Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2013 года N 656

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПОДДЕРЖКА ПРОЖИВАЮЩЕГО И ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ В РЕСПУБЛИКУ ДАГЕСТАН РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 2014-2017 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 30.04.2015 N 129.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства РД от 27.03.2015 N 86)

Правительство Республики Дагестан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014-2017 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Дагестан при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год и плановый период предусматривать средства на реализацию Программы.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2011 года N 464 "Об утверждении республиканской целевой программы "Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2012-2014 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2011, N 23, ст. 1137).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Джафарова Р.Д.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ


Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 13 декабря 2013 года N 656


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПОДДЕРЖКА ПРОЖИВАЮЩЕГО И ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ В РЕСПУБЛИКУ ДАГЕСТАН РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 2014-2017 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Правительства РД от 27.03.2015 N 86)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПОДДЕРЖКА ПРОЖИВАЮЩЕГО И ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ В РЕСПУБЛИКУ ДАГЕСТАН РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 2014-2017 ГОДЫ"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство по национальной политике Республики Дагестан

Соисполнители Программы

-

Министерство культуры Республики Дагестан,
Министерство печати и информации Республики Дагестан,
Министерство образования и науки Республики Дагестан,
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан,
Министерство по делам молодежи Республики Дагестан,
администрация муниципального образования "город Кизляр" (по согласованию),
администрация муниципального образования "Кизлярский район" (по согласованию),
администрация муниципального образования "Тарумовский район" (по согласованию),
Кизлярское особое приграничное окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства РД от 27.03.2015 N 86)

Участники Программы

-

Министерство по национальной политике Республики Дагестан,
Министерство культуры Республики Дагестан,
Министерство печати и информации Республики Дагестан,
Министерство образования и науки Республики Дагестан,
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан,
Министерство по делам молодежи Республики Дагестан,
администрация муниципального образования "город Кизляр" (по согласованию),
администрация муниципального образования "Кизлярский район" (по согласованию),
администрация муниципального образования "Тарумовский район" (по согласованию),
Кизлярское особое приграничное окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства РД от 27.03.2015 N 86)

Цель Программы

-

содействие социально-экономическому обустройству мест компактного проживания русского населения в Республике Дагестан, а также развитию этнокультурного потенциала русского населения в Республике Дагестан

Задачи Программы

-

обеспечение условий проживания русского населения в местах компактного проживания;
создание развитой инженерной инфраструктуры в местах компактного проживания русского населения;
создание развитой социальной инфраструктуры в местах компактного проживания русского населения;
обеспечение реализации прав русского населения в сфере культуры

Этапы и сроки реализации Программы

-

2014-2017 годы, в один этап

Подпрограмма Программы

-

"Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2014-2016 годы"

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

удельный вес русского населения в общей численности населения:
МО "город Кизляр":
2013 г. - 41,1 процента;
2014 г. - 41,8 процента;
2015 г. - 42,8 процента;
2016 г. - 43,8 процента;
2017 г. - 44,5 процента;
МО "Кизлярский район":
2013 г. - 12,4 процента;
2014 г. - 13,2 процента;
2015 г. - 14,2 процента;
2016 г. - 15,2 процента;
2017 г. - 16,5 процента;
МО "Тарумовский район":
2013 г. - 19,6 процента;
2014 г. - 20,4 процента;
2015 г. - 21,4 процента;
2016 г. - 22,4 процента;
2017 г. - 23,5 процента;
строительство жилья для русского населения;
создание развитой инженерной инфраструктуры в местах компактного проживания русского населения, включающее дорожное строительство, строительство водопроводных сетей, газопроводов;
создание развитой социальной инфраструктуры в местах компактного проживания русского населения, включающее строительство школьных и дошкольных учреждений, медицинских учреждений, строительство и реконструкцию центров русской культуры, церквей;
увеличение количества русского населения, принимающего участие в реализации этнокультурных проектов

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования за весь период реализации Программы - 264,485 млн. рублей, в том числе за счет:
республиканского бюджета Республики Дагестан - 243,845 млн. рублей, из них на реализацию подпрограммы "Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2014-2016 годы" (далее - подпрограмма) - 11,345 млн. рублей;
муниципальных бюджетов - 20,64 млн. рублей (по согласованию).
Объем ресурсного обеспечения реализации Программы по годам составит:
2014 г. - 12,133 млн. рублей;
2015 г. - 107,763 млн. рублей;
2016 г. - 88,209 млн. рублей;
2017 г. - 56,38 млн. рублей, в том числе за счет:
республиканского бюджета Республики Дагестан:
2014 г. - 10,0 млн. рублей;
2015 г. - 97,5 млн. рублей;
2016 г. - 75,5 млн. рублей;
2017 г. - 49,5 млн. рублей;
муниципальных бюджетов:
2014 г. - 0,66 млн. рублей;
2015 г. - 5,3 млн. рублей;
2016 г. - 7,8 млн. рублей;
2017 г. - 6,88 млн. рублей;
объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы по годам составит:
2014 г. - 1,473 млн. рублей;
2015 г. - 4,963 млн. рублей;
2016 г. - 4,909 млн. рублей

(в ред. Постановления Правительства РД от 27.03.2015 N 86)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

социально-экономическое развитие территорий компактного проживания русского населения, в том числе ввод в действие индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов для 1303 семей русского населения;
ввод в эксплуатацию школ и детских дошкольных учреждений на 2000 мест;
ввод в эксплуатацию зданий центров русской культуры - 200 кв. м;
капитальный ремонт молодежного центра - 472 кв. м;
ввод в эксплуатацию 120,3 км внутрипоселковых и межпоселковых дорог, водопроводных и газовых сетей;
строительство медицинских учреждений на 250 посещений в смену;
снижение уровня миграции и создание привлекательных условий для возвращения в Республику Дагестан русского населения;
этнокультурное развитие русского населения (в рамках Программы будут реализованы этнокультурные мероприятия, охватывающие в целом 30,0 тыс. человек)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Вопрос о снижении оттока и возвращении русского населения на территорию Северо-Кавказского федерального округа отнесен руководством Российской Федерации к одной из стратегических задач по стабилизации ситуации на Северном Кавказе.

В Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р (раздел "Межнациональные отношения"), отмечено, что прекращение оттока и возвращение русского населения на территорию Северо-Кавказского федерального округа является стратегической задачей. Русское население для Северо-Кавказского федерального округа не только важнейший фактор стабилизации этнополитической ситуации, но и источник высококвалифицированных кадров, необходимых для обеспечения устойчивого развития и достижения его инвестиционной привлекательности.

За период с 1989 по 2010 год субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, покинули около 300 тыс. русских, или 27,5 процента от общей численности населения. Общественно-политическая и социально-экономическая значимость вопроса была обозначена Президентом Российской Федерации, а также общественными лидерами Северо-Кавказского федерального округа в мае 2010 г. на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвященном ситуации на Северном Кавказе. Эта проблема также поднималась на III Съезде народов Дагестана, прошедшем в г. Махачкале 15 декабря 2010 года, на заседании Президиума Госсовета России в г. Уфе 11 февраля 2011 года, через призму которых и необходимо подходить к решению рассматриваемой проблемы.

Русские - один из крупных по численности народов, населяющих Дагестан. Вместе с тем их численность в республике постепенно снижается, о чем свидетельствуют данные всероссийских переписей населения. За 1989-2010 годы численность русского населения сократилась на 45,04 тыс. человек, составив по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года 104,02 тыс. человек, или 3,6 процента в общей численности населения (в 1989 году - 9,21 процента).

В республике вопросу предупреждения оттока русскоязычного населения уделяется приоритетное внимание. Так, в 1993 году была создана Правительственная комиссия Республики Дагестан по проблемам русскоязычного населения, на заседаниях которой регулярно рассматривается деятельность органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по решению вопросов, связанных с предупреждением оттока русскоязычного населения из республики, проводится полный анализ сложившейся ситуации. Принятые на заседаниях решения были оформлены в виде рекомендаций, в соответствии с которыми органами исполнительной власти и местного самоуправления была проведена определенная работа, направленная на снижение оттока русского населения за пределы республики, принят План мероприятий по снижению миграции и созданию условий для возвращения и обустройства русскоязычного населения в Республику Дагестан.

Миграционные процессы определяются в первую очередь социально-экономическими условиями, четко кореллируются с теми или иными тенденциями в политической и экономической ситуации в регионе. Следует отметить, что в городах оттоку способствовала конверсия оборонных отраслей промышленности, где в основном были заняты специалисты русской национальности, и резкий рост в этой связи безработицы. Наибольшая доля оттока русского населения из республики приходится на Махачкалу (около 45 процентов) и Северный регион Республики Дагестан (около 15 процентов), где русское население компактно проживает исторически.

Другой не менее важной составляющей в процессе стабилизации оттока русского населения из республики является подготовка русских кадров и обучение в вузах республики. Незначительно и число русских студентов Северного региона Республики Дагестан в вузах - 2,9 процента.

Особое внимание в республике уделяется представительству русского населения в органах государственной власти. Среди руководителей в органах государственной власти и управления Дагестана русские представлены Первым заместителем Председателя Народного Собрания Республики Дагестан, заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан, двумя министрами Республики Дагестан. В парламенте Дагестана по итогам выборов 13 марта 2011 года русские представлены четырьмя депутатами, в том числе председателем Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по делам молодежи, спорту и туризму.

Повышению культуры межнационального общения в республике уделяется приоритетное внимание. Осознавая, что межэтнический мир в прошлом и настоящем Дагестана основан на историческом опыте совместного проживания его народов, в поле зрения республиканской прессы постоянно находятся вопросы укрепления дружбы дагестанских народов, сохранения и упрочения в сознании молодых дагестанцев традиций гражданственности и патриотизма. На русском языке ведутся 95 процентов телепрограмм и 60 процентов радиопередач. Во всех районах и городах, где проживает русское население, издаются печатные СМИ на русском языке.

В Махачкале открыт мемориальный комплекс, посвященный русской интеллигенции. Установлен памятник основателю города - Петру I.

Деятельность республиканских органов власти также направлена на поддержку, развитие и распространение русского языка, который является в Дагестане языком межнационального общения.

Органами государственной власти уделяется серьезное внимание налаживанию конструктивного диалога между представителями традиционных конфессий республики. Лидерами конфессий реализуется совместный План мероприятий, направленных на консолидацию усилий по противодействию религиозно-политическому экстремизму, сохранению межнационального и межконфессионального мира в республике.

Государственная политика в сфере конфессиональных отношений направлена в том числе на поддержание деятельности христианских православных объединений, создание благоприятных условий для отправления религиозных обрядов.

В Дагестане успешно функционируют Русский драматический театр им. М.Горького, Терский ансамбль казачьей песни, народный хор русской песни "Волна", которым оказывается поддержка в развитии и совершенствовании профессионального мастерства.

Серьезное внимание уделяется Северному региону Республики Дагестан, где русское население проживает компактно исторически. Сегодня на Северный регион Республики Дагестан приходится 30 процентов территории Дагестана, 8 процентов населения Республики Дагестан.

В последнее время самое пристальное внимание федерального руководства уделяется вопросам поддержки российского казачества. Принят федеральный закон о казачестве, Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и ряд других нормативно-правовых актов. На территории Республики Дагестан функционирует Кизлярский особый приграничный округ Терского казачьего войска, состоящий из 23 казачьих обществ. При Правительстве Республике Дагестан создана рабочая группа Республики Дагестан по делам казачества, вошедшая в состав Комиссии Северо-Кавказского федерального округа по делам казачества при Совете Президента Российской Федерации по делам казачества.

Несмотря на создание начальных условий для обустройства русского населения в местах компактного проживания для сохранения и развития их национально-культурной самобытности, цели не были достигнуты. Оставшиеся проблемы социально-экономического и этнокультурного развития русского населения требуют их решения на государственном уровне.

Отсутствие системного подхода к решению проблем русского населения привело к резкому снижению его доли в общей численности населения Республики Дагестан с 9,21 процента (1989 г.) до 3,6 процента (2010 г.).

Продолжающийся отток русского населения из республики отрицательно сказывается на состоянии и перспективах развития русского населения в Дагестане, наносит урон социально-экономическому развитию Дагестана в целом.

Приостановка оттока населения из республики, в том числе русского, и обеспечение его возвращения - безусловно, сложная проблема, связанная с решением целого комплекса социально-экономических задач, направленных на обеспечение комфортных условий жизни в республике.

Муниципальные образования Республики Дагестан, в которых русское население проживает компактно исторически, - это г. Кизляр, Кизлярский и Тарумовский районы.

Город Кизляр

Город Кизляр, основанный в 1735 году в низовьях реки Терек, является самым крупным населенным пунктом, важнейшим транспортным и промышленным центром на севере Республики Дагестан.

В Кизляре создана, действует и развивается определенная инфраструктура, включающая в себя 11 общеобразовательных школ, 16 дошкольных и внешкольных учреждений, 4 средних специальных учебных заведения, 4 филиала вузов России, телевизионный ретранслятор и 2 телестудии, крупнейший в регионе больнично-поликлинический комплекс, почтамт и узел связи с АТС на 7 тыс. номеров, предприятия бытового и коммунального обслуживания. Коммунальное хозяйство города включает в себя водопроводные, канализационные, электрические и газовые сети, водозаборы и очистные сооружения, насосные станции.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Кизляре постоянно проживают 51,7 тыс. человек, состав многонациональный, с преобладанием русского населения.

Под влиянием внутренней и внешней миграции значительные изменения претерпела демографическая ситуация. Внешней миграции в основном подвержено русское население, численность которого за последние 10 лет сократилась с 49,2 процента в удельном весе населения города за 2002 год до 41,1 процента за 2010 год.

Остаются нерешенными проблемы обеспечения жителей города Кизляра жильем, детскими садами, школами, медицинскими пунктами и учреждениями культуры. Жилищно-коммунальное хозяйство и коммуникации развиты недостаточно, благоустройство города требует кардинальных изменений. Многие объекты образования и здравоохранения нуждаются в капитальном ремонте.

Бюджет города не позволяет решать данные и другие проблемы. Во все уровни бюджетов город перечисляет в год более 1,5 млрд. рублей, республика выделяет в местный бюджет всего 400-500 млн. рублей, что крайне отрицательно сказывается на развитии города, жизненном уровне населения, создает дополнительные проблемы по стабилизации обстановки.

Кизлярский район

На сегодняшний день Кизлярский район является одним из крупнейших в Республике Дагестан, состоящим из 84 населенных пунктов, объединенных в 22 муниципальных образования.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, население района составляет 67,3 тыс. человек. Это представители более 20 национальностей, в том числе русские, численность которых сократилась с 19,0 процента в удельном весе населения района за 2002 год до 12,4 процента за 2010 год.

Остаются нерешенными проблемы обеспечения жителей Кизлярского района жильем, дорогами, водой, газом, детскими садами, школами, медицинскими пунктами и учреждениями культуры.

Из 15756 семей, проживающих в Кизлярском районе, обеспечены водопроводом 50 процентов, а газопроводом - только 51 процент семей. Отсутствуют водопроводные, газопроводные сети в селах Александрии, Крайновке, Тушиловке и других.

При общей численности населения 67,3 тыс. человек учреждения здравоохранения имеют износ более 70 процентов.

Две русские семьи проживают во временном жилье, двести одна - нуждается в улучшении жилищных условий.

Протяженность межпоселковых дорог, включая дороги без твердого покрытия, составляет 178,8 км, из них твердое покрытие имеет 71,5 км дорог. Общая протяженность внутрипоселковых дорог, включая дороги без твердого покрытия, составляет 258 км, из них 206 км дорог не имеет твердого покрытия.

Тарумовский район

Тарумовский район был создан в 1946 году. В районе 25 населенных пунктов, объединенных в 13 муниципальных образований. Районным центром является село Тарумовка. Крупными муниципальными образованиями являются село Кочубей (численность населения 7767 человек), село Тарумовка (численность населения 6330 человек).

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, население района составляет 31,7 тыс. человек. Это представители более 20 национальностей, в том числе русские, численность которых сократилась с 25,1 процента в удельном весе населения района за 2002 год до 19,6 процента за 2010 год.

Общая площадь муниципального района составляет 337491 тыс. гектаров, в том числе сельхозугодья - 220,6 тыс. гектаров.

Протяженность автомобильных дорог федерального значения - 215 км, территориальных - 136,3 км (асфальтовое покрытие - 44,2 км, твердое покрытие - 92,1 км).

Остаются нерешенными проблемы обеспечения жителей Тарумовского района жильем, дорогами, водоснабжением, детскими садами, школами, медицинскими пунктами и учреждениями культуры, спортивными сооружениями.

Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики в отношении русского населения предполагает решение следующих задач:

жилищное строительство для семей русского населения;

строительство объектов социального и инженерного назначения в местах компактного проживания русского населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»