкурентоспособного общества.

Вне такого понимания роли культуры и культурной политики любые преобразования и реформы становятся малоэффективными, сводятся преимущественно к институциональным усилиям сверху, не затрагивающим образ жизни, общественное сознание, уровень культурного развития и образования значительной части населения.

Под влиянием целого ряда негативных факторов: общего падения уровня культуры, связанного с цивилизационным сдвигом, молодостью нового общества, а также в результате снижения качества общего образования, прежде всего, уменьшения его гуманитарно-культурной составляющей, засилья массовой культуры и наличия экономических проблем, особенно в провинции, некоторые культурные способности и потребности не воспроизводятся, не формируются в процессе социализации детей и молодежи или воспроизводятся в крайне усеченных, примитивных вариантах, а у взрослых утрачиваются.

Уровень морали современного общества все больше понижается, программы телевидения заполнены рекламой и передачами низкого качества. Таким образом, развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, снижение посещаемости культурных событий и ценностных требований, культурное потребление в режиме развлечения - симптоматика, опасная для духовного здоровья населения, его продуктивной дееспособности.

Основной причиной данных негативных тенденций является ослабление органических связей между институциональным (специализированные институты и структуры, главной функцией которых является накопление, сохранение, трансляция, популяризация культурных достижений), социальным (система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты) и личностным (индивидуальное мышление, поведение и творчество) аспектами культуры.

В результате происходят бюрократизация и формализация институционального аспекта культуры, переориентация его на "ведомственные" интересы, критерии и показатели деятельности; маргинализация социального аспекта культуры, принижение его общественного значения и игнорирование его творческого, социально-конструктивного потенциала; утрата контакта с личностью как основным субъектом культурного творчества и восприятия культурных благ. Это существенно сказывается на состоянии культурного потенциала регионального и в целом социального сообщества, ведет к его "распылению", росту влияния в культурной сфере стихийных неконтролируемых процессов и существенному снижению возможности ее целенаправленного, рационально обоснованного регулирования.

В этой связи целесообразной представляется комплексная переориентация основных направлений деятельности специализированных институтов культуры и культурной активности населения региона на социальную модальность культурной сферы; консолидация усилий региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты, а также общественных объединений и населения по обеспечению стратегического решения проблем развития сферы культуры региона.


2. Общие положения


Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия) представляет собой совокупность целевых установок, взглядов, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Белгородской области, других органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры.

Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормативными правовыми актами Белгородской области.

В Стратегии развиваются и конкретизируются в части, касающейся вопросов сферы культуры, соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020", Концепции федеральной целевой программы "Культура России" (2012 - 2016 годы)", Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 года N 423-пп.

Финансирование развития сферы культуры осуществляется в рамках реализации государственной программы Белгородской области "Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 526-пп.

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 26.12.2016 N 481-пп)

- абзацы пятый - одиннадцатый исключены. - Постановление Правительства Белгородской области от 26.12.2016 N 481-пп.

По истечении сроков реализации указанных программ планируется их актуализация с учетом положений настоящей Стратегии.

Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния сферы культуры Белгородской области и прогноз ее развития, обоснованное определение объективных культурных потребностей населения и реальных возможностей обеспечения их развития, а также системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем.

Стратегия опирается на следующие основные принципы:

- интеграция институционального, социального и личностного аспектов функционирования культуры на уровне регионального сообщества;

- соотнесение региональных культурных процессов с современным культурным контекстом и в целом с вызовами современности, где культура выступает мощным ресурсом развития социальности, в частности, фундаментом новой экономики и источником инновационного мышления;

- моделирование культурного пространства Белгородской области посредством стратегических и ситуационных технологий проектирования, организации и коммуникации.

Стратегия призвана стать инструментом формирования современной культурной политики региона, сохраняя, приумножая достижения и решая те непростые проблемы, которые накопились в отрасли за прошедшие два десятилетия адаптации к новым реалиям современной России. Вместе с обществом и структурами государственной власти региона культура должна достойно выйти на новый исторический этап социально-экономического развития Белгородской области.

Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития культуры населения, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития сферы культуры области.

В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:

сфера культуры - область применения культурной деятельности, объединяющая личностный, социальный и институциональный аспекты функционирования культуры;

культура - смысловое содержание человеческой жизни, отражающее исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей;

культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

культурно-ценностные ориентации - это отражение в сознании человека культурных ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;

культурные блага - материальные и духовные ценности, условия и услуги для их потребления, предоставляемые организациями культуры, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан;

культурные потребности - внутренние мотивы личности, побуждающие к активному познанию, усвоению и творческому приумножению культурного наследия; проявлению духовно-нравственных, моральных качеств, художественно-эстетических способностей; повышению культурного, образовательного уровня и потреблению субъектом культурных услуг;

культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности;

культурная услуга - деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры;

культурный продукт - культурная услуга, в определенном формате предлагаемая потенциальному потребителю;

культурный бренд региона - это широко узнаваемое и ассоциируемое с культурой региона учреждение культуры, культурный продукт или культурное событие.


3. Анализ состояния сферы культуры Белгородской области

Сложность и противоречивость современного культурного пространства области обусловлены тенденциями, отражающими общероссийскую проблематику, сформировавшимися вследствие проведения политико-экономических реформ без учета социально-культурных аспектов.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие области.

2. Многообразие и самобытность региональной этнокультуры с особенными традициями, представленными во всех видах искусства.

3. Мощный художественный потенциал региональных школ изящных искусств.

4. Развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства.

5. Уникальность природно-культурных ландшафтов области.

6. Широкая сеть культурной инфраструктуры в крупных и малых городах области, сельских поселениях.

7. Богатая история жизнедеятельности известных творцов: художников, писателей, хореографов, архитекторов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших город Белгород и Белгородскую область в России и за рубежом, а также меценатов, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры области.

8. Богатство области творческими талантами. Возможности реализации и финансовой поддержки значимых для жителей области социально-культурных проектов, лучших творческих работников и одаренных детей области

1. Существенные различия в структуре культурных потребностей и культурно-ценностных ориентаций разных категорий населения области.

2. Тенденция нарастания потребительского отношения к культуре и падения общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у подрастающего поколения и молодежи.

3. Ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам уязвимых категорий населения области.

4. Несоответствие предложения сельских учреждений культуры спросу населения на культурно-досуговые услуги.

5. Слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных категорий населения.

6. Устаревший инструментарный фонд в большинстве детских музыкальных школ и детских школ искусств, образовательных и культурно-досуговых учреждениях сферы культуры.

7. Старение кадров в сфере культуры.

8. Низкий уровень заработной платы работников сферы культуры. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ сферы культуры области для ее жителей и гостей

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Высокий стратегический потенциал области для развития сферы культуры (историко-культурное наследие, уникальная природа в сочетании с удачным географическим положением, богатый творческий потенциал).

2. Рост спроса на продукцию и услуги мастеров декоративно-прикладного творчества.

3. Растущая потребность населения в культурной жизни (увеличивается количество общественных инициатив в виде различных частных проектов).

4. Насыщенный культурный календарь (международные, межрегиональные фестивали, гастроли, развитие событийного туризма).

5. Более интенсивное использование имеющихся на территории города Белгорода объектов историко-культурного наследия в создании культурных услуг

1. Сокращение бюджетных расходов на сферу культуры в ситуации финансового кризиса. Как следствие - высокий риск потери уникальности и самобытности региональной культуры.

2. Отсутствие капиталовложений в инновации в сфере культуры. Как следствие - высокий риск утраты привлекательности территории для жизни молодежи.

3. Влияние глобальной массовизации культуры и, как следствие, упрощение культурных вкусов молодого поколения, усиление его отрыва от традиций многонациональной культуры России, этнокультуры региона.

4. Перевод учреждений культуры на уровень муниципальных услуг, что неизбежно негативно скажется на развитии сферы культуры как стратегического фундамента развития региона


В результате SWOT-анализа состояния сферы культуры региона выявлены следующие противоречия между:

- современными культурными потребностями общества и неготовностью специализированных институтов и структур сферы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу;

- необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту всех категорий населения и отсутствием комплекса региональных мероприятий, направленных на приобщение к культуре целевых групп населения: студенческой молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц пенсионного возраста;

- потребностью сферы культуры в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным престижем данной отрасли;

- необходимостью быстрого обновления сложившегося культурного достояния, уже не отвечающего новым потребностям общества, и сохранением культурной идентичности, историко-культурного богатства региона;

- необходимостью закрепления уже существующих и развития новых культурных брендов Белгородской области и отсутствием брендинговых программ в сфере культуры;

- пониманием важности формирования культурной элиты региона и отсутствием эффективной региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей.

Для разработки механизма преодоления существующих противоречий развития социально-культурной практики необходим системный анализ культурной ситуации в области, который позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед сферой культуры в целом, но и детально разработать перспективные направления ее развития.


4. Цель Стратегии


Цель Стратегии определяет культурную политику Правительства Белгородской области как социально ответственную, ориентированную на интересы общества и на интересы конкретного человека, творца и потребителя культурных благ.

Главная цель Стратегии - формирование культурно-ценностных ориентаций населения региона посредством развития сферы культуры.

Культура признана важнейшим фактором, без которого невозможно создание качественной социально-природной среды обитания, где каждый человек имеет возможность творчества и приобщения к культуре, а культурная жизнь региона становится частью его повседневного бытия.

Исходя из данных положений, выявленных противоречий, учитывая институциональные, социальные и личностные аспекты культуры, выделены приоритетные направления развития сферы культуры.


5. Приоритетные направления развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы

5.1. Сохранение культурно-исторического наследия Белгородской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»